Конспект занятия по логопедической ритмике "Путешествие к царице Улыбке".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект полезен педагогам, работающим в логопедической старшей группе с детьми с ТНР. Занятие проходит в игровой форме с использованием музыкальных произведений по единому сюжету, что способствует повышению мотивации детей к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_k_tsaritse_ulybke.docx | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по логопедической ритмике
«ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦАРИЦЕ УЛЫБКЕ»
(старшая группа)
Музыкальный руководитель: Андреева Т.А.
Учитель-логопед: Курилова Л.И.
Воспитатель: Иншакова М.Г.
МДОУ детский сад компенсирующего вида №3 «Белочка»
(для детей с нарушениями речи) г. Воскресенск
Задачи:
- Развивать координацию движений, мимическую и артикуляционную моторику, умение двигаться в пространстве, находясь в коллектив; творческие способности детей.
- Воспитывать произвольное внимание, слуховую и двигательную память, эмоционально – волевую сферу, чувство темпа и ритма.
- Развивать артикуляцию и дикцию. Активизировать словарь (слова, характеризующие эмоции: грусть, смех, радость, злость, страх, доброта).
- Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь.
- Формировать умение управлять своими чувствами.
Предварительная работа. Создание пиктограмм эмоций «Моё настроение».
Этюды на тему дружбы и доброжелательности.
Импровизации на шумовых инструментах: передать
хорошее настроение, печаль и т.д.
Танцевальные импровизации под контрастную музыку:
«Осень», А.Вивальди, «Лебедь», К.Сен-Санса.
Оборудование: аудиотехника; звукозаписи; костюм царицы Улыбки;
цветные ленты; шумовые инструменты; зонт; карта-ширма;
мелкие речные камни; цветочки с угощением на каждого ребёнка.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Эмоционально - волевой тренинг.
Звучит «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского из «Детского альбома».
Дети проходят в зал с учителем-логопедом, садятся в круг на колени и приветствуют друг друга прикосновениями ладошек (правая ладонь кладётся на левую ладонь соседа справа; движения передаются по кругу на сильную долю в музыке – «Передача платочка», Ломовой).
Учитель-логопед: Мы почувствовали друг друга и готовы вместе играть.
II. Основная часть.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!
Мне пришло звуковое письмо, послушайте:
«Я - царица Улыбка. У меня беда - я разучилась улыбаться! Помогите! Чтобы попасть ко мне во дворец, воспользуйтесь волшебным зонтом и картой. Одной мне не справиться – нужна ваша помощь»
Учитель-логопед: Поможем? (ответы детей) Раскроем волшебный зонт, возьмём
карту. Мы отправляемся (звучит музыка А.Вивальди «Времена года»).
Музыкальный руководитель: Держитесь крепко и слушайте музыку, она подскажет,
как надо двигаться (дети двигаются лёгким бегом по кругу).
Начинается дождь (движение продолжается).
Опускайтесь, мы прилетели (логопед закрывает зонт).
Учитель-логопед: Поиграем с каплями дождя. Повторяйте за мной.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
(отхлопывание заданного ритма; определение количества слогов в словах: осень, дождь, пасмурно, зонт, дождливо)
Учитель-логопед: Дождь закончился. Налетел ветер (фонограмма)
ДЫХАТЕЛЬНО-ГОЛОСОВОЙ ТРЕНИНГ
Ветерок листвой шумит …Ш-Ш-Ш…(громко)
В трубах громко он свистит… С-С-С (тихо)!
Поднимает пыль столбом - Ш-Ш-Ш.
И свистит везде кругом, С-С-С!
(Логопед сопровождает произношение звуков С-Ш показом руки положения языка: С – язык внизу, Ш – язык вверху)
Музыкальный руководитель: (звучит «Вальс», Л.Делиба). Слышите? Что это? (это вальс).
Какое настроение создаёт эта музыка? (радостное, мечтательное, светлое, лирическое).
Вальс зазвучал нежный и светлый,
Запел, закачался, как в сказочных снах.
И кружится всё слегка, неприметно,
И мягко плывёт в музыкальных волнах.
Давайте потанцуем, берите ленточки!
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
(«ВАЛЬС» Е.ДОГА)
Музыкальный руководитель: Скажите, вам было весело или грустно, когда вы танцевали?
Какая была музыка по характеру? (нежная, спокойная, плавная…)
Посмотрите на карту: мы попали в Город грусти.
Покажите грусть на своём лице (дети изображают).
Найдите на доске подходящую карточку
(дети выбирают из 6-ти эмоций одну, грусть).
Кто назовёт песню, в которой можно передать эмоции грусти,
радости? («Солнышко») Давайте исполним песню выразительно.
ПЕСНЯ «СОЛНЫШКО»
(Г.Н.ДЕМКИНА)
Учитель-логопед: Держитесь за зонт, отправляемся дальше (раздаётся шум).
Осторожно, присядьте, я не могу понять, что это? Я испугалась.
А вы? Где это мы? Я, кажется, догадалась -- это Город страха.
Посмотрите на карту: кого вы здесь видите?
