Специфика разработки АОП для детей с ОВЗ (ЗПР).
презентация по логопедии на тему
Предисловие к презентации и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_aop.docx | 11.71 КБ |
diagnosticheskaya_karta_po_baryaevoy_dlya_zpr_na_starshiy_vozrast.docx | 35.68 КБ |
pro_aop_dlya_zprdlya_skachivaniya.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
В общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с задержкой психического развития, в том числе и детей с сочетанными нарушениями (системное недоразвитие речи у ребенка с ЗПР).
Физиологические и психические особенности этой категории дошкольников затрудняют успешное овладение ими основной образовательной программы. Готовность к школьному обучению данной категории детей во многом зависит от своевременной коррекции познавательных и речевых нарушений. Они нуждаются в особой организации коррекционно-развивающей помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Разработку АОП мы начали с анализа документации на ребёнка, а именно, заключения городской ПМПК.
Далее специалистами сада была проведена диагностика развития ребёнка по диагностическим картам. Для воспитателя мы разработали карту наблюдения по «Программе воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» Л.Б.Баряевой. Изучив результаты диагностики, мы определили задачи работы каждого педагога с ребёнком. А также согласовали данную программу с родителями ребёнка.
Программа написана по известной структуре.
Содержание разделов программы вы можете посмотреть в прикреплённой презентации.
Предварительный просмотр:
Карта наблюдений развития ребёнка с задержкой психического развития
старшего дошкольного возраста
В начале года | В середине года | В конце года | |
Cоциально-коммуникативное развитие | |||
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | |||
Ребёнок умеет пользоваться различными типами коммуникативных высказываний (задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения). | |||
Ребёнок умеет передавать в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений. | |||
Ребёнок умеет передавать словами (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений. | |||
Ребёнок умеет соотносить собственное поведение, достижения и неудачи с социальными нормами и правилами, развивая самооценку. | |||
Ребёнок проявляет интерес к миру человеческих взаимоотношений, личностную и социально-психологическую готовность к школьному обучению. | |||
Ребёнок в семье и сообществе | |||
У ребёнка сформированы представления о занятиях и труде взрослых. | |||
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | |||
Ребёнок проявляет заботу по отношению к другим детям, готовность оказывать помощь другим детям, взрослым, то есть тому, кто в ней нуждается. | |||
Ребёнок бережно относится к результатам труда человека (предметам быта, одежде, игрушкам и т. п.). | |||
Ребёнок раздевается и одевается самостоятельно и с помощью других детей. | |||
Ребёнок аккуратно складывает вещи в шкафчик, соблюдая в нем порядок. | |||
Ребёнок содержит в порядке собственную одежду. | |||
Ребёнок расстилает и заправляет постель (с организующей помощью взрослого и самостоятельно). | |||
Ребёнок применяет разнообразные предметы-орудия для выполнения хозяйственно-бытовых поручений в помещении, на прогулке. | |||
Ребёнок убирает игровые уголки, планируя свои действия (вместе со взрослыми). | |||
Ребёнок умеет сервировать стол по предварительному плану-инструкции (вместе со взрослыми). | |||
Ребёнок подготавливает место для занятий с природными и бросовыми материалами, бумагой и т. п. | |||
Ребёнок проявляет желание трудиться вместе со взрослыми на участке детского дошкольного учреждения, поддерживать порядок на игровой площадке. | |||
Ребёнок умеет ориентироваться на свойства материалов при изготовлении поделок. | |||
Ребёнок умеет пользоваться ножницами. | |||
Формирование основ безопасности | |||
У ребёнка сформированы социальные представления о безопасном образе жизни (о правилах поведения на улице, о правилах пожарной безопасности, о правилах здорового образа жизни, о поведении в быту). | |||
Ребёнок использует в реальных ситуациях и играх знания об основных правилах безопасного поведения в стандартных и чрезвычайных ситуациях, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, историческими сведениями, мультфильмами и т. п. | |||
У ребёнка сформированы представления о труде взрослых в стандартно опасных и чрезвычайных ситуациях: сотрудник МЧС (спасатель, пожарный), сотрудник полиции и ГИБДД, водители транспортных средств, работники информационной службы и т. п. | |||
