Конспект ООД в старшей логопедической группе «Звук и буква С»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кондратенко Наталья Владимировна

Цель — познакомить детей со звуком и буквой С.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звук С, буква С

        

Цель — познакомить детей со звуком и буквой С.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный- согласный», звонкий-глухой», знания о звуках ,об артикуляции и характеристике звука С и о буквах.
  •  Формировать навык определения места звука в слове, умение составлять букву «С» из элементов.
  •  Автоматизировать звук «С» в слогах, словах, связной речи.

Коррекционно – развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук.
  • Развивать фонематические представления через определение наличия звука в слогах, словах; определение места звука в слове.
  • Развивать в детях эмоционально – положительную отзывчивость от совместной деятельности с педагогом, активную речь детей, обогащать словарь.
  • Развивать внимание, память, мышление, зрительную координацию через выполнение предложенных заданий.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослым.
  • Формировать умение слушать друг друга, свободно общаться.

Оборудование: предметные картинки на с; красные и синие кружки, шнурки, слайды.

Ход ООД:

1. Орг. момент.

Логопед: — встаньте в круг, давайте разомнемся, проснемся и приготовимся заниматься.

“Здравствуйте, ручки!”

(Дети поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках, а затем растирают ладони.)

“Вы проснулись?”

Дети: “Да!”

“Здравствуйте, глазки и щечки!”

(Указательными пальцами обеих рук от переносицы к вискам рисуют очки, а потом указательным, средним и безымянным пальцами проводят от висков к подбородку, гладят щечки.)

“Вы проснулись?”

Дети: “Да!”

“Здравствуй, носик!”

(Точечный массаж “крыльев” носа)

“Ты проснулся, носик?”

Дети: “Да!”

“Здравствуйте, ушки?”

(Массаж ушных раковин)

“Вы проснулись, ушки?”

Дети: “Да!”

“Здравствуй, ротик!”

(Растягивают губы в улыбке)

“Ты проснулся, ротик?”

Дети: “Да!”

- Очень любит наш роток улыбаться (упражнение «Улыбка»)

- А подвижный язычок заниматься.

- Наш язык «лопатку» сделал (упражнение «Лопатка»)

Раз, два,

А потом «забор» построил (упражнение «Заборчик»)

Красота!

Рядом с новеньким «забором» — «желобок» (упражнение «Желобок»)

По нему несется воздуха поток (воздушная струя направлена на кончик языка)

“Здравствуйте, все!”

(Поднимают руки вверх)

2. Введение в тему:

Игра «Подскажи словечко»:

Птица: ушки на макушке,
И большая голова.
Взгляд сердитый, клюв могучий,
Как зовут её? (Сова)

- Наша знакомая ученая сова, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.

Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)

А теперь вы звук узнайте,
И отгадки называйте.
Звук — в начале этих слов.
Отвечайте, кто готов?

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)

3. Основной этап.

Определить первый звук в словах-отгадках. Звук С.

Артикуляционная характеристика звука:

Губы улыбаются, видны зубы.

- А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).

- Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.

- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду — это согласный звук).

Дети прикладывают руку к горлышку — голосовые связки не вибрируют.

— Горлышко не «дрожит», значит звук С — глухой.

4. Развитие фонематического слуха:

Игра «Хлопни, если услышишь…» (Дети хлопают на звук С):

Со звуком [c] ты поиграй,

Звук [с] ты поймай.

а) из ряда звуков: А, С, Ш, Ж, С, О, М, С, З, С, И, С, К, С, Ш, С, Л, Р, С и т. п.

б) из ряда слогов: СА, ША, ЖА, СУ, ЗУ, ЖУ, СЫ, ЖИ, ЗЫ, ЫС, ЫШ, АС, АШ и др.

в) из ряда слов: СОМ, ЩЕТКА, ЗАЙКА, СОБАКА, ШУМ, СТОЛ, САМОЛЕТ, ЗУБЫ, ЦАПЛЯ, ПОСУДА, ШУБА, КВАС, СОН, ЩЕЛЬ, САМОСВАЛ, ПОДНОС, ЗАКАТ.

5. Закрепление звука в слогах:

Звуковой анализ слогов СЫН, НОС.

— Послушайте внимательно, какое слово я произнесу.

— Сколько звуков я произнесла?

— Какой звук первый?

— Какой второй?

— Какой звук последний?

Подобрать слова к получившейся звуковой схеме (дом, кот, дым, мак, автобус, оса, собака).

6. Развитие слухового внимания.

Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». Наша ученая сова подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».

7. Физминутка.

8. Игра «Составь букву»:

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Выкладываем букву С из шнурка.

(Выкладываем букву из шнурка, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе.)

9. Игра «Живые слоги»

Двое детей выходят к доске и становятся живыми звуками. Один ребенок становится звуком С. Для другого ребенка логопед показывает немой артикуляцией гласный звук, а ребенок выбирает соответствующую гласную букву. Логопед называет слог и дети выстраиваются соответственно. Остальные проверяют правильно или нет выполнено задание.

— Назовите получившийся слог.

10. Игра «Найди звук»

Нужно отгадать загадку, определить количество слогов и место звука С в слове.

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее – (Лиса).

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (Капуста).

Гладишь — ласкается,
Дразнишь – кусается (Пес).

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом. (Редис)

Днем спит,
Ночью летает. (Сова)

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)

11. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы "Звук и буква М".

Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие  построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игрово...

Презентация к занятию по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей логопедической группе " Звук и буква В"

Материал рекомендован для логопеда, при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе...

Конспект подгруппового занятия с детьми старшей логопедической группы: « Звук Ж, буква Ж ».

В ходе занятия дети закрепляют проихношение звука Ж в слогах, словах, фразах, знакомятся с буквой Ж, выполняют интересные задания....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"

   Образовательные задачи. Знакомство со звуками  [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Зз"

Знакомство со звуками  [з] и [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза...

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звук и буква Щ».

Конспект комбинированного логопедического занятия с использованием методов и приемов, направленных на развитие словесно-логического мышления.Тема: Звук и буква Щ.Цели: закрепление правильного произнош...