Литературная гостинная
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Создать условия,настроение для чтения литературны произведений Есенина, Тютчева, Пушкина об осени, пересказывать рассказ "Улетают журавли" Соколова-Микитова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nodletayut_zhuravli-_pereskaz.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пересказ рассказа Соколова-Микитова «Улетают журавли»
Цель НОД: развитие связной речи через обучение пересказыванию.
Задачи:
Образовательные: Расширить знания об осеннем сезоне, о птицах, их образе жизни. Установить связи между изменениями в природе и отлетом птиц. Уточнить понятие «перелетные птицы». Активизировать словарь по лексической теме, ввести в речь слова: золотая осень, стройный косяк, родное болото, ясное небо.
Развивающие: Развивать связную речь детей, учить детей пересказывать текст, опираясь на опорные картинки .
Воспитательные: Формировать интерес к живой природе, умение видеть красоту, хрупкость природы, желание помогать зимующим птицам. Воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Подскажи словечко:
Улетают птичьи стаи,
Листья с кленов облетают.
В грязных лужах неба просинь,
Потому что это… (осень)
Сколько периодов осени вы знаете?
Какие?
Осень бывает разная.
Писатели, художники, поэты, композиторы рассказывали о ее красоте, неповторимости в своих произведениях. Собирались в литературных гостиных, где звучала музыка, читались стихи.
Заглянем в окошко… Видите – фортепьяно и звучит музыка. Что это за произведение?
Всмотримся внимательно. Кого мы видим? Кто они? Напомните строки их произведений.
Какая картинка по цвету ближе к строкам произведений великих поэтов?
Покажите движением это стихотворение, а мы отгадаем.
Поэты замечательно, красочно рассказали нам про осень. Мы тоже поучимся строить красивые предложения.
Я буду называть приметы времен года. Если примета осенняя, то вы просто ловит мяч, если другого времени года, то сразу бросаете его мне и объясняете почему. При объяснении вы должны составлять предложения с союзом «а».
- желтеют листья
- расцветают цветы
- собирают урожай
- метёт метель
- люди загорают и купаются
- собирают грибы
- идут частые дожди
- распускаются почки
- птицы улетают в тёплые края
2. Основная часть.
Подготовка к восприятию текста.
Что происходит с птицами осенью?
Почему?
Все ли птицы улетают?
А как мы называем птиц, которые остаются зимовать?
Давайте вспомним названия птиц, рассмотрим картинки и уточним, какие из них перелетные, а какие зимующие.
Дидактическое упражнение «Птицы»
- Правила такие: если я называю перелётную птицу, то вы поднимаете руку, а если зимующую, то руки сложены на парте.
- Ворона, грач, синица, воробей, ласточка, сорока, аист, журавль.
Хорошо, вы отлично знаете птиц, игра окончена. Кто из вас запомнил, какую птицу я назвала последней?
- Журавль.
Я прочитаю вам рассказ «Улетают журавли». Написал его писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов.
Чтение рассказа: «Улетели журавли». Развитие слухового внимания и памяти.
«Улетают журавли»
В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в дальние тёплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю болота остановились на отдых. Еще до рассвета проснулись журавли. Чуть светилась над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Снова поднялись журавли высоко в небо. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!
Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.
- Вы прослушали рассказ. О чем он? (Рассказ о том, как улетают в теплые страны журавли)
- Когда журавли собрались к отлету? (Журавли собрались к отлету в золотые осенние дни)
- Почему автор называет осенние дни золотыми? (В это время и трава, и листья, и солнышко – желтое, как будто золотое.)
- Где покружили журавли? (Покружили журавли над рекой, над родным болотом)
- Что сделали журавли потом? (Потом журавли собрались в стройные косяки и полетели в теплые края)
- Как вы понимаете слово «косяки»? (журавли выстраиваются уголком, косяком. Первым летит журавль-вожак.)
- Где летели журавли (Журавли летели над лесами, над полями, над шумными городами).
- Где они остановились на отдых? (В глухом лесу, на краю болота они остановились на отдых)
- Когда проснулись журавли? (Журавли проснулись еще до рассвета)
- Что и как светилось над рекой, над лесными черными макушками? (Чуть светилась над рекой, над лесными черными макушка ранняя зорька.)
- Куда поднялись журавли сова? (Снова поднялись журавли высоко в небо).
- Что услышали мы с высокого неба? (С высокого неба услышали мы их прощальные клики)
- Как вы понимаете слово «клики»? (Клики – крики)
- Что прокричали мы журавлям? («До свидания! До свидания, журавли!До радостной встречи весною!)
Физкультурная пауза
Журавли – журавли
Оторвались от земли,
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавли – журавли.
Повторное чтение рассказа.
В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются опорные картинки по одной на каждое предложение.
- А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные картинки — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст.
Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст.
Подведение итогов.
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?
- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?
- Помогли ли вам опорные картинки во время запоминания?
П. Воронько "ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ"
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Оценка деятельности детей. В завершении за хорошую работу дети награждаются медальками, сделанными воспитателем.
Оформление выставки детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"
Это мероприятие явилось составной частью Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....
Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"
Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...
Презентация к нод "Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака"
Презентация исползуется в ходе нод по ознакомлению с художественной литературой "Дитературная гостинная по произвдениям С.Я Маршака....
Литературная гостиная "В гостях у сказки"
Конкурс по русским народным сказкам с интересным сюжетом. Дети помогают Ивану Царевичу вызволить из плена Елену Прекрасную. Проходят разные испытания.Угадывают сказки, собирают картинки-сказки,о...
Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».
Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...
Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.
Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...
Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»
Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...