Ребёнок называет и умеет набирать специальные номера телефонов, четко и правильно сообщать необходимую информацию (в соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями детей). | |||
У ребёнка сформированы элементарные представления о безопасном поведении в информационной среде: умение включить телевизор для просмотра конкретной передачи, допустимая продолжительность просмотра телевизионной передачи, включение компьютера и продолжительность занятий на нем, необходимость согласовывать свои действия со взрослыми. | |||
Ребёнок умеет создавать воображаемую игровую ситуацию на тему безопасного поведения в социальном и природном мире, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя эмоциональные и поведенческие реакции по ходу игры. | |||
У ребёнка сформированы представления о некоторых источниках опасности для окружающего природного мира (загрязнение мест отдыха, неосторожные действия, наносящие вред природе, опасные природные явления: гроза, наводнение, землетрясение, извержение вулканов и т. п.). | |||
У ребёнка сформированы представления о безопасном для окружающей природы поведении. | |||
Ребёнок умеет выполнять правила безопасного для окружающей природы поведения без напоминания взрослых (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке. | |||
Речевое развитие | |||
Развитие речи | |||
Ребёнок сотрудничает с детьми в группе, умеет слушать других детей. | |||
У ребёнка сформированы представления об антонимических и синонимических отношениях между словами. | |||
Ребёнок знаком с многозначностью слов. | |||
Ребёнок правильно использует в речи грамматические формы слов. | |||
Ребёнок использует в речи различные типы предложений. | |||
Ребёнок умеет самостоятельно составлять цельное и связное высказывание на основе овладения пересказом, рассказом. | |||
Ребёнок умеет планировать и обобщать в речи предстоящие действия и оценивать результаты этих действий. | |||
У ребёнка развиты общие речевые навыки, в том числе автоматизировано в речи правильное произношение звуков, ребёнок способен правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов. | |||
Ребёнок владеет навыками анализа и синтеза слов и предложений. | |||
У ребёнка сформированы навыки обобщения, сравнения предметов и явлений (умеет выделять различные и сходные признаки). | |||
Ребёнок умеет устанавливать временные последовательности, словесно выражать причинно-следственные зависимости. | |||
Ребёнок пользуется фразовой речью в ходе бесед по рисункам, аппликациям поделкам детей. | |||
Художественная литература | |||
Ребёнок умеет составлять рассказы по литературным произведениям, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей. | |||
Ребёнок умеет разыгрывать содержание знакомых рассказов, историй, сказок по ролям. | |||
Ребёнок понимает содержание литературных произведений (прозаических и стихотворных), характер персонажей и их взаимоотношения, мотивы их поведения, отражает это понимание в речи. | |||
Ребёнок умеет при рассказывании сказок и других литературных произведений использовать наглядные модели, операциональные карты, символические средства, схематические зарисовки, выполненные взрослым. | |||
Познавательное развитие | |||
ФЭМП | |||
Ребёнок использует многообразие игр на классификацию, сериацию, образование множеств из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений. | |||
Ребёнок группирует предметы во множества по форме, по величине, по количеству. | |||
Ребёнок использует способы проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы объектов, их объемных и плоскостных моделей. | |||
Ребёнок умеет образовывать последующее число, добавляя один объект к группе, а также предыдущее число, удаляя один объект из группы. | |||
Ребёнок владеет счетными действиями с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия. | |||
Ребёнок владеет количественным счётом в пределах десяти. | |||
Ребёнок узнаёт цифры 0, 1—9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений. | |||
Ребёнок соотносит цифры 0, 1—9 с количеством объектов. | |||
Ребёнок владеет различными способами изображения цифр: рисованием на бумаге, на песке, на доске, в воздухе; конструированием из различных материалов (ниток, шнуров, мягкой цветной проволоки, палочек); лепкой из глины, пластилина. | |||
Ребёнок умеет называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности в пределах 10. | |||
