Подгрупповое логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках, предложениях с использованием ИКТ
план-конспект занятия по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Поныровский детский сад «Ромашка»
Подгрупповое логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л]
в слогах, словах, чистоговорках, предложениях
с использованием ИКТ
Выполнила:
учитель – логопед
Калужских Н.П.
п. Поныри, 2017г.
Подгрупповое логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л]
в слогах, словах, чистоговорках, предложениях
с использованием ИКТ
Тема: «День рождения кота Матроскина».
Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках, предложениях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1. Закреплять правильный артикуляционный уклад звука [Л].
2. Закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках, предложениях.
3.Упражнять в подборе слов - антонимов.
4. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
5. Пополнять и активизировать словарный запас.
Коррекционно - развивающие:
1. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
2. Развивать речевое дыхание.
3. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
4. Развивать зрительное внимание и восприятие, воображение.
5. Совершенствовать грамматический строй речи.
6. Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать самоконтроль.
2. Воспитывать отзывчивость, желание помогать.
3.Воспитывать умение выполнять игровые правила, желание работать в коллективе.
Оборудование: ноутбук, проектор для демонстрации слайдов, индивидуальные зеркала, вертушки, влажные салфетки, игрушки, ведёрки с рыбкой, удочки, цветные камешки, емкости, предметные картинки, шарики, игровые модули, мяч, липучки, игрушечный щенок, посылка, письмо от кота Матроскина, цветные печати.
Ход занятия:
1. Организационный момент (1 слайд)
Учитель-логопед приветствует детей.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
-Дети, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Учитель-логопед: Ребята! Сегодня к нам в детский сад на компьютер по электронной почте пришло письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка:
Задача здесь весьма проста:
Из Простоквашино кота
Любой дошкольник должен знать.
Попробуй имя отгадать.
-Правильно, ребята. Это кот Матроскин. (2 слайд)
-Дети, я распечатала письмо на принтере, и сейчас вам его прочитаю.
(3 слайд)
Здравствуйте, дорогие друзья!
Пишет вам кот Матроскин из деревни Простоквашино. У меня случилась неприятность – я заболел, а завтра мой день рождения, и я не могу дойти до почты, чтобы отправить телеграммы своим друзьям.
А Шарик мой сейчас гостит в соседней деревне у своего знакомого пса и не знает, что я решил праздновать день рождения.
Поэтому хочу обратиться к вам за помощью. Прошу вас помочь пригласить моих друзей на праздник и передать им приглашения, а чтобы вы побыстрее смогли до них добраться, отправляю за вами свой трактор – тр - тр Митю, дорогу он знает. Встречайте! (Трактор из модулей)
-Ах, вот что это за трактор здесь стоит. Оказывается, это тр – тр Митя.
-Здравствуй, тр- тр Митя.
2. Основная часть
Сообщение темы занятия
- Что же нам делать, ведь сегодня на занятии мы должны были учиться произносить слоги, слова, чистоговорки и предложения со звуком [Л], а тут такая неожиданность. Но ведь мы же не можем отказать коту Матроскину?
- Поможем коту Матроскину пригласить его друзей на день рождения?
- Если вы согласны, садимся в трактор и начинаем наше путешествие.
(Слайд 4)
Артикуляционная гимнастика (Слайд 5)
- Посмотрите, ребята, к кому мы приехали. Узнаёте, кто это? Правильно, это Винни Пух.
- Винни Пух очень любит мёд. Для того чтобы хорошо вылизывать горшочки из-под мёда, он делает гимнастику для язычка. Давайте вместе с ним сделаем зарядку для язычка.
1) УЛЫБОЧКА (Слайд 6)
Наш Мишутка – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!
2) ТРУБОЧКА
Кто играет на гитаре,
А медведь на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой.
3) БЛИНЧИК (Слайд 7)
Вот и завтракать пора:
Мишка нам напек блины,
Со сметаною они.
