Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников».
консультация

Станичная Елена Алексеевна

Консультация для педагогов на тему:

«Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА''

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08  E-male: duu7-zhemchuzhinka@rambler.ru

Консультация для педагогов на тему:

«Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников».

         

                                                                                                Подготовила:

                                                                                                старший воспитатель

                                                                                                Станичная Е.А.

г. Симферополь, 2021 г.

       Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

       В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

       Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.

     Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.

     В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

     Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

      Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.

     Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

      Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

     

     Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда. При создании речевой зоны надо обратить внимание на

 игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие

всех   сторон  речи:  произносительную,  грамматический  строй,  развитие

словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого надо использовать наборы дидактических, предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.

        В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группах должны быть организованы книжные уголки и «Полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей.

      Использовать театрализацию – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

      Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли.

      Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна:

  • первая  строка – одно слово,  обычно существительное,   отражающее главную идею.
  • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

      Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

       Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. В первую очередь, дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения.

     Интеллектуальные карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

Правила составления интеллектуальных карт:

В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.

Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.

Добавляются символы и иллюстрации.

Писать надо разборчиво (печатными) буквами.

Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

      Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

      Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

      Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

      Работать с мнемотаблицей лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т.д. Для полноценного речевого развития во всех возрастных группах должны быть различные методические пособия, большой запас наглядного материала, современного технического оснащения, а также материал, развивающий мелкую моторику.

      Коллаж (разновидность мнемотаблиц) – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

     Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Раскрывая свои творческие замыслы в лепке из соленого теста,  ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Дети постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами. Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает детям  раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

      Конструкторы ЛЕГО  широко используются в ДОУ. Развивая речетворчество дошкольников, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение.

      Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях,  в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.

Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях.

       Лэпбук  – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя, родителей и ребенка.

     Лэпбук  – в переводе с английского языка лэпбук  означает «книга на коленях». Это папка или другая прочная картонная основа, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки - простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.),  в которых организован и записан изучаемый материал. Лэпбук не как средство обучения, а как особая форма организации учебного материала.

      Необходимо отметить, что создание условий для речевого развития ребенка является очень важным аспектом в работе, как дошкольного образовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его. Создавая условия для речевого развития дошкольника, педагог помогает ребенку усовершенствовать  речь,  для  комфортного  общения  со  сверстниками  и

взрослыми людьми. Богатый  словарный запас,  грамматически правильная речь являются залогом будущего обучения дошкольника. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....

Консультация для педагогов «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...

Презентация "Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников"

Презентация предназначена для воспитателей детских садов....

Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....

Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

 Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при п...

Консультация для педагогов. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников...

Презентация на тему: «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников»

Презентация на тему: " Инновационные формы работы по развитию речи для дошкольников"....