Ребёнок умеет подбирать соответствующую цифру к количеству объектов. | |||
Ребёнок умеет выделять цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений объектов, геометрических фигур) и называть их обобщающим словом. | |||
Ребёнок умеет решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал и символические изображения (палочки, геометрические фигуры), в пределах десяти и включать сформированные представления в предметно-практическую и игровую деятельность. | |||
Ребёнок умеет определять пространственное расположение предметов относительно себя, пользоваться стрелкой- вектором и другими символами, указывающими отношения между величиной и направлениями объектов. | |||
Ребёнок умеет перемещать различные предметы вперед, назад, вверх, вниз по горизонтали, по вертикали, по кругу (по словесной инструкции взрослого и самостоятельно). | |||
Ребёнок умеет соотносить плоскостные и объемные формы в процессе игр и игровых упражнений, выделяя общие и различные пространственные признаки, структурные элементы геометрических фигур: вершины, углы, стороны. | |||
Ребёнок умеет по наиболее характерным признакам узнавать (в природе, на картинках) и называть реальные явления и их изображения: времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь). | |||
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | |||
Ребёнок умеет выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус. | |||
Ребёнок понимает и устанавливать логические связи (причина — следствие, часть — целое, род — вид). | |||
Ознакомление с предметным окружением | |||
У ребёнка сформированы представления о предметах быта, необходимых человеку (рабочая, повседневная и праздничная одежда; обувь для разных сезонов; мебель для дома, для детского сада, для работы и отдыха; чайная, столовая посуда; технические средства и др.). | |||
Ознакомление с социальным миром | |||
У ребёнка сформированы представления о Родине: о городах России, ее столице, государственной символике, гимне страны. | |||
У ребёнка сформированы представления о макро- социальном окружении (улица, места общественного питания, места отдыха, магазины, деятельность людей, транспортные средства и др.) | |||
У ребёнка сформированы представления о праздниках (Новый год, день рождения, День независимости, Рождество, Пасха, Масленица, выпускной праздник в детском саду, День учителя, День защитника Отечества, День города, День Победы, спортивные праздники и др.). | |||
У ребёнка сформированы начальные представления о художественных промыслах (различные росписи, народные игрушки и др.). | |||
Ознакомление с миром природы | |||
У ребёнка сформированы представления о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений. | |||
Ребёнок умеет устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в человеческом, животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования. | |||
У ребёнка сформированы представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях, связывая их с изменениями в жизни людей, животных, растений в различных климатических условиях. | |||
У ребёнка сформированы экологические представления, ребёнок знает о потребительской, природоохранной, восстановительной функциях человека в природе. | |||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Приобщение к искусству | |||
Ребёнок знаком с доступными его пониманию произведениями искусства (картинами, иллюстрациями к сказкам и рассказам, народными игрушками, предметами народного декоративно-прикладного искусства и др.). | |||
Изобразительная деятельность | |||
Ребёнок проявляет интерес к изобразительной деятельности и ее результатам. | |||
У ребёнка сформированы представления об основных цветах и их оттенках. | |||
Ребёнок умеет смешивать краски и получать оттеночные цвета. | |||
Ребёнок умеет анализировать объекты перед изображением (с помощью взрослого и самостоятельно). | |||
Ребёнок умеет создавать сюжетные изображения. | |||
Ребёнок проявляет интерес к лепным поделкам. | |||
Ребёнок умеет словесно формулировать свой замысел, следовать ему в процессе работы и реализовывать его, объяснять после окончания работы содержание получившегося изображения. | |||
Ребёнок умеет планировать этапы и последовательность выполнения работы (вместе со взрослым и самостоятельно). | |||
Конструктивно-модельная деятельность | |||
У ребёнка сформирован познавательный интерес к процессу и результату конструирования. | |||
