Логоритмическое занятие в старшей группе Тема: «Осень в лесу. Деревья».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

логоритмическое занятие по отработке и активизации словарного запаса в семантическом поле «Осень. Деревья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmicheskoe_zanyatieno2.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие

(старшая группа)

Тема: Тема: «Осень в лесу. Деревья».

Задачи:

  1. Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  2. Развитие слухового внимания и зрительного внимания;
  3. Увеличение объёма памяти ;
  4. Развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
  5. Развитие двигательных кинестезий;
  6. Развитие соматопространственной ориентации и зрительно – моторных координаций;
  7. Формирование двигательных навыков;
  8. Обогащение словаря по теме: «осень», «деревья»;

9.Развитие эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-  

      образного мышления;

10. Воспитание доброжелательного  отношения друг к другу.

 

Оборудование: Предметные картинки  (деревья: рябина, дуб, берёза, клён), планшетка,  фонограмма пьесы  «Октябрь» П. Чайковского, карта-схема игры «Гора — дерево — кочка» и рассказа «Осень», презентация.

Дети входят в зал под звучание пьесы «Октябрь» П. Чайковского и встают в круг, плюшевый ёж, осенний листик,

Ход занятия.

1.Орг. момент. Эмоционально – волевой тренинг: «Здравствуйте! »

 Логопед: - Здравствуйте , ребята!

Логопед:     Эй , ребята, что вы спите,

                     В круг скорее все идите.

Логопед: - Ребята, посмотрите и скажите, а какое у меня настроение? (весёлое, радостное). Я хочу вам передать своё хорошее настроение  и горячий привет. Давайте мы с вами поздороваемся- в этом нам поможет правая рука- покажите её.

                            Попевка: - Здравствуй, здравствуй!

                            Не зевай и ладошку мне давай!

        (ребята по очереди дают правую руку друг другу напевая слова)

Логопед:   -  Сейчас я расскажу вам стихотворение, а вы отгадайте, о чём оно?                      

                       Утром мы во двор идем,

                       Листья сыплются дождем,

                       Под ногами шелестят

                       И летят, летят, летят…  

Логопед: Как же называется такое явление, когда листья падают? (листопад)

 Логопед: Когда бывает листопад? По каким признакам мы узнаём, что наступила осень?                

Логопед: Ребята, посмотрите – все упавшие  листочки разные. А знаете ли вы,  почему они разные? С каких деревьев упали листья? А можем ли мы узнать,  какие деревья потеряли свои листочки? Что же нам нужно сделать, куда пойти, чтобы узнать какие бывают деревья?  (в лес)

Логопед : Сейчас мы с вами отправимся в лес вместе с волшебницей  

                 Осенью.

Логопед: - Вот и осень к нам пришла,

                   Нас в дорогу позвала.

2. Основная часть.

1)     Двигательные упражнения «Прогулка в лесу»

В лес отправимся гулять,                                   Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке  пойдём                             Ходят «змейкой» между  кочками

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали                                       Бегут на носочках.

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,                              Ходят высоким шагом через            

                                                                      «кочки»

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке  

Мы весело шагаем.                                      Маршируют.

 2) Игра «Комары» (под музыку: громко-хлопок вверх, тихо-хлопок вниз)

Только в лес мы зашли,

Появились комары.

Руки вверх-хлопок над головой,

Руки вниз- хлопок другой.

Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки.

Логопед: Сегодня мы с вами опять оказались в осеннем лесу.  Как хорошо в осеннем лесу как красиво! А какой здесь воздух!

Дыхательная гимнастика «Мой любимый носик»

Вдох- погладь свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох-  и обратно пальцы просятся.

Погладить боковые части носа от крыльев к переносице- вдох, обратно-выдох

Ты вдохни одной ноздрёй.

Ну а выдохни другой.

Сделать вдох правой ноздрёй, левая закрыта и наоборот.

               

Логопед: Мы с вами знаем замечательную песню  «Осень»

3). Песня «Осень»

4.Пальчиковая игра «Дом».

Логопед:- А вот и опушка (полянка среди леса) показалась.

 На опушке дом стоит,

 На дверях замок висит.

 Вокруг дома частокол-

 Тук-тук, тук-тук, дверь открой-

 Заходите, я не злой.

- Отгадайте, в чей же дом мы попали?

                          Берегись, когда берёшь,-

                          Весь в иголках острых ….. Ёж.

- Как вы думаете, а может Ёжик нам рассказать о деревьях? Давайте  мы научим Ёжика игре «Громко-тихо», которой нас  научил  Мишка, а потом он расскажет нам о деревьях.

   3)  Игра: Громко — тихо»

Дети стоят по кругу, руки на поясе. 

Проговаривая слова, переступают ногами на месте (шаг - слово). Громкому проговариванию слова соответствуют сильные удары ног, тихому - слабые. Громкому или тихому проговариванию соответствуют громкие или тихие хлопки (хлопок — слово)

  1. «Ногами - топ, ногами - топ,

     Громко топнем: топ, топ, топ!

     Ногами - топ, ногами - топ,

     Тихо топнем: топ, топ, топ».

