Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: "Ягоды"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Тема: «Ягоды».

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- учить различать ягоды;

- учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять употребление простых предлогов;

- упражнять детей в подборе обобщающих слов;

- развивать и активизировать словарный запас по теме.

Коррекционно-воспитательная:        

- воспитывать интерес к окружающей среде и бережное отношение к ней.

Оборудование: картинки с изображением ягод.

Ход занятия.

1.      Организационный момент.

Игра «Сосчитай».

 Одна лисичка, две лисички, три лисички; сыроежка, подберезовик.

2.      Объявление темы.

Логопед. Дети, сегодня мы с вами поговорим о ягодах.

3.      Основная часть.

Логопед: А почему же люди так любят ягоды? Ответ на этот вопрос в моем рассказе.

Ягоды.

Ягоды растут в лесу, в саду и на болоте. Растения, на которых растут ягоды, имеют различную форму: кустарники, лианы, травы.

Ягоды имеют самую разнообразную окраску. В них содержится много разных витаминов и полезных веществ.

Сейчас я вам расскажу про ягоды более подробно.

Земляника.

В лесах, лесных оврагах, зарослях кустарников, в долинах рек и ручьев растут кустики земляники. Стебельки с ярко-красными ягодками поникают до самой земли – отсюда и название растения. Земляника – необыкновенно ароматная и вкусная ягода. Лечебные отвары из сушеных ягод и листьев земляники пьют при болезнях горла, простуде.

Вишня.

У вишни темно-красные кисловатые плоды.  Есть кислые сорта вишни, а есть послаще. В вишне содержится много витамина С.

Смородина.

Душистая ягода смородина получила свое название от слова «смородь», что означает «сильный запах». Бывает красная, черная и золотистая смородина.

Черная смородина богаче остальных ягод питательными веществами, витаминами и особенно витамином С. Витаминный напиток из смородины утоляет жажду и придает силы. Ягоды смородины едят в сыром виде, а также готовят из них варенье, компот, желе, пастилу, мармелад, сиропы, соки и муссы.

Красная смородина встречается на лесных опушках, около рек, в кустарниковых зарослях, иногда в горах. Ягоды золотистой смородины имеют желтовато-белый цвет. Золотистая смородина может расти даже на песчаных или каменных почвах.

Малина.

Заросли малинника можно увидеть на лесных вырубках и опушках. Ягодки, словно красные фонарики, усыпали ветки. Раньше других созревают ягоды на верхних ветках, поближе к солнышку. Чай из сухих плодов малины – жаропонижающее средство. При простуде очень полезно малиновое варенье.

Ежевика.

Плоды ежевики похожи на ягоды малины – черные, кисло-сладкие.  Растет в сырых лесах, лесных оврагах, в долинах рек и ручьев. В ягодах ежевики содержатся сахара и органические кислоты, витамины B и C. Настой листьев применяют при простуде, ангине. Полезен душистый чай из сушеных плодов и листьев.

Крыжовник.

Крыжовник – колючий садовый кустарник, ветки которого покрыты шипами. Ягоды вырастают различной величины, формы, окраски и вкуса, с большим количеством семян. Недоспелые ягоды используют для приготовления джемов, варенья и компотов, а переспелые – для соков. Сушеные ягоды крыжовника почти не теряют полезных свойств.

4.      Физкультминутка. «Ягоды».

Там на горке, погляди-ка,

Покраснела земляника,

Встать, указать рукой вдаль.

За одною наклонились,

Сразу десять увидали,

Наклон, руки к щекам (удивляемся).

Приседали, не ленились

И все ягоды собрали…

Присесть, изобразить сбор ягод.

Что же кружечки пусты?

Очень ягоды вкусны!

Встать, пожать плечами, руки к груди.

5.      Пальчиковая гимнастика.  «Лукошко с малиной».

Я малину собираю,

Изображаем сбор ягод.

С веток ягоды снимаю,

Изображаем.

Подожди еще немножко,

Машем указательным пальцем.

Будет полное лукошко.

Показываем корзинку.

6.      Игра «Слушай, не зевай».

Дети закрывают глаза, логопед убирает одну из картинок. Затем дети открывают глаза и называют ягоду, которой не стало: «Не стало ежевики… и т.д.

7.      Загадки.

Как на стежке, на дорожке вижу алые сережки.

Вот сережку я нашла.

За одною наклонилась, а на десять набрела!

(Земляника)

Она бывает разной: черной, белой, красной.

Из нее для ребят готовят мусс и мармелад.

(Смородина)

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.

(Малина)

Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой,

На солнце почернела я, и вот теперь я спелая.

(Вишня)

 

Из него варенье – словно изумруд.

Виноградом северным ягоды зовут.

(Крыжовник)

8.      Итог занятия.

Логопед: «Дети, о чём мы с вами сегодня говорили? Какие ягоды вы запомнили?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ягоды».

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- учить различать ягоды;

- учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять употребление простых предлогов;

- упражнять детей в подборе обобщающих слов;

- развивать и активизировать словарный запас по теме.

Коррекционно-воспитательная:        

- воспитывать интерес к окружающей среде и бережное отношение к ней.

Оборудование: картинки с изображением ягод.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Игра «Сосчитай».