У ребёнка сформированы представления об архитектуре как искусстве и о строительстве как труде по созданию различных построек, необходимых людям для жизни и деятельности. | |||
Ребёнок умеет соотносить постройки, архитектурные сооружения с игровыми конструкциями из различных строительных материалов, знаком с названием «детские архитектурные наборы». | |||
Ребёнок умеет видеть целостную конструкцию и анализировать ее основные и вспомогательные части (архитектурные украшения), устанавливая их функциональное назначение, определяя соответствие форм, размеров, местоположения в зависимости от задач и плана конструкции. | |||
У ребёнка сформированы представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов в конструкции, он отражает это в речи. | |||
Ребёнок умеет сравнивать элементы детских строительных наборов и конструкций по величине, употребляя при этом слова большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже, длиннее — короче, по расположению, употребляя при этом выражения внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе. | |||
У ребёнка развиты операционально-технические умения с разнообразным строительным материалом. | |||
Ребёнок владеет разными способами сочленения и расстановки элементов конструктора (крепление по типу пазлов, детали со втулками, установка детали на деталь, сборно-разборные игрушки и крепления с помощью гаек, замков и т. п.). | |||
Ребёнок использует в процессе конструирования все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное сопровождение и словесное планирование деятельности. | |||
Умеет выполнять схематические рисунки и зарисовки построек (по групповому и индивидуальному заданию). | |||
Ребёнок использует приобретенные конструктивные навыки для создания построек, необходимых для развертывания или продолжения строительно-конструктивных, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр. | |||
Ребёнок умеет самостоятельно анализировать объемные и графические образцы, создавать конструкции на основе проведенного анализа. | |||
Ребёнок умеет воссоздавать целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов. | |||
Музыкальная деятельность | |||
У ребёнка сформированы представления о средствах музыкальной выразительности, о жанрах и музыкальных направлениях. | |||
Ребёнок эмоционально отзывается на музыкальные произведения. | |||
У ребёнка развито чувство ритма. | |||
Ребёнок использует в играх музыкальные инструменты. | |||
Ребёнок выполняет разнообразные действия с предметами во время танцев, музыкально-ритмических упражнений. | |||
Ребёнок умеет описывать словами характер музыкального произведения. | |||
Ребёнок пропевает по возможности все слова песни, соблюдая ее темп. | |||
Ребёнок выполняет движения по зрительному (картинке, стрелке-вектору), слуховому и двигательному сигналу. | |||
Ребёнок выполняет движения в определенном, соответствующем звучанию музыки ритме, темпе, чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки в размере 2/4, 3/4, 4/4. | |||
Ребёнок выполняет движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно); бодро, свободно, подняв голову, не сутулясь и не шаркая ногами, марширует под звучание марша, умеет входить в зал, обходить его по периметру, останавливаться, затем по музыкальному сигналу снова начинать движение. | |||
Ребёнок умеет ходить парой с другим ребёнком по кругу, следить за выразительностью движений, соблюдать расстояние между парами при движении. | |||
Ребёнок умеет поднимать плавно руки вверх, в стороны, заводить их за спину, за голову, поворачивая кисти. | |||
Ребёнок умеет выполнять разные действия с предметами под музыку (передавать их друг другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч и др.). | |||
Физическое развитие | |||
Физическая культура | |||
У ребёнка сформирован устойчивый навык к произвольному мышечному напряжению и расслаблению. | |||
У ребёнка развита точность произвольных движений, ребёнок умеет переключаться с одного движения на другое. | |||
Ребёнок выполняет упражнения по словесной инструкции взрослых. | |||
У ребёнка сформированы навыки самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления. | |||
Ребёнок умеет сохранять правильную осанку в различных видах движений. | |||
У ребёнка развита двигательная память, он выполняет двигательные цепочки из четырех-шести действий. | |||
У ребёнка развита слухо-моторная и зрительно-моторная координация движений, соответствующая его возрасту. | |||
У ребёнка сформированы навыки пространственной организации движений. | |||
