Конспект ООД в старшей логопедической группе «Звук и буква С»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель — познакомить детей со звуком и буквой С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe_zvuk_i_bukva_s.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель — познакомить детей со звуком и буквой С.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный- согласный», звонкий-глухой», знания о звуках ,об артикуляции и характеристике звука С и о буквах.
- Формировать навык определения места звука в слове, умение составлять букву «С» из элементов.
- Автоматизировать звук «С» в слогах, словах, связной речи.
Коррекционно – развивающие:
- Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук.
- Развивать фонематические представления через определение наличия звука в слогах, словах; определение места звука в слове.
- Развивать в детях эмоционально – положительную отзывчивость от совместной деятельности с педагогом, активную речь детей, обогащать словарь.
- Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию через выполнение предложенных заданий.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым.
- Формировать умение слушать друг друга, свободно общаться.
Оборудование: предметные картинки на с; красные и синие кружки, шнурки, слайды.
Ход ООД:
1. Орг. момент.
Логопед: — встаньте в круг, давайте разомнемся, проснемся и приготовимся заниматься.
“Здравствуйте, ручки!”
(Дети поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках, а затем растирают ладони.)
“Вы проснулись?”
Дети: “Да!”
“Здравствуйте, глазки и щечки!”
(Указательными пальцами обеих рук от переносицы к вискам рисуют очки, а потом указательным, средним и безымянным пальцами проводят от висков к подбородку, гладят щечки.)
“Вы проснулись?”
Дети: “Да!”
“Здравствуй, носик!”
(Точечный массаж “крыльев” носа)
“Ты проснулся, носик?”
Дети: “Да!”
“Здравствуйте, ушки?”
(Массаж ушных раковин)
“Вы проснулись, ушки?”
Дети: “Да!”
“Здравствуй, ротик!”
(Растягивают губы в улыбке)
“Ты проснулся, ротик?”
Дети: “Да!”
- Очень любит наш роток улыбаться (упражнение «Улыбка»)
- А подвижный язычок заниматься.
- Наш язык «лопатку» сделал (упражнение «Лопатка»)
Раз, два,
А потом «забор» построил (упражнение «Заборчик»)
Красота!
Рядом с новеньким «забором» — «желобок» (упражнение «Желобок»)
По нему несется воздуха поток (воздушная струя направлена на кончик языка)
“Здравствуйте, все!”
(Поднимают руки вверх)
2. Введение в тему:
Игра «Подскажи словечко»:
Птица: ушки на макушке,
И большая голова.
Взгляд сердитый, клюв могучий,
Как зовут её? (Сова)
- Наша знакомая ученая сова, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)
А теперь вы звук узнайте,
И отгадки называйте.
Звук — в начале этих слов.
Отвечайте, кто готов?
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)
3. Основной этап.
Определить первый звук в словах-отгадках. Звук С.
Артикуляционная характеристика звука:
Губы улыбаются, видны зубы.
- А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).
- Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.
- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду — это согласный звук).
Дети прикладывают руку к горлышку — голосовые связки не вибрируют.
— Горлышко не «дрожит», значит звук С — глухой.
4. Развитие фонематического слуха:
Игра «Хлопни, если услышишь…» (Дети хлопают на звук С):
Со звуком [c] ты поиграй,
Звук [с] ты поймай.
а) из ряда звуков: А, С, Ш, Ж, С, О, М, С, З, С, И, С, К, С, Ш, С, Л, Р, С и т. п.
б) из ряда слогов: СА, ША, ЖА, СУ, ЗУ, ЖУ, СЫ, ЖИ, ЗЫ, ЫС, ЫШ, АС, АШ и др.
в) из ряда слов: СОМ, ЩЕТКА, ЗАЙКА, СОБАКА, ШУМ, СТОЛ, САМОЛЕТ, ЗУБЫ, ЦАПЛЯ, ПОСУДА, ШУБА, КВАС, СОН, ЩЕЛЬ, САМОСВАЛ, ПОДНОС, ЗАКАТ.
5. Закрепление звука в слогах:
Звуковой анализ слогов СЫН, НОС.
— Послушайте внимательно, какое слово я произнесу.
— Сколько звуков я произнесла?
— Какой звук первый?
— Какой второй?
— Какой звук последний?
Подобрать слова к получившейся звуковой схеме (дом, кот, дым, мак, автобус, оса, собака).
6. Развитие слухового внимания.
Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». Наша ученая сова подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».
7. Физминутка.
8. Игра «Составь букву»:
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Выкладываем букву С из шнурка.
(Выкладываем букву из шнурка, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе.)
9. Игра «Живые слоги»
Двое детей выходят к доске и становятся живыми звуками. Один ребенок становится звуком С. Для другого ребенка логопед показывает немой артикуляцией гласный звук, а ребенок выбирает соответствующую гласную букву. Логопед называет слог и дети выстраиваются соответственно. Остальные проверяют правильно или нет выполнено задание.
— Назовите получившийся слог.
10. Игра «Найди звук»
Нужно отгадать загадку, определить количество слогов и место звука С в слове.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее – (Лиса).
Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (Капуста).
Гладишь — ласкается,
Дразнишь – кусается (Пес).
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом. (Редис)
Днем спит,
Ночью летает. (Сова)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)
11. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»
На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы "Звук и буква М".
Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игрово...
Презентация к занятию по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей логопедической группе " Звук и буква В"
Материал рекомендован для логопеда, при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе...
Конспект подгруппового занятия с детьми старшей логопедической группы: « Звук Ж, буква Ж ».
В ходе занятия дети закрепляют проихношение звука Ж в слогах, словах, фразах, знакомятся с буквой Ж, выполняют интересные задания....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"
Образовательные задачи. Знакомство со звуками [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...
Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Зз"
Знакомство со звуками [з] и [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза...
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звук и буква Щ».
Конспект комбинированного логопедического занятия с использованием методов и приемов, направленных на развитие словесно-логического мышления.Тема: Звук и буква Щ.Цели: закрепление правильного произнош...