 Одна лисичка, две лисички, три лисички; сыроежка, подберезовик.

  1. Объявление темы.

Логопед. Дети, сегодня мы с вами поговорим о ягодах.

  1. Основная часть.

Логопед: А почему же люди так любят ягоды? Ответ на этот вопрос в моем рассказе.

Ягоды.

Ягоды растут в лесу, в саду и на болоте. Растения, на которых растут ягоды, имеют различную форму: кустарники, лианы, травы.

Ягоды имеют самую разнообразную окраску. В них содержится много разных витаминов и полезных веществ.

Сейчас я вам расскажу про ягоды более подробно.

Земляника.

В лесах, лесных оврагах, зарослях кустарников, в долинах рек и ручьев растут кустики земляники. Стебельки с ярко-красными ягодками поникают до самой земли – отсюда и название растения. Земляника – необыкновенно ароматная и вкусная ягода. Лечебные отвары из сушеных ягод и листьев земляники пьют при болезнях горла, простуде.

Вишня.

У вишни темно-красные кисловатые плоды.  Есть кислые сорта вишни, а есть послаще. В вишне содержится много витамина С.

Смородина.

Душистая ягода смородина получила свое название от слова «смородь», что означает «сильный запах». Бывает красная, черная и золотистая смородина.

Черная смородина богаче остальных ягод питательными веществами, витаминами и особенно витамином С. Витаминный напиток из смородины утоляет жажду и придает силы. Ягоды смородины едят в сыром виде, а также готовят из них варенье, компот, желе, пастилу, мармелад, сиропы, соки и муссы.

Красная смородина встречается на лесных опушках, около рек, в кустарниковых зарослях, иногда в горах. Ягоды золотистой смородины имеют желтовато-белый цвет. Золотистая смородина может расти даже на песчаных или каменных почвах.

Малина.

Заросли малинника можно увидеть на лесных вырубках и опушках. Ягодки, словно красные фонарики, усыпали ветки. Раньше других созревают ягоды на верхних ветках, поближе к солнышку. Чай из сухих плодов малины – жаропонижающее средство. При простуде очень полезно малиновое варенье.

Ежевика.

Плоды ежевики похожи на ягоды малины – черные, кисло-сладкие.  Растет в сырых лесах, лесных оврагах, в долинах рек и ручьев. В ягодах ежевики содержатся сахара и органические кислоты, витамины B и C. Настой листьев применяют при простуде, ангине. Полезен душистый чай из сушеных плодов и листьев.

Крыжовник.

Крыжовник – колючий садовый кустарник, ветки которого покрыты шипами. Ягоды вырастают различной величины, формы, окраски и вкуса, с большим количеством семян. Недоспелые ягоды используют для приготовления джемов, варенья и компотов, а переспелые – для соков. Сушеные ягоды крыжовника почти не теряют полезных свойств.

  1. Физкультминутка. «Ягоды».

Там на горке, погляди-ка,

Покраснела земляника,

Встать, указать рукой вдаль.

За одною наклонились,

Сразу десять увидали,

Наклон, руки к щекам (удивляемся).

Приседали, не ленились

И все ягоды собрали…

Присесть, изобразить сбор ягод.

Что же кружечки пусты?

Очень ягоды вкусны!

Встать, пожать плечами, руки к груди.

  1. Пальчиковая гимнастика.  «Лукошко с малиной».

Я малину собираю,

Изображаем сбор ягод.

С веток ягоды снимаю,

Изображаем.

Подожди еще немножко,

Машем указательным пальцем.

Будет полное лукошко.

Показываем корзинку.

  1. Игра «Слушай, не зевай».

Дети закрывают глаза, логопед убирает одну из картинок. Затем дети открывают глаза и называют ягоду, которой не стало: «Не стало ежевики… и т.д.

  1. Загадки.

Как на стежке, на дорожке вижу алые сережки.

Вот сережку я нашла.

За одною наклонилась, а на десять набрела!

(Земляника)

Она бывает разной: черной, белой, красной.

Из нее для ребят готовят мусс и мармелад.

(Смородина)

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.

(Малина)

Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой,

На солнце почернела я, и вот теперь я спелая.

(Вишня)

Из него варенье – словно изумруд.

Виноградом северным ягоды зовут.

(Крыжовник)

  1. Итог занятия.

Логопед: «Дети, о чём мы с вами сегодня говорили? Какие ягоды вы запомнили?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи "Мой Мишка"

Конспект занятия по активизации, обогащению словаря по теме "Одежда", развитию грамматической стороны речи, развитию артикуляционного аппарата, мелкой моторики, выразительности речи для младших дошкол...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи с использованием игровых технологий. На тему: "Дикие животные" (КВН).

Цели и задачи:закреплениеполученных знаний о диких животных;практическое употребление притяжательных прилагательных, существительных в творительном падеже;развитие связной речи;развитие внимания, памя...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»

Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...

Конспект занятия по развитию лексико -грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе по лексической теме: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико грамматической стороны речи у детей С ОНР в подготовительной группе .Лексическая тема "Транспорт"...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи

Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Лексическая тема: Новогодний праздник.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Лексическая тема: Новогодний праздник.Конспект  для старшего дошкольного возраста....