Конспект занятия "Путешествие в царство "Водицы - Царицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия "Путешествие в царство "Водицы - Царицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_zan_voda.doc | 275.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №16
«Ручеек».
Непосредственно образовательная деятельность
по Формированию картины мира
с детьми старшего дошкольного возраста
«Путешествие в царство
«Водицы-Царицы»
Подготовила: воспитатель
разновозрастной группы
Шемякина О. С.
г. Камень-на-Оби
2016 год
Цель: Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды
Задачи:
Образовательные.
1. Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность
2. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
3. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.
4. Прививать бережное отношение к воде.
Воспитательные.
1. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
2. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Развивающие:
1.Формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
2. Развивать логическое мышления;
3. Стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование: Презентация на тему: «Вода-Царица», клеенчатые фартуки, колбы, графины, прозрачные стаканы, кубик, шарик, камушки, стакан с молоком, краски гуашь, сахар, соль, лимон, масло подсолнечное, лед, ватные диски.
Ход НОД:
-Ребята, мы сегодня отправимся с вами в лабораторию, где будем проводить опыты. Чтобы узнать тему нашего исследования, послушайте, пожалуйста, запись (Журчание воды), а пока слушаете, я вам загадаю загадки:
Посмотрите-ка! В апреле
С крыши брызги полетели
И стараются, шлеп-шлеп,
Попадать нам прямо в лоб. (Капель)
Мы журчим в апреле звонко,
Ведь сугробы быстро тают,
А мальчишки и девчонки
В нас кораблики пускают. (Ручьи)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….. ( воды)
-Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? О чем все эти загадки?
(о воде) Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о ее Величестве Воде.
-Кому и зачем нужна вода?
-Ребята, а что было бы если бы не было воды? Чтобы произошло? Как вы думаете? Да, ребята, без воды все живое на свете погибнет. Вода – это жизнь.
-Посмотрите на экран и подумайте, что вы здесь видите? (Слайды с высохшими водоемами.) Чем отличаются картинки? (Ответы детей).
Ксюша Л: Кто знает, откуда берется вода?
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.
-Ребята, оказывается, у воды есть свои свойства, а какие мы скоро узнаем. Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять ее свойства (дети одевают фартуки).
-Для проведения опытов по исследованию воды и ее свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Опыты.
Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает:
-Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость.
Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, а в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.
И так вода не имеет формы.
Какого цвета вода?
-А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.
На столе стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком.
- Ребята, положите в оба стаканчика по камешку.
- В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет?
( В стаканчике с молоком камешка не видно, а в стаканчике с водой камешек виден).
- Как вы думаете, почему? ( В стаканчике с водой камешек виден, потому что вода прозрачная, бесцветная).
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная.
- Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем.
- Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде.
- Изменила вода свой цвет или нет? ( да)
- Какого цвета стала вода у ……..?
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Вывод: Вода может менять свой цвет.
- Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома.
Вода – растворитель.
-А есть ли у воды вкус?
Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому - соль, третьему - сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: Своего вкуса у воды нет, она безвкусная.
-А у воды есть запах? (Дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах.
-А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (Ответы детей)
Сережа: Вода из-под крана.
Я воду в стакан из под крана налил.
На свет посмотрел- она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.
А в горном ключе если воду набрать,
На вкус она будет совсем уж иной.
Словами, пожалуй, и не передать,
Как вкусно напиться водой ключевой.
- А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.
-Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдем немного погуляем. Мы с вами пойдем к реке.
Физкультминутка:
К речке быстрой мы спустились, (Ходьба на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед.)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились. (Хлопки в ладоши.)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно: (Круговые движения руками.)
Вместе - раз, это — брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все как один —
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой (Прыжки на месте.)
И отправились домой. (Ходьба на месте.)
-Отдохни ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды. (Обратить внимание детей на стакан, где растворили муку и масло).
-Что же мы видим? (Ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Значит, какой можно сделать вывод?
Вывод: Не все вещества могут растворяться в воде.
- Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду? Почему? (Нет. Она пахнет маслом и неприятна на вкус).
-Да, действительно, такая вода непригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Ее нужно очистить от масла).
- А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки или ваты.
- Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
- Я очень осторожно буду лить воду в баночку с фильтром. Что мы видим? (вода очищается)
- Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала? ( Вода стала чистая, прозрачная)
- Куда делось масло? (масло осталась на фильтре)
- Я вам показала самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
Даш: Что такое вода?
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
-Ребята, а почему питьевую воду нужно беречь? (Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается).
- А что значит пресная вода? Что вы знаете о ней? (ответы детей)
-Правильно, пресная вода – это вода которую мы пьем, это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода -соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому в городах, где много живет людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
-А вы знаете озеро, в котором очень большой запас пресной воды? (Байкал) (Показ слайда с видом Байкала).
Степа:
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
-Ребята, а еще необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
-Как мы с вами можем беречь воду? (Ответы детей).
Вода может быть в твердом состоянии.
-Ребята, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
- Что вы почувствовали? ( Холод)
- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
(чем-то мокрым, холодным, льдом).
- Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
(Лед начинает таять. Лед превращается в воду)
- Так что же такое лед? (Лед – это вода в твердом состоянии)
- В каком состоянии может быть вода?
Вывод: Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
- Возьмите салфеточки и протрите руки.
Сережа: Я по воде могу ходить!
Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.
Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.
Вы скажете, что я схитрил?
Но лед- замерзшая вода.
Прошел- и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда.
-В заключении нашего исследования, я хочу сказать следующее:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги-
Мы ведь на планете не одни!
Итог занятия:
-Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами, какими?
-вода прозрачная
-вода не имеет запаха
-вода не имеет вкуса
-вода – растворитель
-вода может быть в жидком и твердом состоянии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия "Царица Осень"
Цель:Создание условий для развития художественно-творческих...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «ЦАРИЦА - ВОДИЦА»
Познакомить детей со свойствами воды; продолжать учить детей проводить элементарные опыты; развивать логическое мышление; учить делать выводы доступные данному возрасту; закрепить знания о том, что во...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Царица - водица". Образовательная область "Познание".
В ходе экспериментирования ребенок учится учиться. Целью данной деятельности является расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объе...
Конспект НОД на тему «Царица-вода»
-уточнить и расширить представления детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, озера, моря, океаны и т.д.),познакомит...
Конспект «Путешествие в царство царицы Математики»
Занятие по математике...
Конспект занятия "Путешествие к царице Грамоты"
конспект занятия...
конспект по математике квн "царица математики"
Тема НОД: «Царица математика».Цель: Создавать условия для закрепления счета в прямом и обратном порядке от 1 до 10;Способствовать формированию умений в поиске недостающей цифры;Способствов...