Развитие слухового внимания в процессе индивидуальной работы
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    В специальной литературе, посвящённой преодолению речевых нарушений, отмечается, что для успешной коррекции звукопроизношения необходимо работать не только над постановкой и автоматизацией звука, но и одновременно над развитием фонематического восприятия. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормативного произношения. Кроме того с первых занятий необходимо проводить работу по развитию слухового внимания и памяти, ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

     Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания можно включать в различные этапы работы над звуком, начиная от постановки и заканчивая дифференциацией. На начальном этапе работы, используются игры на различение неречевых и речевых звуков.

  1. Игры на различение неречевых звуков.

 Для проведения игр используются Звучащие шары Шумовые кирпичики Коробочки от «киндер- сюрпризов» Игры: «Подбери пару», «Какой кирпичик звучит», «Выбери нужную коробочку».

  1. Игры на различение неречевых звуков.

 Для проведения игр используются 3-5 звучащих по-разному игрушек(колокольчик, погремушку, барабан и.т.д )Предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем  воспроизвести звучание игрушки за ширмой. Задача ребенка подойти и взять звучавшую игрушку.

3. Использование игровых приёмов на уровне слога, слова.

 Игра «Скажи наоборот» Логопед произносит цепочку из двух слогов или слов и предлагает ребёнку поменять их местами. сапоги- санки( санки – сапоги), сок-сом( сом-сок ),суп-сумка( сумка-суп )Если возникают затруднения при выполнении задания, можно использовать предметный материал (игрушки, картинки) или дать ребёнку образец речи.

4.Игра «Длинная цепочка»

Логопед называет два слова и сообщает ребёнку, что сейчас к ним добавится третье. Задача ребёнка услышать и назвать цепочку слов. вкус-укус- квас-затем добавить свое слово: ананас (слова могут подбираться не произвольно, а по заданной теме) Побеждает тот ребенок, который повторит самую длинную цепочку слов.

      5. Игра «Какого слова не стало?»

Логопед называет три слова и сообщает ребёнку, что при повторе одно из слов исчезнет и появится другое слово. Задача ребёнка запомнить и назвать это слово. весы-осы- нососы( носы), косы- носок- бусы ( гусак)

6. Использование игровых приёмов на уровне словосочетаний.

Игра «Друг за другом повтори» Логопед называет словосочетания по цепочке. Задача ребёнка верно воспроизвести цепочку. Вкусный сок- усатый сом. Усатый сом- сонный гном. Сонный гном- сундук со сказками.

7. Находить неточности в тексте стихотворения.

Логопед читает стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?»

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га»- пел соловей!

Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно.

8. Подбирать точные по смыслу слова.

Логопед читает стихотворение. Дети должны заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук с длинными усами!

Врач напомнил  дяде Мите:

Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель перед сном.

Жучка будку не доела.

Неохота.Надоело!

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

9.  Использование игровых приёмов на уровне предложений.

 Игра «У соседа в сундуке» Задача ребёнка каждый раз наращивать предложения, добавляя новые слова со звуком с. У соседа в сундуке ананас. У соседа в сундуке ананас и кокос. У соседа в сундуке ананас, кокос и компас. Важным является точное воспроизведение слов в предложении.

    Важно помнить, что дошкольники любят играть. И чем больше игровых приемов использует на своём занятии логопед, тем охотнее дети бегут в его кабинет и успешнее итог коррекционной работы. Спасибо за внимание! Успехов в работе! Подготовила учитель –логопед Смирнова Л.Л

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

1.  РАЗВИТИЕ  СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.    2.  РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.   ИГРЫ  Д...

«Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются...

БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

Упражнения для развития слухового внимания,слухового восприятия и слуховой памяти.

Создание психологической готовности к вызыванию звука речи как части подготовительного этапа....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Развитие слухового внимания (Путешествие на ферму)

Конспект индивидуального логопедического занятия.ОНР – 2 уровня у ребёнка с дизартрией,Тема: Развитие слухового внимания (Путешествие на ферму)Цель: Развитие  слухового  внимания ...