Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома
консультация (младшая, средняя группа)

Антонова Светлана Владимировна

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Роль семьи в воспитании правильной речи детей.

 Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома.

АЗБУЧНЫЕ ИСТИНЫ

Для правильного развития речи ребенка  родителям необходимо соблюдать некоторые условия:

- не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребенка речевыми занятиями. Игры и весь речевой материал должны соответствовать его возрасту;

- в общении с ребенком следите за своей речью. Говорите не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, не забывайте при чтении о выразительности. Непонятные слова и обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясняйте малышу;

- не  подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными формами – все это тормозит речевое развитие;

- своевременно исправляйте и устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Тактично поправьте его и покажите, как правильно надо произнести слово;

- если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте: говорить надо внятно, четко и не спеша;

- не оставляйте без ответа вопросы ребенка и не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

- раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон, телефон и пр. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. Далее - беседы с ребенком, его речь во время игр, чтения стихов, пересказ прочитанного, самостоятельные высказывания. Такие записи со временем не только помогут в работе над речью, но и будут хорошим подарком для подросших сына или дочери.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя и общался свободно и уверенно.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера, усложняет адаптацию к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно-логического мышления.

Важнейшим условием для овладения правильной речью является та речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней своего существования. Поэтому для овладения правильной речью неоценима роль семьи и всех, кто в ней живет.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры.

В предлагаемые словесные игры и упражнения можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, на прогулке, по пути в магазин, на даче, перед сном и т.д.

  1. «Слово на ладошке» - назвать предметы, названия которых находятся у вас в кармане, на потолке, на лице и т. Д.
  2.  «Что бывает?» - подобрать к прилагательному существительное, согласованное с ним в роде, числе и падеже:

     Зеленый-дом, помидор…

          Зимняя-одежда, рыбалка…

          Домашнее-печенье, задание…

  1. «Скороговорки-языколомки – необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА.

ТКЕТ ТКАЧ ТКАНИ НА ПЛАТЬЕ ТАНЕ.

  1. «Общие слова» - ребенок должен назвать фрукты, овощи, одежду, птиц, деревья и пр.
  2. «Четвертый – лишний» - ребенок должен назвать лишнее и объяснить, почему так.
  3.  «Скажи наоборот» - взрослый говорит слово, ребенок подбирает к нему соово «наоборот».

Плакать – смеяться, стоять – бежать, горячий – холодный и т.д.

  1. «Подбери слово» - предлагается подобрать слово на какой-либо звук.
  2. «Большой-маленький» - назвать ласково: стул – стульчик, рыбка – рыбонька и т.д.
  3. «Отгадай загадку»
  4.  «Назови, какой? :  сок из апельсина – апельсиновый, одеяло из шерсти – шерстяное и пр.
  5.  «Подбери по смыслу»: птица – перья, рыба – чешуя и т.д.
  6.  «Расскажи сказку»:, беседуйте по содержанию, играйте по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».

Упражнения артикуляционной гимнастики ,игры для развития лексико0грамматических представлений....

Роль семьи в воспитании грамотной речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома

Педагоги любой группы должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлеж...

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании правильной речи ребенка"

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. С каждым годом общество предъявляет  всё более высокие требования не т...

Игровые упражнения по развитию речи детей "Играем вместе" с 06.05-08.05

Лексическая тема: 9 мая День победы по программе "Мозаика"...

Роль семьи в воспитании правильной речи детей.

Роль семьи в воспитании правильнойречи детей....

«Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста дома»

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется г...

Игровые упражнения для развития речи детей «Моя семья».

Игровые упражнения для развития речи детей «Моя семья»....