Конспект занятия по логопедической ритмике "Путешествие к царице Улыбке".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Иншакова Марина Германовна

Конспект полезен педагогам, работающим в логопедической старшей группе с детьми с ТНР. Занятие проходит в игровой форме с использованием музыкальных произведений по единому сюжету, что способствует повышению мотивации детей к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_k_tsaritse_ulybke.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по логопедической ритмике

«ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦАРИЦЕ УЛЫБКЕ»

(старшая группа)

Музыкальный руководитель: Андреева Т.А.
Учитель-логопед: Курилова Л.И.
Воспитатель: Иншакова М.Г.

МДОУ детский сад компенсирующего вида №3 «Белочка»
(для детей с нарушениями речи) г. Воскресенск

Задачи:

  • Развивать координацию движений, мимическую и артикуляционную моторику, умение двигаться в пространстве, находясь в коллектив; творческие способности детей.
  • Воспитывать произвольное внимание, слуховую и двигательную память, эмоционально – волевую сферу, чувство темпа и ритма.
  • Развивать артикуляцию и дикцию. Активизировать словарь (слова, характеризующие эмоции: грусть, смех, радость, злость, страх, доброта).
  • Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь.
  • Формировать  умение управлять своими чувствами.

Предварительная  работа.  Создание пиктограмм эмоций «Моё настроение».  
                                             Этюды на тему дружбы и доброжелательности.
                                             Импровизации на шумовых инструментах: передать
                                             хорошее настроение, печаль и т.д.
                                             Танцевальные импровизации под контрастную музыку:
                                             «Осень», А.Вивальди, «Лебедь», К.Сен-Санса.

Оборудование:  аудиотехника; звукозаписи; костюм царицы Улыбки;
                           цветные ленты; шумовые инструменты; зонт; карта-ширма;
                          мелкие речные камни; цветочки с угощением на каждого ребёнка.  

Ход занятия

I.Организационный момент. 

Эмоционально - волевой тренинг.

Звучит «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского из «Детского альбома».
Дети проходят в зал с учителем-логопедом, садятся в круг на колени и приветствуют  друг  друга прикосновениями ладошек (правая ладонь кладётся на левую ладонь соседа справа; движения передаются по кругу на сильную долю в музыке – «Передача платочка», Ломовой).  
Учитель-логопед: Мы почувствовали друг друга и готовы вместе играть.

II. Основная часть.

Музыкальный руководитель:  Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!
                                                                   Мне пришло звуковое письмо, послушайте:

«Я - царица Улыбка. У меня беда - я разучилась улыбаться! Помогите! Чтобы попасть  ко мне во дворец, воспользуйтесь волшебным зонтом и картой. Одной мне не справиться – нужна ваша помощь»

Учитель-логопед: Поможем? (ответы детей) Раскроем волшебный зонт, возьмём
                                  карту. Мы отправляемся
(звучит музыка А.Вивальди «Времена года»).

Музыкальный руководитель: Держитесь крепко и слушайте музыку, она подскажет,
                                   как надо   двигаться  
(дети двигаются лёгким бегом по кругу). 
                                   Начинается дождь
(движение продолжается).   
                                   Опускайтесь, мы прилетели
(логопед закрывает зонт).                                                                  

Учитель-логопед: Поиграем с каплями дождя. Повторяйте за мной.

ИГРА НА РАЗВИТИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
(отхлопывание заданного ритма; определение количества слогов в словах: осень, дождь, пасмурно, зонт, дождливо)

Учитель-логопед: Дождь закончился. Налетел ветер (фонограмма)

                                   ДЫХАТЕЛЬНО-ГОЛОСОВОЙ ТРЕНИНГ
Ветерок листвой шумит …Ш-Ш-Ш…(громко)
В трубах громко он свистит… С-С-С (тихо)!
Поднимает пыль столбом - Ш-Ш-Ш.
И свистит везде кругом, С-С-С!

(Логопед сопровождает произношение звуков С-Ш показом руки положения языка: С – язык внизу, Ш – язык вверху)

Музыкальный  руководитель: (звучит «Вальс», Л.Делиба). Слышите? Что это? (это вальс).
 Какое настроение создаёт эта музыка?
(радостное, мечтательное, светлое, лирическое).
                                   Вальс зазвучал нежный и светлый,
                                   Запел, закачался, как в сказочных снах.
                                   И кружится всё слегка, неприметно,
                                   И мягко плывёт в музыкальных волнах.

                                    Давайте потанцуем, берите ленточки!

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

(«ВАЛЬС» Е.ДОГА)

Музыкальный руководитель:  Скажите, вам было весело или грустно, когда вы танцевали?                  
                                   Какая была музыка по характеру?
(нежная, спокойная, плавная…)
                                   Посмотрите на карту: мы попали в
Город грусти.                                                       
                                   
Покажите  грусть на своём лице (дети изображают).
                                    Найдите на доске подходящую карточку
                                   
(дети выбирают из 6-ти эмоций одну, грусть).
                                    Кто назовёт песню, в которой можно передать эмоции грусти,                                              
                                   радости?
(«Солнышко») Давайте исполним песню выразительно.

ПЕСНЯ «СОЛНЫШКО»

   (Г.Н.ДЕМКИНА)

Учитель-логопед: Держитесь за зонт, отправляемся дальше (раздаётся шум).
                                 Осторожно, присядьте, я не могу понять, что это? Я  испугалась.
                                 А вы? Где это мы? Я, кажется, догадалась -- это
Город страха.
                                 Посмотрите на карту: кого вы здесь видите?
                                 Изобразите страх. Найдите на доске подходящую карточку.
                                 Вы знаете, как можно справиться со страхом?
                                 