Ребёнок умеет самостоятельно перестраиваться в звенья с опорой на ориентиры. | |||
У ребёнка сформирован навык контроля динамического и статического равновесия. | |||
Ребёнок умеет сохранять заданный темп во время ходьбы (быстрый, средний, медленный). | |||
Ребёнок умеет выполнять разные виды бега, быть ведущим в колонне, при беге парами соизмерять свои движения с движениями партнера. | |||
Ребёнок умеет прыгать, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь с сохранением равновесия. | |||
Ребёнок умеет ловить мяч (расстояние до 3 м), отбивать его от пола не менее шести-семи раз подряд. | |||
Ребёнок умеет принимать исходное положение при метании, осуществлять энергичный толчок кистью и т. п. | |||
Ребёнок умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, предлагать свои игры, варианты игр, комбинации движений. | |||
Ребёнок умеет анализировать свои движения, движения сверстников, осуществлять элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений. | |||
Ребёнок умеет играть в подвижные игры со сложными правилами (эстафеты, игры со спортивными элементами). | |||
Ребёнок использует в речи слова, отражающие пространственные отношения, обозначающие названия движений, спортивного инвентаря, спортивных игр и т. д. | |||
Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни | |||
У ребёнка сформированы навыки самообслуживания, элементарные навыки личной гигиены: раздеваться и одеваться самостоятельно и с помощью друг друга, аккуратно складывать вещи в шкафчик, соблюдая в нем порядок; содержать в порядке собственную одежду, пользоваться предметами личной гигиены. | |||
У ребёнка сформированы представления об алгоритме процесса умывания, одевания, еды, уборки помещения и места для прогулки, о том, что необходимо для этого. | |||
Ребёнок проявляет доброжелательность, заботу о здоровье друг друга и взрослых, окружающих детей, готовность оказывать помощь друг другу, взрослым, то есть тому, кто в ней нуждается. | |||
У ребёнка сформированы навыки и потребности выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры (при участии взрослого). | |||
Ребёнок умеет рассказывать о своем самочувствии, вербальными и невербальными средствами сообщать взрослому о своем самочувствии, объяснять, что болит и показывать место возможной боли. | |||
Ребёнок умеет отражать в играх свой опыт по самообслуживанию, культурно-гигиенические навыки, навыки безопасного для здоровья поведения в доме, на природе и на улице, включаться в различные игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей или самостоятельно. |
Критерии оценивания:
+ выполняет
# с помощью педагога
- не выполняет
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика разработки индивидуальных маршрутов развития для детей-инвалидов в условиях интегрированного обучения в образовательных учреждениях
Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания в...
Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Сценарий родительского собрания в старшей группе .Время проведения: I период обучения, сентябрь-октябрь.План проведения: 1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? 2. Особенности логопедич...
Специфика разработки АООП в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Доклад и презентация к докладу....
Специфика разработки образовательного курса по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Обзор имеющихся программ, рекомендации с учетом специфики, возможностей и условий нашего района.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВИТ ЗАДАЧУ ФОРМИРОВАНИЯ ...
Специфика разработки и реализации образовательных программ дополнительного образования по основам финансовой грамотности в ДОО ХМАО-Югры
Методическое пособие «АЛМА», как средство реализации программы по кружковой работе «Экономика для малышей»...
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ТИПЫ, СВОЙСТВА, СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ
Под информационной системой обычно понимается прикладная Под информационной системой обычно понимается прикладная программная подсистема, обеспечивающая сбор, хранение, поиск и обработку текстовой или...
Брошюра по теме "Специфика разработки и реализации адаптированных образовательных программ в условиях реализации ФГОС ДОО. Особенности и трудности"
Брошюра по итогам заседания муниципального ресурсного центра «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в условиях дошкольных образовательных организаци...