Методическая разработка использования лексико-грамматических игр и упражнений в развитии речи у дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В данной методической разработке дана характеристика речи дошкольников с ОНР, раскрыт вопрос формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР и направления работы, приведены лексико-грамматические игры и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lgi.docx | 764.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 7 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Использование лексико-грамматических игр и упражнений в развитии речи у дошкольников с ОНР
Учитель-логопед:
Болдырева И.П.
Санкт-Петербург
2024
Содержание
Введение стр. 3
Характеристика речи дошкольников с ОНР стр. 3
Формирование грамматического строя речи,
направления работы стр. 3
Лексико-грамматические игры и упражнения стр. 5
Список литературы стр. 9
Введение
Слово – единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку, существует в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Усвоение ребенком нового слова идет через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова.
Развитие словаря ребенка дошкольного возраста зависит от многих факторов: уровня развития мышления, от социально-культурного уровня людей воспитывающих ребенка, от того насколько родители уделяют вниманию общению с ребенком, от организации развивающей среды.
При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словоизменения и словообразования. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение.
Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразвитие речи (ОНР), что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада, а в дальнейшем программой общеобразовательной школы.
Характеристика речи дошкольников с ОНР
У детей с ОНР отмечается ограниченность словарного запаса. При этом понимание речи окружающих приближается к нормативным показателям.
Дети с ОНР не знают наименований ягод (клюква, земляника, брусника), рыб, цветов (фиалка, незабудка), диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела (стопа, локоть, лоб) и частей предметов (фара, кузов) и т.д. Для детей составляет трудность употребление таких слов, как овца, лось, осел, грач, стрекоза, кузнечик, молния, гром, продавец, парикмахер и др. Значительные затруднения вызывает употребление прилагательных, глаголов. В словаре детей с ОНР преобладают слова бытовой тематики, глаголы, обозначающие действия, которые ребенок видит и выполняет.
Для таких детей характерна неточность употребления слов. Они неправильно используют, заменяют слова близкие по значению: лимон – апельсин, майка – рубашка, одежда – кофты, открывать – дверь… Называют различные признаки или действия одним словом: узкий, низкий, тонкий, короткий – словом «маленький»; воркует, чирикает – глаголом «поёт». Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Формирование грамматического строя речи, направления работы
Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.
Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи вызывают в речи ребенка грамматические ошибки (ногов, ножов, мячов). Этот процесс может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировка на форму слова, они не прислушиваются к ней.
В процессе речевой практики, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциация.
В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как повторение, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.
При проведении коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков.
Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.
Направления работы
1. Развитие словаря:
- активизация и обогащение словаря по теме;
- описание предметов, особенностей строения;
- называние действий с данными по теме предметами;
-называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.
2. Формирование грамматических представлений:
- упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;
-упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;
- употребление предлогов;
- составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.
Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:
-настольно-печатные;
-дидактические;
-подвижные игры;
-сюжетно – ролевые;
-компьютерные игры.
При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.
Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.
Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 10 минут, таким образом, они составляют лишь часть занятия. Для того, чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих или знакомых. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматической ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи.
При отборе материала игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети непросто запоминали грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.
Лексико-грамматические игры и упражнения вызывают у детей интерес и положительные эмоции. Таким образом, широкое использование лексико-грамматических игр и упражнений являются наиболее эффективными методами в формировании лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
Лексико-грамматические игры и упражнения
Игры разработаны, для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).
Учим ребёнка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Взрослый называет большой предмет, а ребёнок – маленький.
Например: мяч – мячик.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка образовывать форму множественного числа существительных в именительном падеже.
Взрослый называет существительное в единственном числе, а ребёнок называет существительное во множественном числе именительного падежа.
Например: стакан – стаканы.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка согласовывать притяжательные местоимения с
существительными.
Взрослый называет существительное, а ребёнок подбирает подходящее притяжательное местоимение «мой», «моя», «моё», «мои».
Например: кукла – моя кукла.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в дательном падеже.
Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение.
Например: Кисть нужна … (художнику). Кость нужна … (собаке).
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в винительном падеже.
Взрослый показывает натуральные предметы или предметные картинки, а ребёнок, говорит, что или кого он видит.
Например: Мяч – Я вижу мяч.
Собака – Я вижу собаку.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в родительном падеже.
Взрослый говорит, что у вас есть, а ребёнок, говорит, чего у него нет.
Например: У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в творительном падеже.
Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение.
Н апример: Зайца угощу … (морковкой).
Собаку угощу … (косточкой).
Курицу угощу … (пшеном).
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в предложном падеже.
Взрослый называет слово, а ребёнок, говорит, о ком или о чём он думает.
Например: Кукла – Я думаю о кукле.
Самолёт – Я думаю о самолёте.
Учим ребёнка согласовывать числительные «один», «одна» с существительными.
1. Взрослый называет существительное, а ребёнок подбирает к этому существительному числительное «один» или «одна».
Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.
Например: Шапка – одна шапка. Мяч – один мяч.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
2. Подобрать к числительным «один», «одна» как можно больше существительных.
Например: Один – нос, мяч и т.д. Одна – кукла, кровать и т.д.
Учим ребёнка согласовывать числительные «два», «две» с существительными. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком. Взрослый показывает картинку, а ребёнок подбирает к этому предмету числительное «два» или «две».
Например: Два самолёта.
Две машины.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка согласовывать числительные с существительными.
Предложите ребёнку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.
Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные.
Например: Сок из апельсина - … (апельсиновый сок).
Стакан из стекла - … (стеклянный стакан).
Кофта из шерсти - … (шерстяная кофта).
Лист берёзы - … (берёзовый лист).
Учим ребёнка изменять глаголы по числам.
Взрослый предлагает ребёнку сказать по образцу.
Например: Он сидит. – Они сидят.
О
Список литературы:
- Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. – Москва, АПО, 1996 г.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Грамматика в играх и картинках, СПб., Паритет,
2005 г.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., Союз, 1999 г.
- Лопухина И. А. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи, Москва, 1998 г.
- Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх, СПб., Детство-Пресс, 2007 г.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей, Москва, Профессиональное образование, 1993 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование словарно-логических игр и упражнений в развитии речи у дошкольников
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами...
Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи ребенка, путем пальчиковой логоритмики. Конспект занятия с детьми с ОНР подготовительной к школе группы "Зимний калейдоскоп"
Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти,...
Методическая разработка по лексико-грамматическому развитию в процессе математической подготовки дошкольников.
Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логи...
Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."
Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...
Методическая разработка Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития речи старших дошкольников
Гуманизация дошкольного образования, осуществляемая в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, предусматривает дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной работы с...
Методическая разработка «Использование игровой ситуации хоббихорсинга для закрепления навыка плавной речи у дошкольников с заиканием»
Методическая разработка «Использование игровой ситуации хоббихорсинга для закрепления навыка плавной речи у дошкольников с заиканием»...
Методическая разработка:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Игра - это планета, на которой обитает ребенок дошкольного возраста. Практически любые проблемы, возникающие в процессе музыкального во...