4) ЧИСТИМ ЗУБКИ (Слайд 8)
Каждый день, как и ребята,
Зубки чистят медвежата.
Вправо-влево щётка ходит,
Белизну зубам наводит.
4) КАЧЕЛИ (Слайд 9)
Сел мишка Винни на качели
И взлетел он выше ели.
Даже солнышка коснулся,
А потом назад вернулся.
-Давайте пригласим Винни Пуха на день рождения к коту. (Слайд 10)
-Вот что написал Матроскин в своем приглашении: «Дорогой Винни Пух, приглашаю тебя 21 декабря на свой день рождения в деревню Простоквашино.Твой друг, кот Матроскин».
-До свидания, Винни Пух.
-Ну а мы отправляемся дальше. (Слайд 11)
Дыхательная гимнастика (Слайд 12)
- Посмотрите, ребята, к кому мы приехали. Это же Карлсон.
- Карлсон живет очень далеко от деревни Простоквашино, и ему придется долго лететь. Давайте поможем Карлсону как следует завести пропеллер, а для этого подуем на вертушки. Дуем через вытянутые трубочкой губки, щеки не надувать.
- Молодцы, теперь Карлсон наверняка сможет долететь до Простоквашино.
-Мы оставляем Карлсону приглашение. (Слайд 13)
-А нам пора отправляться дальше. (Слайд 14)
Автоматизация изолированного звука [Л].
- Куда же нас привез трактор Митя на этот раз? (Слайд 15)
-Посмотрите, мы оказались в гостях у Маши из мультфильма «Маша и медведь».
- Маша играет со своим любимым самолетиком.
-Давайте мы тоже немного поиграем. Поможем самолетику долететь до облачка.
- Давайте слегка улыбнемся, поднимем язычок за верхние зубки и погудим, как самолетик: л-л-л-л-л-л-л-л.
- Молодцы, ребята, вы хорошо спели песенку самолетика.
- Давайте оставим Маше приглашение кота Матроскина. (Слайд 16)
-Дорогая Маша, кот Матроскин приглашает тебя на свой день рождения в деревню Простоквашино. А нам нужно успеть пригласить остальных друзей кота Матроскина. Поторопимся. (Слайд 17)
Упражнения на развитие фонематического восприятия.
- Дети, мы приехали к Дяде Федору. (Слайд 18)
-Он собирается в деревню к Матроскину и складывает для него продукты.
- Поможем Дяде Федору сложить всё в корзинку и немного поиграем: будем хлопать в ладоши, когда услышим в названии продукта звук [л].
- Молодцы, помогли сложить все продукты. Давайте оставим приглашение Дяде Федору. (Слайд 19)
- А нам уже пора.
- Садимся в трактор и едем дальше. (Слайд 20)
Закрепление произношения звука [Л] в слогах.
(Слайд 21)
- Смотрите, трактор Митя привез нас к коту Леопольду. Он собрался ловить рыбку, давайте ему поможем. Но, чтобы рыбка ловилась, нужно произнести волшебное заклинание. Сейчас каждый из вас попробует поймать рыбку.
- Для каждого из вас я назову свое волшебное заклинание, повторив которое, вы сможете поймать рыбку.
Кла-клы-кло Фла-фло-флу
Пла-пло-плу Зла-злэ-злы
Гла-глу-глэ Бла-бло-блы
Сла-слэ-слы Шла-шло-шлы
- Молодцы, ребята, помогли Леопольду наловить рыбки, которой он угостит кота Матроскина. Ой, чуть не забыли, нам же нужно отдать коту Леопольду приглашение. (Слайд 22)
- Дорогой Леопольд, Матроскин приглашает тебя на свой день рождения. Оставляем тебе приглашение, а нам пора в путь. (Слайд 23)
Пальчиковые игры
(Слайд 24)
- Посмотрите, куда же мы попали? Ой, да это же Лунтик.
-А что же он делает?
-Ребята, Лунтик выкладывает дорожку к домику из цветных камешков.
