Конспект подгруппового открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях и чистоговорках в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Этап коррекционной работы: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях и чистоговорках.

Цель: создание условий для продуктивного и эффективного закрепления звука [Р] в слогах, словах, предложениях и чистоговорках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgruppovogo_otkrytogo_zanyatiya.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики

Конспект

подгруппового открытого логопедического занятия

по автоматизации звука [Р]

в слогах, словах и предложениях и чистоговорках

в подготовительной группе

                                                             Подготовила: учитель-логопед Зюляева М. С.

                                Дата проведения: 23.03.2023 г.

г. Козловка – 2023 год

Этап коррекционной работы: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях и чистоговорках.

Цель: создание условий для продуктивного и эффективного закрепления звука [Р] в слогах, словах, предложениях и чистоговорках.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- закреплять навык правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях и чистоговорках;

- вырабатывать навык контроля над собственной речью;

- формировать и расширять словарный запас;

- учить грамматически правильно оформлять предложения;

- формировать навык словообразования;

- развивать лексико-грамматические представления.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать мелкую, артикуляционную и общую моторику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать память, мыслительную деятельность.

3. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- воспитывать выдержку, усидчивость;

- создать эмоционально приподнятое настроение.

Ресурсы: картинки с изображением упражнений артикуляционной гимнастики; картинка «Цирк»; карандаши (с 6–ю гранями) на каждого ребенка; картинки с изображением цирковых тумб; буквы Ц, И, Р, К; предметные картинки ( цыпленок, игла, ракета, кот); картинки животных со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова (рысь, крокодил, тигр, мартышка, зебра, жираф), мяч; картинки с изображением облаков, на каждом из которых написан слог со звуком [Р]; магнитная доска и магниты.

Предварительная работа: беседа о цирке.

Ход КОД:

  1. Организационный момент.

Учитель-логопед: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

Дети: - Здравствуйте!

Учитель-логопед: - Предлагаю встать в круг и подарить друг другу хорошее настроение! Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Вдохнем через нос в себя все хорошее, радость, доброту и красоту, а выдохнем через рот все обиды и огорчения. (Вдох – выдох).

Учитель-логопед: - Сегодня, мы с вами отправимся в удивительное и волшебное место. А впереди нас ждет много интересных заданий.

- Пойдем мы не одни. У нас будет помощник – звук. Угадайте, какой это звук? Губкы улыбаются, зубкы разомкнуты, кончик языка дрожит, голос работает.

Дети: - Звук [Р].

Учитель-логопед: - Для того, чтобы попасть в удивительное место, необходимо отгадать слово-подсказку. Определите слово по первым звукам названий предметов на картинках: (цапля, индюк, рысь, корова) ЦИРК

- Какое слово у вас получилось?

Дети: - Цирк.

Учитель-логопед: - Правильно, это цирк (выкладывают на магнитной доске).

- Сегодня мы отправимся в цирк. Посмотрим цирковое представление и даже побываем в роли цирковых артистов.

2. Артикуляционная гимнастика. 

Учитель-логопед: - В цирке выступают разные артисты. Чтобы быть сильными и ловкими они делают специальную гимнастику. И мы с вами тоже подготовимся. Выполним артикуляционную гимнастику для правильного произнесения звука [Р]. (Учитель-логопед сопровождает артикуляционную гимнастику показом картинок соответствующих артикуляционных упражнений)

Упражнение «Заборчик»

Учитель-логопед: - Цирковое представленье

Нам повысит настроенье! (Широко улыбаемся) 

Упражнение «Качели»

Учитель-логопед: - А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз:

         На качели дружно сели,

Вверх под купол полетели.

Я качаюсь на качелях

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь,

А затем спускаюсь вниз. (Язычок поднимается к носу и опускается к подбородку)

- На арене выступает цирковой оркестр.

Упражнение «Барабанщик»

Учитель-логопед: - А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь:

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д.

Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д.

Бей, руками помогай, д-д, д-д-д.

Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д.

Учись играть на барабане, д-д, д-д-д.

Твой язык послушным станет, д-д, д-д.

Упражнение «Лошадка»

Учитель-логопед: - А спортсменка-акробатка

Ловко скачет на лошадке. (Пощелкаем кончиком языка) 

Упражнение «Гармошка»

Учитель-логопед: - На гармошке я играю,

          Всех в цирк я приглашаю.

- Молодцы! А теперь глазки закрывайте.

1-2-3 – дружно повернитесь, и в цирке окажитесь.

3. Произнесение звука в слогах. 

Учитель-логопед: - Вот мы и в цирке. Как вы думаете, какие артисты здесь работают?

Дети: (Ответы детей) 

Учитель-логопед: - Начинаем представленье

Всем гостям на удивленье!

Мы сегодня будем с вами

В этом зале циркачами!

- Представление начинается. На арене цирка выступают воздушные гимнасты. Воздушные гимнасты летают так высоко, что могут даже прыгать по облакам. Предлагаю и вам попрыгать по облакам (Картинки с изображением облаков, на каждом из которых написан слог со звуком [Р]).

