Мультстудия в работе учителя логопеда ДОУ.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Нам представляется возможным организация образовательного процесса таким образом, чтобы ученик чувствовал себя свободно, утверждался в коллективе сверстников и реализовывал свой потенциал, развивался. Именно этот психологический аспект лежит в основе внедрения техник арт-терапии в образовании [
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mult_studiya.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Мультстудия в работе учителя логопеда ДОУ.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта осуществляемый в образовательных организациях системно-деятельностный подход предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [12].
Нам представляется возможным организация образовательного процесса таким образом, чтобы ученик чувствовал себя свободно, утверждался в коллективе сверстников и реализовывал свой потенциал, развивался. Именно этот психологический аспект лежит в основе внедрения техник арт-терапии в образовании [12].
В последнее время слово арттерапия все чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, художников, людей, занимающихся детским творчеством, и у каждого есть свое видение того, что есть лечение искусством (арт — искусство, терапия — лечение) [6].
Арт-терапевтическая студия – это не отдельно созданное пространство для изобразительной деятельности, не отдельные кабинеты специалистов, а это направление работы, в котором задействованы все педагоги и помещения нашего учреждения.
Предметно-пространственная среда организуется таким образом, что в любой момент она может быть трансформирована в любую из мини-студий, перенесена в любое помещение или распределена по нескольким комнатам одновременно.
Практика организации арт-терапевтической студии
Арт-терапевтическая студия функционирует ежедневно, занятия проводятся педагогами и специалистами в основном во второй половине дня. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, все оборудование студии мобильно и трансформируемо. Это позволяет использовать его в различных помещениях, легко переносить, переставлять.
Арт-студия включает работу по нескольким направлениям:
- общее художественно-эстетическое развитие;
- коррекционное направление.
В работе арт-терапевтической студии совместно с воспитателями детского сада задействованы и такие специалисты, как учитель-логопед и педагог-психолог. За арт-студией нет жестко закрепленного помещения. Занятия проводятся одновременно несколькими педагогами в разных помещениях. Для того, чтобы эта работа проходила продуктивно, задействуются одновременно несколько помещений детского сада. Остановимся более подробно на коррекционном направлении.
Коррекционное направление
Работу в коррекционном направлении в нашем детском саду ежедневно осуществляют учитель-логопед и педагог-психолог.
При интеграции из используемых воспитателями и специалистами методик и приемов выбирается та, которая на момент организации работы наиболее удовлетворяет потребности детей.
Остановимся более подробно на коррекционно-развивающей работе в рамках функционирования мини-студии «Волшебная мастерская».
На примере создания мультсказки «Курочка рябя» детьми логопедической группы. С использованием созданных декораций, кукол. Озвучивание мультсказки детьми. Получение готовой мультсказки, как продукта совместной деятельности. В данной работе прослеживается интеграция таких специалистов как учителя-логопеда, воспитателя, преподавателя изобразительной деятельности.
1 этап. Модуль «Декораторы». Дети совместно с преподавателем изобразительной деятельности изготавливают декорации для сказки «Курочка рябя».
2 этап. Модуль «Кукольники». Совместное с воспитателем изготовление кукол из чулок, варежки и другого подручного материала.
3 этап. «Мини-студия театрального мастерства». Дети совместно с учителем-логопедом разучивают сказку по ролям. Идет работа над выработкой нужной интонации, эмоциональностью. Идет подборка материала для детей с учетом речевых нарушений ребенка.
4 этап. Модуль «Основы компьютерной графики». Рисование атрибутов к сказке на детских нетбуках для их дальнейшего изготовления из пластилина (возможно проведение работы при взаимодействии с модулем «Декораторы».
5 этап. Мультстудия «Юный аниматор». Создание мультсказки с использованием созданных декораций, кукол. Озвучивание мультсказки детьми. Получение готовой мультсказки как продукта совместной деятельности всех детей
Заключение
Арт-терапия относительно новое направление в российской практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности. Использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Как показывает практика, совместная деятельность, включающая арт- технологии, дает больший воспитательный, коррекционно-развивающий и обучающий эффект [8].
Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.
Арт-терапия в образовании характеризуется:
- комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;
- многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;
- относительной самостоятельностью от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);
- способностью к интеграции, трансформации.
В заключение хочется сказать, что мы находимся еще в начале пути по освоению и использованию арт-терапии. С нашей точки зрения – это очень эффективная технология развития познавательной сферы детей любого возраста.
Использованная литература
- Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. — Дошкольное образование, №18, 2010 г.
- Александрова Я. Влияние арт-терапии на развитие детей. Интернет-ресурс https://www.b17.ru/article/29406/
- Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учеб.-методическое пособие // сост. С.В. Велиева. - СПб. : Речь, 2005. - 240 с.
- Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - СПб. : Речь, 2007. - 336 с.
- Киселёва М. В. " Арт- терапия в работе с детьми СПб.: Речь, 2007. — 160 с.
- Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.
- Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
- Крамер Э. Арт-терапия с детьми. - М. : Владос, 2013. - 320 с
- Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.
- Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
- Николаева Т.П Арттерапевтические методы как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Интернет-ресурс http://festival.1september.ru/articles/551962/
- Носова А.А. Развитие творческой активности дошкольников с учетом ФГОС ДО // Реализация ФГОС в учреждениях общего образования Воронеской области: учено-методическое пособие / под общ. Ред. М.Ю. Савченко. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 116 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с].
- Татаринцева А.Ю., Носова А.А. Арт-терапия как метод психологической реабилитации //Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика: сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «ВГЛТА», 2014
- Шарова В.Д. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников. Интернет-ресурс http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/izobrazitelnaia-deiatelnost-kak-sredstvo-razvitiia-tvorcheskikh-sposobnostei-doshkolnikov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорош...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Фень Е.В. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Содержание:1.Актуальность.2. Содержание.3. Приложение....
Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов»
Выступление И.Н. Ломановой отличалось актуальностью выбранной темы, лаконичностью, продуманностью. Представленный материал был содержательным, насыщенным и доступным....
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда "Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда"
Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда...