КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «Здравствуй, Зимушка-зима».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie_dlya_detey_s_onr.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
«Здравствуй, Зимушка-зима».
Коррекционно - образовательные задачи: обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах. Активизировать и расширить словаря за счет слов-действий, слов-признаков. Обучать составлять описательные рассказы по схеме описания времен года. Обучать объяснять смысл пословиц. Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования (образование родственных слов, образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за»; согласование прилагательных с существительными).
Коррекционно-развивающие задачи: развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Развивать личностные качества: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу. Развивать предпосылки к учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. Развивать чувство ритма.
Воспитательные задачи: воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, внимание к собственной речи, самостоятельности в принятии решений.
Оборудование:
- Доска магнитная
- Магниты
- Ноутбук
- Мяч
- Сюжетные картинки «Зима»
- Схема описательного рассказа Ткаченко
- Презентация «образование однокоренных слов СНЕГ»
- Конверты с заданиями
- Волшебная коробка
- Звуковые символы и картинки для звукового анализа
Словарная работа:
- Номинативная лексика: зима, снег, мороз, ветер, лед, декабрь, январь, февраль.
- Адъективная лексика – снежная, серебристая, долгожданная, пушистый, серебристый, мягкий, искристый, жгучий, леденящий, сильный, трескучий, слова-антонимы.
- Предикативная лексика: заморозила, замела, заледенела, завьюжила, запорошила
Методические приемы.
Сюрпризный момент
Презентация «Зима»
Игра «Что наделала зима?».
Игра «Назови как можно больше красивых слов» с мячом.
Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.
Музыкальная пауза «Танец снеговиков».
Игровое упражнение «Исправь письмо».
Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ».
Гимнастика для глаз «Зима. Снежинка».
Звуковой анализ слов: лето, зима, осень, белка, лось, волк.
Пословицы о зиме (объяснение смысла пословицы).
Заключительная часть: сюрпризный момент, рефлексия.
Вводная часть.
Организационный момент
Логопед:
Звонка погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем….
Дети: Зима!
Логопед: Назовите месяцы зимы.
Дети: декабрь, январь, февраль.
Логопед: Правильно, молодцы
Основная часть.
Зима нам прислала видео-письмо. Хотите его прочитать?
Презентация «Приветствие Зимы»
Зима: «Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима. И мои сестрицы.
Метель гоняет снег, падающий с неба или поднятый с земли. Все дорожки заметает.
Вьюга – это сильная метель. Сильный ветер поднимает снег с поверхности земли и кружит его в воздухе. Завьюжила.
Поземка-метель без снегопада, поднимающий снег с поверхности земли.
Пороша – это выпавший ночью и переставший к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы животных. Пороша все запорошила.
Логопед: Ребята, кто запомнил помощниц Зимы?
Дети: Метель, вьюга…
Зима: Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне узнать, нравится ли вам зимнее время года. Я предлагаю по схемам найти интересные задания. На схеме вы видите номер конверта, который вы найдете. За правильно выполненное задание я подарю вам снежинки. Когда вы соберете все снежинки, свершится зимнее чудо! Желаю успехов!
Логопед: вот и чудо-коробка. В ней лежат схемы (дети ищут конверты, ориентируясь по схеме). Разложите конверты (в конвертах задания Зимы) по порядку от 1 до7.
Задание 1. Игра «Что наделала зима?» (образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»).
Логопед: Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой «За».
Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и все... – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и все… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все… – (запорошила).
Логопед: вы справились с первым заданием, вручаю вам первую снежинку.
Задание 2. Дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов».
Дети отвечают на вопросы: какой? какая? какое?
Погода какая? – снежная, холодная, морозная.
Снег какой? – пушистый, белый, легкий, мягкий, серебристый, липкий.
Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.
День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.
Зима какая? – морозная, снежная, ветреная, холодная.
Солнце какое? – низкое, неяркое.
Логопед вручает вторую снежинку.
Задание 3. Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы Ткаченко.
Логопед: Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы рассказы получились красивые, рассмотрите зимние картинки и нашу схему-помощницу ( у каждого ребенка своя часть рассказа). Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните все, что знаете о зиме.
Рассказы детей.
1 ребенок. Солнце. Какое зимой солнышко? (Зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет).
2 ребенок. Небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром).
3 ребенок рассказывает нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (Зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты людом до весны).