- Молодцы!

4. Развитие лексико-грамматических представлений. Произнесение звука в словах. (Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных).

Учитель-логопед: - На арене выступает фокусник. Он будет показывать нам фокусы, а мы будем ему помогать - большие фигурки превращать в маленькие. (деревянные фигурки, в названии которых есть звук [Р] дети ищут в сухом бассейне: рыба - рыбка, дракон - дракончик, забор - заборчик, ведро – ведерко, крышка – крышечка, арбуз – арбузик, карандаш – карандашик, рука – ручка, кукуруза – кукурузка, трава – травка, квадрат – квадратик, тетрадь - тетрадочка).

5. Развитие мелкой моторики. (Пальчиковая гимнастика с карандашом).

Учитель-логопед: - А сейчас на арену цирка выходят мартышки-акробаты. Попробуйте повторить за ними!

В ЦИРКЕ

На арене цирка – вышка,

А на вышке – две мартышки.

И они взлетают ловко,

Вверх под купол – на веревке.

Вниз скользят как акробаты,

Очень ловкие ребята! (Ребенок держит карандаш вертикально большими и указательными пальцами обеих рук. По ходу чтения стихотворения, передвигает пальцы правой и левой руки вверх по карандашу, затем спускается вниз скользящим движением). 

6. Развитие фонематического слуха. Произнесение звука в словах.

Учитель-логопед: - И снова на арене выступает фокусник. Игра «Превращай-ка» (с мячом) 

- Замените первый звук в слове на звук [Р], повторите получившееся слово. Я буду называть слово, кидать вам мяч, а вы возвращаете мяч мне и называете получившееся слово:

Бак — рак

Мама — рама

Дама — рама

Забота — работа

Козы — розы

Коса — роса

Кот — рот

Лама — рама

Ложь — рожь

Мак — рак

Мост — рост

Мука — рука

Сад — рад

Хобот — робот

Лак — рак

Учитель-логопед: - Клоун веселый и старается всех развеселить, вот и вас он хочет рассмешить. Послушайте, правильно ли он говорит. Исправьте ошибки. Игра «Небылицы»:

- Нора роет крота.

- Труба играет на Рае.

- Цирк выступает в артистах.

- Зоопарк живет в зебре.

- Дорога едет по грузовику.

- Рама мыла Раю.

- Руки мыли Рому.

8. Динамическая пауза. 

Учитель-логопед: - В цирке наступил антракт. И мы с вами тоже немного отдохнем. Повторяйте за мной движения:

Ра-ра-ра (три хлопка),

Высокая гора (руки вверх).

Ры-ры-ры (три хлопка),

Летают комары (руки в стороны, махи руками).

Ир-ир-ир (три хлопка),

Мы все за мир (руки над головой, ритмичные хлопки).

9. Развитие звукового анализа. Дидактическая игра «Определи место звука в слове» 

Учитель-логопед: - Представление продолжается. На арену выходят дрессированные хищники. Прежде, чем звери выйдут для выступления на арену цирка, их дрессируют. Кто дрессирует животных в цирке? (ответы детей - дрессировщик) По команде дрессировщика, животные должны занять место на своей тумбе. Для этого вам нужно найти место звука [р] в слове и поставить животного на тумбу с соответствующей цифрой. (Ребёнок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает игрушку на картинку с изображением тумбы - 1, 2 или 3). 

10. Упражнение в правильном произнесении звука [Р]. 

Учитель-логопед: - Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями. Мы с вами возвращаемся в детский сад. По дороге, будем произносить чистоговорки:

Ра-ра-ра – радуется детвора.

Ры-ры-ры – шары в руках у детворы.

Ру-ру-ру – в цирке тигры, кенгуру.

Ра-ра-ра – до свидания, детвора.

Ра-ра-ра – артистам отдыхать пора.

(Дети проговаривают чистоговорки за логопедом. Педагог следит за четким произношением звуков).

11. Рефлексия.

Учитель-логопед: - Ребята, где мы с вами очутились сегодня на занятии? Какое настроение создает цирк? (Радостное, задорное, чудесное, веселое настроение). - Вам понравилось занятие? - Что понравилось больше всего? - Какой звук сопровождал нас?

- Вы сегодня прекрасно справилась со всеми заданиями. Молодцы! За то, что вы так старались, артисты цирка приготовили вам небольшой сюрприз. (Детям вручаются медальки «Подружился со звуком [Р]» и сладкие монетки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовате...

Конспект индивидуального логопедического по автоматизации звука [ч] в слогах, словах и предложениях по теме «Лето. Насекомые»

Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, развитие предпосылок к обучению грамоте, автоматизация звука [ч] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательные: расширять словарный запас,...

Конспект фронтального логопедического занятия "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте"

Задачи: 1. Образовательные:- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].2. Коррекционно-развивающие: закрепление правильного произношения звука р;анализ звукового состава слова;развитие слухового восп...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовательная область:- коммуникацияЦель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.За...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»...