Конспект занятия "Путешествие в царство "Водицы - Царицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шемякина Оксана Сергеевна

Конспект занятия "Путешествие в царство "Водицы - Царицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_zan_voda.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №16

«Ручеек».

Непосредственно образовательная деятельность

по Формированию картины мира

с детьми старшего дошкольного возраста

«Путешествие в царство

 «Водицы-Царицы»

Подготовила: воспитатель

разновозрастной группы

Шемякина О. С.

г. Камень-на-Оби

2016 год

Цель: Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды

Задачи: 

Образовательные.
1. Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность

2. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. 
3. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии. 
4. Прививать бережное отношение к воде. 
Воспитательные. 
1. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей. 
2. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

  Развивающие:

1.Формировать умение  анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

2. Развивать логическое мышления;

3. Стимулировать познавательную активность детей.

Материалы и оборудование: Презентация на тему: «Вода-Царица», клеенчатые фартуки, колбы, графины, прозрачные стаканы, кубик, шарик, камушки, стакан с молоком, краски гуашь, сахар, соль, лимон, масло подсолнечное, лед, ватные диски.

 

Ход НОД:

-Ребята, мы сегодня отправимся с вами в лабораторию, где будем проводить опыты. Чтобы узнать тему нашего исследования, послушайте, пожалуйста, запись (Журчание воды), а пока слушаете, я вам загадаю загадки:

        Посмотрите-ка! В апреле

С крыши брызги полетели

И стараются, шлеп-шлеп,

Попадать нам прямо в лоб. (Капель)

        Мы журчим в апреле звонко,

Ведь сугробы быстро тают,

А мальчишки и девчонки

В нас кораблики пускают. (Ручьи)

Чтобы лился дождик с неба, 
Чтоб росли колосья хлеба, 
Чтобы плыли корабли, 
Чтоб варились кисели, 
Чтобы не было беды – 
Жить нельзя нам без ….. ( воды) 


-Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? О чем все эти загадки?

 (о воде) Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о ее  Величестве Воде. 

-Кому и зачем нужна вода?

-Ребята, а что было бы если бы не было воды? Чтобы произошло? Как вы думаете? Да, ребята, без воды все живое на свете погибнет. Вода – это жизнь.

-Посмотрите на экран и подумайте, что вы здесь видите? (Слайды с высохшими водоемами.) Чем отличаются картинки? (Ответы детей).

Ксюша Л: Кто знает, откуда берется вода?

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.

Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

-Ребята, оказывается, у воды есть свои свойства, а какие мы скоро узнаем. Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять ее свойства (дети одевают фартуки).

-Для проведения опытов по исследованию воды и ее свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

        

Опыты.

Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает:

-Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость.

Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, а в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.

И так вода не имеет формы.

Какого цвета вода?

-А теперь давайте продолжим наши опыты с водой. 
На столе стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. 
- Ребята, положите в оба стаканчика по камешку. 
- В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет? 
( В стаканчике с молоком камешка не видно, а в стаканчике с водой камешек виден). 
- Как вы думаете, почему? ( В стаканчике с водой камешек виден, потому что вода прозрачная, бесцветная). 
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная. 
- Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем. 
- Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде. 
- Изменила вода свой цвет или нет? ( да) 
- Какого цвета стала вода у ……..? 
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

Вывод: Вода может менять свой цвет. 
- Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома. 

Вода – растворитель.

-А есть ли у воды вкус?

Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому - соль, третьему - сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: Своего вкуса у воды нет, она безвкусная.

-А у воды есть запах? (Дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах.

-А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (Ответы детей)

Сережа:  Вода из-под крана.

Я воду в стакан из под крана налил.
На свет посмотрел- она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

А в горном ключе если воду набрать,
На вкус она будет совсем уж иной.
Словами, пожалуй, и не передать,
Как вкусно напиться водой ключевой.

- А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.

-Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдем немного погуляем. Мы с вами пойдем к реке.

        

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились, (Ходьба на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед.)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились. (Хлопки в ладоши.)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно: (Круговые движения руками.)

Вместе - раз, это — брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все как один —

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой (Прыжки на месте.)

И отправились домой. (Ходьба на месте.)

-Отдохни ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды. (Обратить внимание детей на стакан, где растворили муку и масло).

-Что же мы видим? (Ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Значит, какой можно сделать вывод?

Вывод: Не все вещества могут растворяться в воде.

- Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду? Почему? (Нет. Она пахнет маслом и неприятна на вкус).

-Да, действительно, такая вода непригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Ее нужно очистить от масла).

- А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра. 
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки или ваты. 
        - Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр. 
       - Я очень осторожно буду лить воду в баночку с фильтром. Что мы видим? (вода очищается) 
       - Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала? ( Вода стала чистая, прозрачная) 
        - Куда делось масло? (масло осталась на фильтре) 
            - Я вам показала самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.

Даш: Что такое вода? 

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

-Ребята, а почему питьевую воду нужно беречь? (Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается).

- А что значит пресная вода? Что вы знаете о ней? (ответы детей)

-Правильно, пресная вода – это вода которую мы пьем, это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода -соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А  людям употреблять такую воду невозможно, поэтому в городах, где много живет людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

-А вы знаете озеро, в котором очень большой запас пресной воды? (Байкал) (Показ слайда с видом Байкала).

Степа:

Гонит капля дождевая 
Ручеёк за ручейком,
 
Те бегут не унывая
 
В реки быстрые. Потом…
 
А потом и синь морская!
 
А за нею – океан!
 
Воду зря не выпуская,
 
Закрывай покрепче кран!
 

-Ребята, а еще необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

-Как мы с вами можем беречь воду? (Ответы детей).

Вода может быть в твердом состоянии.

-Ребята, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
      - Что вы почувствовали? ( Холод) 
      - Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке? 
(чем-то мокрым, холодным, льдом). 
      - Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить. 
(Лед начинает таять. Лед превращается в воду) 
     - Так что же такое лед? (Лед – это вода в твердом состоянии) 
     - В каком состоянии может быть вода?

Вывод:  Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
- Возьмите салфеточки и протрите руки. 

Сережа: Я по воде могу ходить!

Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.

Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.

Вы скажете, что я схитрил?
Но лед- замерзшая вода.
Прошел- и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда.

-В заключении нашего исследования, я хочу сказать следующее:

        Человек, запомни навсегда:

        Символ жизни на Земле – вода!

        Экономь ее и береги-

        Мы ведь на планете не одни!

Итог занятия:

-Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами, какими?

-вода прозрачная

-вода не имеет запаха

-вода не имеет вкуса

-вода – растворитель

-вода может быть в жидком и твердом состоянии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия "Царица Осень"

Цель:Создание условий для развития  художественно-творческих...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «ЦАРИЦА - ВОДИЦА»

Познакомить детей со свойствами воды; продолжать учить детей проводить элементарные опыты; развивать логическое мышление; учить делать выводы доступные данному возрасту; закрепить знания о том, что во...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Царица - водица". Образовательная область "Познание".

В ходе экспериментирования ребенок учится учиться.  Целью данной деятельности является расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объе...

Конспект НОД на тему «Царица-вода»

-уточнить и расширить представления детей о воде, ее    свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, озера, моря, океаны и т.д.),познакомит...

конспект по математике квн "царица математики"

Тема НОД: «Царица математика».Цель: Создавать условия для закрепления счета в прямом и обратном порядке от 1 до 10;Способствовать формированию умений в поиске недостающей цифры;Способствов...