Специфика разработки образовательного курса по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Обзор имеющихся программ, рекомендации с учетом специфики, возможностей и условий нашего района.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВИТ ЗАДАЧУ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Огонек» г. Поронайска»
Кулакова Нина Владимировна
Воспитатель
«Специфика разработки образовательного курса
по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Обзор имеющихся программ, рекомендации с учетом специфики, возможностей и условий нашего района.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В связи с этим на базе нашего ДОУ была создана рабочая группа для изучения материала по данной теме. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию результат нашей работы. Изучив методическую литературу, мы пришли к выводу, что внедрение образовательной области «Основы финансовой грамотности» целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста. В среднем дошкольном возрасте можно использовать элементы программы в режимных моментах, в совместной деятельности взрослого и детей, в НОД. Представляю вашему вниманию краткий обзор некоторых программ.
Программа «Азбука финансов»
Цель программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора), экскурсии, а также использование ЭОР, ИКТ.
Сроки реализации программы: сентябрь-май (1 раз в неделю) согласно тематическому плану.
Ожидаемые результаты:
В конце реализации программы у детей должны быть сформированы следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Следующая программа:
Шатова А.Д. «Тропинка в экономику» - программа и конспекты занятий для детей 5-7 лет.
Основная цель программы-формировать у дошкольника умения:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
-уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осваивать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина, этическую и экономическую значимость которых следует сегодня возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Ведущие принципы программы (учет возрастных, индивидуальных, психических особенностей старших дошкольников, их интереса к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, комплексный подход к развитию личности дошкольника, который выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания) соответствуют ФГОС ДО.
Содержание программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.
Программа состоит из 4-х блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд – продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».
Программа может быть реализована в течение как одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах).
Оптимальный режим встреч с детьми – не реже одного раза в месяц. При этом необходимо закреплять экономические знания детей, полученные во время режимных моментов.
К программе прилагаются: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии развлечений и диагностический материал результатов освоения программы.
Еще одна программа изученная по нашей теме: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей». Авторы - Г.Н. Бирина, С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шайкина
Программа составлена в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДО (полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьей) и направлена на достижение следующих
целей:
- формирование экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольников,
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Программа, рассчитана на 64 часа, предполагает разделение курса на две части. Тематический план прилагается.
1-я часть — базовый модуль «Финансовая азбука» (23 часа), в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет».
2-я часть — дополнительные модули («Труд», «Деньги», «Семейный бюджет»), развивающие представления дошкольников по основным темам курса через различные виды деятельности:
— непосредственно образовательная деятельность;
— игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
— коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
— познавательно-исследовательская деятельность:
— восприятие художественной литературы и фольклора;
— конструирование из разного материала;
— изобразительная деятельность;
— двигательная форма активности ребенка.
В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуемой воспитателем непрерывной непосредственно образовательной деятельности по курсу —не более 30 минут. Так как курс «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» направлен на освоение экономических понятий дошкольниками и требует повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, его изучение следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать непосредственно образовательную деятельность с различными формами двигательной активности.
В основу прогнозирования и оценивания результатов освоения Программы положен компетентностный подход. Под компетенциями понимается практический опыт выполнения конкретных действий. В результате освоения программы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научат регулировать потребности в соответствии с возможностями, выбирать предметы, необходимые в различных условиях, понимать значимость труда, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством, разумно расходовать деньги, понимать необходимость экономии семейного бюджета. К программе прилагаются методические рекомендации, конспекты занятий, рабочие тетради с заданиями, наглядно-дидактические пособия и диагностический материал.
Представленные мною программы соответствуют ФГОС ДО и могут быть использованы в рамках реализации Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и распоряжению Министерства образования Сахалинской области. Все эти программы можно использовать в условиях нашего региона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Воспитание финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Данная консультация отражает знакомство детей с экономической дейстивительнеостью, написана в помощь родителям. В ней предложены игры по формированию финансовой грамотности в домашних условиях, даны р...
Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично...
Воспитание финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грам...
Методическая разработка конспекта развлечения по обучению финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека...
презентация «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично...
Консультация для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Финансовая грамотность дошкольников- это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитание бережливости, деловитости и рационального поведения в повседневной жизни. Стратегия повышени...