(ответы детей) Можно посмеяться или похлопать в ладоши, спеть  
                                 песню или прочитать стихотворение.  

                             КООРДИНАЦИОННО-РЕЧЕВАЯ ИГРА (М.Голушко)
Ах, ах, ах, ах                                                      
дети качают головой
Поселился в доме страх.                                  
смотрят по сторонам
Мышки сразу задрожали,                                дрожат
В норки быстро убежали.                               «бегают» пальцами по коленкам
Даже добрый, рыжий кот                                изображают кошачьи лапы
Залез под старенький комод.                          присаживаются, поднимают руки над головой
Страх гулял по всем углам,                            
сжимают и разжимают кулачки – пугают
Всех пугал и тут, и там.                                   поворачивают кулачки в разные стороны
И вдруг…                                                          выражают удивление
Навстречу страху - ха!                                    
поднимают руки вверх, в стороны
Появилось  Ха-Ха-Ха!
И исчез тотчас же страх,                                  
хлопают в ладоши
Осталось только ха, ха, ха…
                                    Вот и прогнали мы все вместе страх.

                                     Что мы сделали, чтобы справиться со страхом? (ответы детей) 
                                    Покажите, как вы смеётесь
(дети смеются).

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ТРЕНИНГ «ТИХО - ГРОМКО»

Музыкальный руководитель: Отправляемся дальше. Беритесь за зонт - мы летим.
                                А вот и
река Злости (показываю на пол, где расстелена синяя ткань)
                                Посмотрите на карту. Как можно изобразить злость?
(показывают)
                                 Найдите на доске подходящую карточку.          
                                 А знаете ли вы, что когда человек злиться, он может совершить  
                                 поступки, о которых будет потом очень жалеть. Вот почему вам            
                                 следует научиться  справляться с чувством злости. Как вы думаете,
                                 что для этого  можно сделать?
(ответы детей) Можно поколотить
                                 подушку, сильно похлопать или потопать. А ещё можно закрыть глаза
                                 и напеть  любимую песенку. Нам нужно срочно перебраться через
                                 реку Злости. Посмотрите, на берегу лежат камни, они помогут нам
                                 перейти  реку. Возьмите их! Мы выложим из них дорожку и будем
                                 при  этом  произносить добрые пожелания для себя и окружающих
                                 
(дети переходят реку). Окончательно справиться со злостью нам
                                 помогут шумовые инструменты - сейчас мы сыграем все вместе.

                           ИМПРОВИЗАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ  М.ГОЛУШКО
                                            НА ШУМОВЫХ  ИНСТРУМЕНТАХ
Я сегодня разозлился и решил тогда, друзья:
Злиться, всё же, не годиться, лучше буду добрым я.
Сначала я похлопаю, потом чуть-чуть потопаю.
Спою тихонько: ля-ля-ля. И исчезла злость моя.

Учитель-логопед: Мы справились со злостью - можно идти дальше. Замок царицы  
                                 Улыбки совсем близко, нужно повторять волшебные слова:
                                  Улыбку свою подарю друзьям,
                                 Улыбка - ключик ко всем дверям!

Дети проговаривают слова на месте и в движении по направлению к замку царицы. Выходит царица Улыбка.

Царица Улыбка:
  Здравствуйте, ребята! Я вновь улыбаюсь, потому что рада видеть вас.
                                Расскажите, где вы побывали? Что узнали? Чему научились?
Дети: В Городе грусти мы танцевали светлый, нежный вальс. Попав в Город страха,
          мы превратили его в Город смеха. А ещё мы научились справляться со злом,
          когда перебрались через реку Злости.

Царица Улыбка: Я очень рада, что вы преодолели все препятствия. Приглашаю вас
                                на танец!

ТАНЕЦ «ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ»

III. Итог

Царица Улыбка: Мне стало весело, а вам? Сегодня замечательный день, ведь вы
                               пришли ко мне в гости. На память о встрече я хочу подарить вам
                               сладкие сувениры, на которых изображены улыбки. Пусть в вашем  
                               доме всегда звучит смех,  живёт доброта.
                               Улыбайтесь чаще! До свидания!

Литература:

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика // методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. СПб.: Каро, 2005 г.
  2. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи. М.: Akademia, 2005 г.
  3. Журнал «Справочник музыкального руководителя» №5, 2015 г.
  4. Журнал « Музыкальный руководитель» №9, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности Царица-водица

Цель:-   уточнять и расширять знания детей о воде, ее роли в жизни человека и *кивых организмов, о свойствах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки);-   дать элем...

Конспект занятий старшей-логопедической группы На тему: «Улыбка в подарок»

Тема: «Улыбка в подарок»  Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу, развивать в детях умение выражать свое отношение к другим, расширять знание о чувстве радости, умен...

Конспект занятия "Путешествие в царство "Водицы - Царицы"

Конспект занятия "Путешествие в царство "Водицы - Царицы"...

Конспект занятия Тема: "В гостях у царицы Грамматики" (обучение по дополнительным программам кружок «Малышок»)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению детей чтению «Малышок» для детей 5 – 7 лет (далее Программа) предназначена для подготовки детей к обучению чт...