Консультация для педагогов "Проектный метод в организации работы ДОУ и семьи"
консультация
Использование проектного метода позволяет повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей. Приобщить родителей к участию жизни детского сада. Повысить уровень воспитательных умений и педагагической культуры родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod_v_organizatsii_raboty_dou_i_semi.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектный метод в организации работы
ДОУ и семьи
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи это использование активных форм и методов.
Сегодня очевидно, что невозможно воспитать ребенка изолированно от общества, нужно научить подрастающего человека оценивать и «взвешивать» социальные воздействия, учить принимать позитивное и отторгать негативное.
Семья была, есть и останется в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Влияние семьи на подрастающего человека гораздо сильнее влияния других социальных институтов. Однако далеко не всегда родители понимают и хотят брать на себя первостепенную ответственность за воспитание ребенка.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы детского сада зависит уровень педагогической культуры родителей а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
В работе детского сада метод проектов оказался удачной находкой. На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.
Достоинства метода проектов для современного образования заключаются в следующих позициях:
1. Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей.
2. Дает четкий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребенка.
3. В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную картину мира.
4. Метод проектов позволяет оптимизировать и стиль взаимодействия – плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога, детей и родителей.
Каковы же задачи проектной деятельности для взаимодействия с семьей?
Задачи:
- создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую развитию личности ребенка;
формировать систему поддержки важных социальных функций семьи: воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
- обеспечение методического, материально – техническое сопровождения данного направления в деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- расширении представления и обогащения знаний родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;
- гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.
Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель - Дети». По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему явлением.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.
Благодаря проектной деятельности интересы детей объединяются с интересами педагогов и родителей в разработке проектов разных видов и организации совместной работы над ними.
Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проектов осуществляется по нескольким этапам:
Этапы:
Первый этап.
На данном этапе происходит, что родители фиксируют свое внимание лишь на негативные проявления развития и поведения ребенка. Необходимо показать родителям положительный образ ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями должны складываться доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
На втором этапе необходимо использовать различные формы и методы работы с родителям. На смену собраниям проводятся семейные гостиные, родительские клубы по интересам, творческие мастерские, совместные досуги, праздники, конкурсные программы, групповые тематические выставки детских работ, проекты.
Третий этап приводит к тому, что родители, которые принимают участие в проектной деятельности, начинают налаживать более тесный контакт с коллективом родителей и детей группы. Они не только узнают, чем занимается ребенок в детском саду, но и принимают непосредственно активное участие в жизни группы.
Таким образом, можно сказать: установление доверительных отношений с родителями приводит к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.
Очень важно, что в совместных проектах дети, родители и педагоги выступают на равных. Атмосфера совместной деятельности дает возможность раскрыться, глубже узнать друг друга.
Совместная работа над проектом не просто дает им возможность проявить способности к творчеству, но способствует формированию общей культуры семьи, выстраивает традиционные иерархии жизненных ценностей.
Использование проектного метода позволяет:
- Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
- Приобщить родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- Повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
Подводя итоги: Можно сказать, что родители вместе с детьми, которые участвуют в проектной деятельности, проявляют творческую активность в познании окружающего мира, в познании традиции своей семьи и семьи своих друзей, активно общаются в детско-родительском коллективе, обсуждают совместный план действий.
Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Проектный метод в организации взаимодействия ДОУ и семьи.
В статье публикуется теоретическая часть о методе проекта и практический материал из опыта работы воспитателя о взаимодействии ДОУ и семьи в рамках реализации проектной деятельности....
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ.
Материал для выступления по теме "Проектный метод в организации взаимодействия ДОУ и семьи"...
КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Организация работы МДОУ и семьи по физическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников по физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников....
Опыт организации работы ДОУ с семьями воспитанников
Представлены задачи и формы взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников. Описан опыт работы за 2015-2016 учебный год с подтверждающими фото материалами....
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
1. Проектный метод в организации взаимодействия ДОУи семьи в процессе художественно-творческого, познавательного развития детей:-Проектный метод – немного из теории…-Плюсы и минусы проектного метода...
Приказ об утверждении Положения по организации работы с неблагополучными семьями 2015 год
Вашему вниманию представлен приказ, регламентирующий деятельность работы с неблагополучными семьями....
Консультация "Организация работы с неблагополучными семьями"
Организация работы с неблагополучными семьями. Механизм выявления неблагополучных семей. Алгоритм работы с неблагополучной семьёй. Социально-педагогическая работа с различными типами се...