4 ребенок. Жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (листья на деревья и кустарниках уже опали; только когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зелененькие, им мороз не страшен, они стали еще красивее в снежном наряде).
5 ребенок. Одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? (зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки).
6 ребенок. Напоминает нам о жизни диких зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках, на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть).
7 ребенок. Рассказывает нам о зимних забавах и праздниках (самый веселый зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).
Рассказы детей.
Логопед вручает третью снежинку.
Музыкальная пауза. Танец снеговиков.
Логопед: Что бы Вы хотели подарить Зиме?
Дети: конфетки, игрушки, танец.
Зима: какой веселый и замечательный танец! Спасибо!
Задание 4.
Игровое упражнение «Исправь письмо».
Логопед: «Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так наступают холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в речке, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбы в ворота; фигуристы танцуют на лыжах, лыжники съезжают с горки на санках, конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!».
Дети исправляют ошибки.
Логопед вручает четвертую снежинку.
Задание 5. Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ».
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю СНЕГ
С неба все скользят пушинки-серебристые СНЕЖИНКИ
Вот веселье для ребят – все сильнее СНЕГОПАД
Снежный ком на снежный ком, все украсили СНЕЖКОМ (снег уменьшительно-ласкательно)
Будто глыбы вековые здесь фигуры СНЕГОВЫЕ
Словно для холодной королевы они СНЕЖНОЙ
Кто же это? СНЕГОВИК
Рядом снежная фигура – это девочка СНЕГУРКА
На снегу то просмотри с красной грудкой СНЕГИРИ
На хороший снежный скат нужен быстрый СНЕГОКАТ
Набирая быстрый ход в лесу мчится СНЕГОХОД
Словно в сказке как во сне землю всю украсил СНЕГ
Логопед: какие слова похожи на слово снег? (ответы детей)
Логопед вручает пятую снежинку.
Гимнастика для глаз «Зима. Снежинка».
Речевое сопровождение:
Снежинка-пушинка кружится, летает.
Снежинка-пушинка не тает, не тает.
Вот вниз опустилась почти до земли,
Вот вверх поднялась, посмотри, посмотри!
Вот слева кружится и справа кружится,
То в небо летит, то на землю ложится.
Подставь-ка ладошку, смотри, не зевай,
Подуй на неё и скажи: «Улетай!»
Зрительные упражнения: дети выполняют движения глазами по тексту
Задание 6. Звуковой анализ слов «Лето. Зима. Весна. Осень. Белка. Лось. Волк» (индивидуальная работа, логопед просит проверить выполненную работу друг у друга).
Логопед вручает шестую снежинку.
Задание 7. Пословицы о зиме (объяснение смысла пословицы).
- Снег холодный, а от стужи укрывает.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
Логопед вручает седьмую снежинку.
Заключительная часть.
Волшебный сундучок с сюрпризом.
Логопед: Зима, ребята справились со всеми заданиями.
Зима: Положите снежинки в сундучок и произнесите волшебные слова: «Раз, два, три снежинки в сюрприз преврати» (сладкий сюрприз). Понравился вам мой сюрприз? Я благодарю Вас. Мне очень приятно, что вы много знаете про зимнее время года. Спасибо! До новых встреч!
Логопед: Ребята, кому какие задания Зимы понравились? Ответы детей. А мне приятно слышать, как Ваня правильно произносил букву Р, Матвей был очень внимательным, а Сережа приходил на помощь друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада для детей с ФФНР "Здравствуй, Зимушка-зима".
Занятие включает в себя разнообразные виды работы по расширению и активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Игровая форма занятия делает его...
Разработка занятия по художественно-эстетическому развитию «Здравствуй, зимушка – зима»
Разработка занятия по художественно-эстетическому развитию«Здравствуй, зимушка – зима»...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности "Здравствуй, зимушка - зима"
Расширение и уточнение словаря по теме. Закрепление представлений о зиме, её приметах....
Интегрированное занятие с детьми с ОВЗ "Здравствуй, зимушка-зима"
Интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя с использованием мнемотаблиц....
Конспект занятия в подготовительной группе ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА».
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложени...
Конспект игры-занятия ”Зима- затейница» по теме «Здравствуй зимушка-зима»
Речевое развитие: усвоение норм построения творческого высказывания, закрепление и расширение знаний о зимних забавах, развитие связной, грамматически правильной речи, лексики, речемыслительной деятел...