Консультация для педагогов ДОУ " Современные методы и формы работы по коррекционно-речевому развитию"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Данный материал содержит описание основных методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекционно-речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по коррекционно-речевому развитию
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи.
Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Основными задачами коррекционно-развивающей работы в ДОУ являются:
- Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;
-Корректирование и предупреждение речевых нарушений во всех видах деятельности.
-Создание пространственно-речевой среды (организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка )
- Механизм взаимодействия между всеми специалистами:
- Повышение профессионального уровня всех специалистов
-Осуществление тесного взаимодействия с родителями;
В нашей группе, одной из основных целей работы является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с ОВЗ. Наша работа проводится в тесной связи со всеми специалистами ДОУ. В группе организована предметно-пространственная развивающая среда, которая соответствует всем требованиям, так как продуктивная работа по развитию речи дошкольников возможна только при её правильной организованности. Она создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует и всестороннему гармоничному развитию личности.
Основной формой коррекционного обучения является непрерывная образовательная деятельность, на которой систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: фронтальных ,подгрупповых ; индивидуальных занятий; занятий подвижными микрогруппами.
Фронтальные и подгрупповые Нод позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи. Здесь происходит коррекция речи, развитие речи, формирование целостной картины мира, формирование элементарных математический представлений, физкультура, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыкальное – благодаря этим видам деятельности дети учатся общаться со сверстниками и со взрослым, совершенствуют разговорную речь, обогащают словарный запас, участвуют в коллективной деятельности, учатся воспринимать чужую речь, а так же идет работа над дыханием, развитием слухового и зрительного восприятия и внимания, фонематического слуха и восприятия, речевого слуха и слухоречевой памяти, овладением навыками звукового и слогового анализа и синтеза. На занятиях идет работа по закреплению правильного произношения поставленных звуков, отрабатываются пройденные ранее грамматические категории с предъявлением требования их правильного фонетического оформления, идет работа по закреплению словообразования.
Тематический подход . Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером. Обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.
Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в НОД обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.
В фронтальных занятиях мы учитываем следующие требования:
1. Должно быть динамичным.
2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.
3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.
4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.
5. Необходимо приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.
6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.
7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.(в зависимости от периодов)
.Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводится в течение каждого дня. – направлена на изучение с детьми тех разделов программы, при усвоении которых эти дети испытывают трудности. Прежде всего, эта работа по автоматизации и дифференциации звуков.
Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, к более быстрому проговариванию. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов , к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.
Ещё одной из форм работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Мы организовываем образовательную ситуацию в любое время в режиме дня. Ситуация общения - это или специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании коммуникативных умений и навыков. (беседы,различные виды игр, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, театрализованные постановки , создание игровой обучающей ситуации и обучение игровому (диалогическому) общению.Так же сюда относятся игры-викторины («Знатоки природы», «Кто лучше знает свой город», «В гостях у сказки» и т. д., направленные на упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, составлении рассказов, развитие и использование средств языковой выразительности. подвижные, дидактических игр дети вступают в контакт со сверстниками, что является мотивом к коммуникативной деятельности, приобщаются к выполнению основных правил ведения диалога.
В режимных моментах – утренняя гимнастика, прием детей, кормление, гимнастика после сна и т. д. – позволяют развивать общую и тонкую моторику, координацию движений, координацию речи с движением, подражательность и творческие способности, раскрывать эмоциональное отношение ребенка к значению слова;
- прогулка, которая включает в себя наблюдение в природе, подвижные игры и игры - упражнения, труд в природе – все это позволяет обогащать, уточнять и активизировать лексический запас воспитанников, выполняя речевые и практические задания, а так же формирует коммуникативную компетентность детей.
Коррекционно-речевая работа осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, Словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.
Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести методы моделирования и метод проектов.
Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения, мы активно применяем его в группе. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования:
- Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.
- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.
- Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на каком - либо различие между предметами, их признаками.
Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.
Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.