-Давайте, чтобы он быстрее закончил свою работу и смог прийти к Матроскину на день рождения, поможем ему рассортировать камешки.
- Сейчас каждый из вас будет бросать в коробочку такие же камешки, как и тот, что уже лежит в ней.
-Молодцы!
-Лунтик, кот Матроскин из деревни Простоквашино приглашает тебя и твоих друзей на свой день рождения. (Слайд 25)
- Лунтик, вот твое приглашение. Кот Матроскин ждет тебя в деревне Простоквашино вместе с твоими друзьями.
- А вы помните, с кем дружил Лунтик? (Мила, Пчеленок и Кузя).
- Дети, нам нужно друзей Лунтика тоже пригласить на праздник.
(Слайд 26)
- Посмотрите, а вот и Кузя прискакал. Кузя предлагает вам поиграть вместе с ним.
Физминутка.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
Поднимаем плечики,
Мы теперь кузнечики.
Хлопаем в ладошки и прыгаем на ножке.
На одной, на другой,
Как нам весело с тобой.
-Понравилось вам играть с Кузей?
-С Кузей мы поиграли, но давайте не будем забывать о нашем задании.
-Вот, Кузя, твоё приглашение на праздник к коту Матроскину. (Слайд 27)
Закрепление произнесения звука [Л] в словах.
(Слайд 28)
-Посмотрите, кто это к нам прилетел? (Пчеленок)
- Как хорошо, что он прилетел. Ведь нам надо и Пчеленка пригласить на день рождения к коту Матроскину.
-А вот и приглашение для Пчеленка. (Слайд 29)
-Ой, дети, я совсем забыла. Пчеленок ведь учится в школе.
-А в школе задают домашние задания. Вот и Пчеленку надо выполнить домашнее задание, иначе его не отпустят к коту Матроскину на праздник.
-Поможем Пчеленку справиться с уроками?
-Давайте посмотрим, что же ему задали на дом. (Слайд 30)
- 1-е задание: «Скажи наоборот». Пчеленку надо добавить в каждое
предложение слово со звуком [Л].
-Как будет наоборот? Давайте поможем Пчеленку подобрать слова и правильно произнесем звук [Л] в каждом слове.
Игра «Скажи наоборот»
У березки ствол тонкий, а у дуба - … (толстый).
Заяц трусливый, а лев - … (смелый).
Суп горячий, а мороженое - … (холодное).
Воздушный шар легкий, а гиря - … (тяжелая).
Зимой холодно, а весной - …(тепло).
Волк летом сытый, а зимой – … (голодный).
Сахар сладкий, а лимон – …(кислый).
Заяц летом серый, а зимой – …(белый).
Закрепление произнесения звука Л в чистоговорках
-Молодцы, ребята. Но Пчеленку нужно выполнить еще одно задание: научиться правильно проговаривать чистоговорки. Давайте поможем ему побыстрее справиться с домашним заданием, чтобы Пчеленок смог полететь к коту Матроскину. Покажем Пчеленку, как надо правильно проговаривать чистоговорки.
-Вы должны послушать чистоговорку, а потом повторить ее за мной.
Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела.
Ла-ла-ла-над цветком жужжит пчела.
Ла-ла-ла –вкусный мед несет пчела.
Лу-лу-у – мы увидели пчелу.
Лы-лы-лы – не боимся мы пчелы.
Лы-лы-лы – испугались мы пчелы.
Ала-ала-ала - пчелка крыльями махала.
Ила-ила-ила - пчелка мед носила.
-Молодцы, ребята. Теперь Пчеленок со своими друзьями наверняка успеют добраться до Простоквашино, где их ждет кот Матроскин.
-Ну а мы отправляемся дальше. (Слайд 31)
-Интересно, куда нас привезет на этот раз тр-тр Митя?
Лексико - грамматические упражнения на отработанном речевом материале.
-Посмотрите, это какая – то деревня. (Слайд 32)
-Наверное, это деревня, где гостит Шарик.
-Но что же там произошло? Почему пес в колючках лопуха?