Изобразите страх. Найдите на доске подходящую карточку.
Вы знаете, как можно справиться со страхом?
(ответы детей) Можно посмеяться или похлопать в ладоши, спеть
песню или прочитать стихотворение.
КООРДИНАЦИОННО-РЕЧЕВАЯ ИГРА (М.Голушко)
Ах, ах, ах, ах дети качают головой
Поселился в доме страх. смотрят по сторонам
Мышки сразу задрожали, дрожат
В норки быстро убежали. «бегают» пальцами по коленкам
Даже добрый, рыжий кот изображают кошачьи лапы
Залез под старенький комод. присаживаются, поднимают руки над головой
Страх гулял по всем углам, сжимают и разжимают кулачки – пугают
Всех пугал и тут, и там. поворачивают кулачки в разные стороны
И вдруг… выражают удивление
Навстречу страху - ха! поднимают руки вверх, в стороны
Появилось Ха-Ха-Ха!
И исчез тотчас же страх, хлопают в ладоши
Осталось только ха, ха, ха…
Вот и прогнали мы все вместе страх.
Что мы сделали, чтобы справиться со страхом? (ответы детей)
Покажите, как вы смеётесь (дети смеются).
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ТРЕНИНГ «ТИХО - ГРОМКО»
Музыкальный руководитель: Отправляемся дальше. Беритесь за зонт - мы летим.
А вот и река Злости (показываю на пол, где расстелена синяя ткань)
Посмотрите на карту. Как можно изобразить злость? (показывают)
Найдите на доске подходящую карточку.
А знаете ли вы, что когда человек злиться, он может совершить
поступки, о которых будет потом очень жалеть. Вот почему вам
следует научиться справляться с чувством злости. Как вы думаете,
что для этого можно сделать? (ответы детей) Можно поколотить
подушку, сильно похлопать или потопать. А ещё можно закрыть глаза
и напеть любимую песенку. Нам нужно срочно перебраться через
реку Злости. Посмотрите, на берегу лежат камни, они помогут нам
перейти реку. Возьмите их! Мы выложим из них дорожку и будем
при этом произносить добрые пожелания для себя и окружающих
(дети переходят реку). Окончательно справиться со злостью нам
помогут шумовые инструменты - сейчас мы сыграем все вместе.
ИМПРОВИЗАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ М.ГОЛУШКО
НА ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Я сегодня разозлился и решил тогда, друзья:
Злиться, всё же, не годиться, лучше буду добрым я.
Сначала я похлопаю, потом чуть-чуть потопаю.
Спою тихонько: ля-ля-ля. И исчезла злость моя.
Учитель-логопед: Мы справились со злостью - можно идти дальше. Замок царицы
Улыбки совсем близко, нужно повторять волшебные слова:
Улыбку свою подарю друзьям,
Улыбка - ключик ко всем дверям!
Дети проговаривают слова на месте и в движении по направлению к замку царицы. Выходит царица Улыбка.
Царица Улыбка: Здравствуйте, ребята! Я вновь улыбаюсь, потому что рада видеть вас.
Расскажите, где вы побывали? Что узнали? Чему научились?
Дети: В Городе грусти мы танцевали светлый, нежный вальс. Попав в Город страха,
мы превратили его в Город смеха. А ещё мы научились справляться со злом,
когда перебрались через реку Злости.
Царица Улыбка: Я очень рада, что вы преодолели все препятствия. Приглашаю вас
на танец!
ТАНЕЦ «ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ»
III. Итог
Царица Улыбка: Мне стало весело, а вам? Сегодня замечательный день, ведь вы
пришли ко мне в гости. На память о встрече я хочу подарить вам
сладкие сувениры, на которых изображены улыбки. Пусть в вашем
доме всегда звучит смех, живёт доброта.
Улыбайтесь чаще! До свидания!
Литература:
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика // методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. СПб.: Каро, 2005 г.
- Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи. М.: Akademia, 2005 г.
- Журнал «Справочник музыкального руководителя» №5, 2015 г.
- Журнал « Музыкальный руководитель» №9, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет
Данный конспект занятия поможет воспитателю рассказать детям о свойствах воды как жидкости....
Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет
Данный конспект занятия поможет воспитателю рассказать детям о свойствах воды как жидкости....
Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности Царица-водица
Цель:- уточнять и расширять знания детей о воде, ее роли в жизни человека и *кивых организмов, о свойствах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки);- дать элем...
Конспект занятий старшей-логопедической группы На тему: «Улыбка в подарок»
Тема: «Улыбка в подарок» Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу, развивать в детях умение выражать свое отношение к другим, расширять знание о чувстве радости, умен...
Конспект занятия "Путешествие в царство "Водицы - Царицы"
Конспект занятия "Путешествие в царство "Водицы - Царицы"...
Конспект занятия по математике "Цветы для царицы Математики"
Конспект занятия по математике...
Конспект занятия Тема: "В гостях у царицы Грамматики" (обучение по дополнительным программам кружок «Малышок»)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению детей чтению «Малышок» для детей 5 – 7 лет (далее Программа) предназначена для подготовки детей к обучению чт...