Метод проектов. Так же широко используем его в группе .Проекты у нас есть длительные (экспериментальная деятельность, так и краткосрочные( по темам и к праздникам «Защитники Отечества», «Моя семья», «Герои войны», «Хлеб-наше богатство»). Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом. Проекты развивают эмоциональную сферу и музыкально-эстетические чувства дошкольников с речевыми нарушениями. Исследуя окружающий мир, ребенок, получает обобщенный опыт в сфере развития речевых, познавательных, музыкально-эстетических способностей.
Логосказки способствуют развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), раскрепощение.
Выделяют несколько видов логосказок:
- Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
- Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
- Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).
- Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
- Сказки, способствующие формированию связной речи.
- Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров.
Так же мы используем такие нетрадиционные методы, как
- Самомассаж, растирания подушечек пальцев, ладонных поверхностей , ,шишками,и др. природным материалом
- Музыкотерапия (релаксация)
- Театрализация
- Сказкотерапия
- Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка
- Крупотерапия – игры с крупой (бассейн)
- Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.
Игры с природным материалом — водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой и другими плодами и семенами — включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они: развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, способствуют расширению словарного запаса чтения, снимают мышечную напряженность.
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, воспитателя, реализующего НРК, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.
Формы работы с родителями по речевому развитию детей
В формировании речи дошкольника большую роль играет его окружение: родители и педагоги. От того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют его речевому развитию, во многом зависит успех дошкольника в усвоении родного языка Овладение речью успешнее идет тогда, когда с ребенком занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье В работе с родителями мы используем различные формы работы.
Коллективные формы работы по речевому развитию дошкольников с семьей:
- родительские собрания (На собраниях родителей знакомят с задачами работы по развитию речи на текущий учебный год, рассказывают, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени, знакомят с ошибками в речи детей.);
- анкетирование (В ходе анкетирования можно выявить, в каких условиях живет ребенок, каков уровень компетентности родителей в обучении и воспитании детей. );
- консультация (Это могут быть консультации по запросам родителей, консультации по итогам диагностики и т.д. Консультации должны быть четкими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал.);- выставка пособий, дидактических игр;
- библиотека для родителей (В такой библиотеке могут быть не только книги, но и пособия, игры, картотеки и т.д. );
- просветительская работа (Это могут быть консультации, папки - передвижки, стенд, газета и т.д. Можно использовать такие рубрики, как «Тема недели», «Советы для родителей», «Повторите с ребенком дома».);
- проектная деятельность (Она предполагает активное сотрудничество всех участников образовательного процесса и обеспечивает интегрированный подход в обучении и воспитании детей. Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. )- семинар – практикум, тренинг (На семинарах-практикумах показываются в действии нужные приемы и методы взаимодействия родителей с детьми, которые затем анализируются и обсуждаются.);
- беседа;
- открытое занятие с показом деятельности педагога с детьми по развитию речи (Родители могут увидеть достижения собственных детей, а также работу воспитателя и логопеда, получить теоретические и практические знания в области работы.);
- игротека с родителями (Её цель — демонстрация полученных детьми умений и навыков на игровом материале. Родители принимают активное участие в игре с детьми.);-.
- совместные мероприятия с родителями: театрализованные праздники, досуги, развлечения, конкурсы, викторины
- презентации, видеоуроки, практикумы, подготовленные педагогами и представленные в электронном виде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при п...
Консультация для педагогов "Педагогические инновации как форма работы с семьями воспитанников по воспитанию семейной культуры»
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как ...
Консультация для педагогов на тему «Современные формы работы с родителями по обучению детей ПДД»
ДЖля педагогов...
Консультация для педагогов "Проектный метод в организации работы ДОУ и семьи"
Использование проектного метода позволяет повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей. Приобщить родителей к участию жизни детского сада. Повысить уровен...
Консультация для педагогов на пед.совете"Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"
quot;Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"...
Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников».
Консультация для педагогов на тему:«Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников»....