-Дети, я поняла. Шарик со своим другом фотографировали лесных жителей, а на них чуть не напал волк.
-Дети, волк – это домашнее или дикое животное? (Волк – дикое животное)
-Где живет волк? (Волк живет в логове)
-Как называют детенышей волка? (Детенышей волка называют волчата)
-Давайте поиграем в игру «Чей хвост? Чьи лапы? Чьи уши? Чьи глаза?».
Игра «Чей хвост? Чьи лапы? Чьи уши? Чьи глаза?».
Образование притяжательных прилагательных.
-У волка хвост – волчий, лапы – волчьи, уши - волчьи, глаза – волчьи.
-Дети, пока Шарик со своим другом убегали от волка, к их шерсти прилепились колючки. Давайте поможем другу Шарика отлепить колючки с шерсти.
-Молодцы, ребята. Помогли Шарику и его другу. Давайте сообщим Шарику о дне рождения Матроскина, оставим ему приглашение. (Слайд 33)
-Дорогой Шарик, кот Матроскин приглашает тебя на свой день рождения.
- А мы отправляемся дальше.
-Я даже не знаю, куда привезет нас Тр-Тр Митя на этот раз. Садимся в трактор. (Слайд 34)
-Ой, посмотрите, мы же вернулись в наш детский сад. (Слайд 35)
-Усаживайтесь на стульчики. После такого путешествия вам нужно отдохнуть. А Тр-Тр Митя тоже немного отдохнет, а потом отправится в деревню Простоквашино, к Матроскину.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
-Дети, скажите, кому же мы сегодня помогли? (Мы помогли коту Матроскину).
-А как мы ему помогли? (Пригласили его друзей на день рождения).
-Вспомните, кого именно мы позвали на день рождения к коту?
-А чтобы наши сказочные друзья смогли успеть на праздник, что мы еще делали? (Помогали им выполнять разные задания).
-А пока мы помогали коту Матроскину и его друзьям, какой звук при этом тренировались правильно произносить? (Звук [Л])
-Понравилось вам наше путешествие?
-Я думаю, кот Матроскин очень рад, что вы ему помогли и он сможет встретиться со всеми своими друзьями на дне рождения.
(Стук в дверь) (Cлайд 36)
-Посмотрите, дети, здесь какая – то посылка. Давайте посмотрим, от кого она.
-Дети, на коробке написано, что посылку нам прислал кот Матроскин.
-Здесь еще письмо. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята! Спасибо Вам за то, что пригласили моих друзей на праздник. Вы мне очень помогли. Я хочу подарить вам небольшие подарки на память. До новых встреч, друзья! Кот Матроскин»
- Посмотрим, что же приготовил для вас кот Матроскин. (Цветные печати, конфеты и шарики).
-Спасибо, кот Матроскин!
-Наше занятие подошло к концу. До свидания, дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука Ш...
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях».
Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы , включающее в себя упражнения, задания и игры, будет интересным не только педагогам, но ,в первую очередь детям....
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях с помощью Лэпбука «Карта Острова сокровищ»
Данное занятие направлено на автоматизацию звука Р в слогах, словах и предложениях. На занятии я использовала Лэпбук, с помощью которого дети выполняли задания и искали пиратский клад....
Конспект подгруппового логопедического занятия на автоматизацию звука [Р]в слогах, словах, предложениях по теме «Зоопарк». (Для детей подготовительной группы 6-7 лет).
Цель: Автоматизация чёткого произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях Задачи:Образовательные:-актуалиазация словаря по лексической теме «Зоопарк» Коррекц...
Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках, предложениях.
Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках, предложениях....
Конспект подгруппового открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях и чистоговорках в подготовительной группе
Этап коррекционной работы: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях и чистоговорках.Цель: создание условий для продуктивного и эффективного закрепления звука [Р] в слогах, словах, предло...
Конспект подгруппового открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях и чистоговорках
Конспект подгруппового открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях и чистоговорках...