  1. «Руками - хлоп, руками - хлоп,

      Громко хлопнем: хлоп, хлоп, хлоп!

      Руками - хлоп, руками - хлоп,

      Тихо хлопнем: хлоп, хлоп, хлоп».

Логопед:      Ходит, бродит вдоль дорожек

                     Весь в иголках серый ёжик.  Делают частые шажки, ноги

                                                                      согнуты в коленях.

                     Ищет ягоды, грибочки

                     Для сыночка и для дочки.

                     Если подкрадётся волк-

                     Превратиться ёж в клубок. Приседают, наклоняют голову

                                                                     вперёд

                     На кочки он не наступает.

                     И снова по дорожке  

                     Он весело шагает.  Маршируют,  дети проходят на стульчики

4)  Объяснение темы.

Логопед. Ёжик хочет нам рассказать  чем он занимался утром!

- Сегодня утром Ёжик проснулся и потянулся

                                                             (вытянуть язык, широко открыв рот)

Посмотрел он на часы, часики тикали: «Тик-так, тик-так»

                                                             (упр. «Часики»)

Ёжик открыл окошко                      (А… .)

За окошком светило круглое солнышко (О… .)

Дул сильный ветер                                     (У… .)

Язычок стал дразнить ветер                 (У – И – У – И)

Рассердился ветер и подул очень сильно  (У)

Створки окна захлопали и застучали (АМ – АМ – АМ)

Закрыл Ёжик окошко и отправился чистить зубки

                                                                (упр. «Чистим зубки»)

Прополоскал рот

                                                (надувать правую и левую щеки попеременно)

Облизал зубную пасту с верхней губы

                                                (упр. «Вкусное варенье»)

Пошел Ёжик на кухню, чтобы приготовить на завтрак блинчики.

Замесил тесто                         (упр. «Непослушный язычок»)

Взбил его миксером               (упр. «Болтушка»)

Пожарил блинчик                   (упр. «Лопатка»)

Логопед: - Позавтракал Ёжик и теперь нам с вами хочет рассказать о деревьях, нашего леса! Поможем ему в этом?

5. Игра «Подскажи словечко»

Белое платье, серёжки, как слёзки.

Так наряжаются только…… берёзки.

В кружевах листвы горят  алые рубины.

Отвести не могут взгляд дети от … рябины.  

С веток капают росинки,

Ведь дрожат листы … осинки.  

Посадила жёлудь  Люба,

Чтоб сыночек был у …. дуба.  

В листья пятипалые с детства я влюблён,

Их подарит осенью раскудрявый … клён .

- А теперь скажите, с какого дерева упал ваш листочек.

6.Игра «Отхлопай название дерева»

- бе-рё-за, ря-би-на, о-си-на, дуб, клён.

                  - скажите, название, каких деревьев звучат коротко, у каких

                     деревьев длинное название?

7.Игра «Скажи ласково»

- Назовите деревья ласково ( берёза-берёзка и т. д.)

8. Игра «Что пропало?»

9. Подвижная игра «Гора — дерево — кочка»

Дети бегают врассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями. Когда педагог говорит: «Кочка!» — дети приседают («утка устала, присела отдохнуть на кочку»); «Дерево!» — замирают, подняв вверх руки; «Гора!» — встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.

6. Логопед:    Еж пыхтит и морщится:

- Что я вам - уборщица?

 Лес никак не подмету...

 Соблюдайте чистоту!

                                       ( Яков Аким)

Логопед:  А давайте поможем Ёжику прибрать опавшие листочки. Пройдите, по залу и соберите опавшие листья. Возьмите  себе листочек, и подойдите ко мне. Посмотрите, дождь смыл краски с наших листьев, когда вы придёте в группу – раскрасьте листочки, а на следующем занятии мы с вами попробуем узнать с какого дерева ваш лист.

Логопед:  Сегодня мы прощаемся с нашим другом Ёжиком и благодарим  его за то, что он рассказал нам- какие деревья растут в лесу. Назовите их.

14.Релаксация (солнышко).

Логопед.   Устала что-то осень.

Она ложится спать

И приглашает деток

Немножко полежать.

Дети лежат на ковре, звучит мелодия «Дождик, дождик, приходи» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

- Пора нам возвращаться домой

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия в старшей коррекционной группе. Тема: «В зимнем лесу».

Расширять и активизировать словарный запас по теме «зима»....

Логоритмическое занятие на тему «Путешествие по лесу к старичку – Лесовичку».

Логоритмическое занятие на тему«Путешествие по лесу к старичку – Лесовичку»....

Конспект логоритмического занятия «Хорошо осенью в лесу» Для детей старшей группы.

Педагог приглашает детей совершить путешествие в осенний лес. В лесу дети водят хороводы, поют песни, играют....

Конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста “Новоселье в лесу”

quot;Новоселье в лесу"Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной и эмоциональной сферы, ребенка.Задачи:Развитие чувства ритма, внимания;Развитие координаци...

Конспект фронтального коррекционно – развивающего занятия с элементами логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Осень в лесу. Деревья».

Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную , мелкую и общую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудн...