Фрагмент занятия по автоматизации звуков с ребенком с синдоромом Дауна
план-конспект занятия по логопедии на тему
Фрагмент занятия по автоматизации звуков с ребенком с синдромом Дауна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_zanyatiya_s_rebenkom_s_sindromom_dauna.docx | 174.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 405 комбинированного вида
с татарским языком воспитания и обучения»
Ново-Савиновского района г. Казани
Фрагмент занятия
по автоматизации звука с ребенком с синдромом Дауна
Учитель – логопед: Кирикмасова Л.А.
Казань
Фрагмент занятия
по автоматизации звука с ребенком с синдромом Дауна
Формирование навыков общения имеет особую значимость для детей с синдромом Дауна. В структуре психического недоразвития детей с синдромом Дауна особое место занимают нарушения речи:
- у детей с синдромом Дауна присутствует значительное отставание экспрессивной речи;
- понимание речи намного опережает развитие активной речи;
- зрительная память развита гораздо лучше слуховой;
- нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;
- сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания;
- сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;
- отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.
Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит к грубому недоразвитию речи и всех её функций. Развитие речевой моторики у детей с синдромом Дауна происходит замедленно, не дифференцированно, характеризуется патологическими особенностями. У большинства таких детей затруднена координация дыхательных, фонаторных и, особенно, артикуляционных движений в процессе речи. В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у них с большим трудом формируются простейшие языковые обобщения, дети с трудом или практически не овладевают навыками письменной речи, чтение.
Задачи и особенности организации занятий логопедом по речевому развитию детей с синдромом Дауна
Спецификой коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна по развитию речи являются сочетание жестовой и звуковой речи, поддержка, помощь взрослого, обязательное использование наглядных материалов, демонстрация действий, постоянная структура занятия (акцентированное обозначение начала и окончания урока, смены видов деятельности и каждого задания в процессе его), продуманная организация пространства. Инструкции педагога отличаются лаконичностью и чёткостью [5].
Для повышения мотивации коммуникативной деятельности детей с синдромом Дауна необходимо организовывать ситуацию успеха, предоставляя детям возможность приобретать положительный опыт общения. Если материал хорошо усвоен ребёнком, можно изменять ситуацию так, чтобы он мог закрепить полученные коммуникативные умения. Необходимо включать в работу задания, которые дети могут выполнить с незначительной помощью взрослого или самостоятельно.
Основной целью развития речи детей с синдромом Дауна является овладение способами взаимодействия, обмена социальным опытом. Предусматривается решение следующих задач [8]:
1. развитие понимания речи;
2. формирование интереса к общению;
3. формирование умения использовать доступные детям с синдромом Дауна средства общения;
4. формирование умения сигнализировать о своих потребностях и состояниях с помощью вербальных (слово) и невербальных средств (предметов, жестов, картинок, символов);
5. развитие правильных движений органов речи с целью активизации звукопроизношения;
6. развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;
7. обучение восприятию лица и тела человека;
8. обучение способам ориентировки «на себе», «от себя» (в микропространстве и макропространстве);
9. формирование приёмов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;
10. формирование потребности в сопереживании;
11. формирование необходимых умений и навыков социального взаимодействия, умения адекватно реагировать на различные ситуации.
Основная цель обучения детей с синдромом Дауна связана не с желанием научить их читать и писать механически. Она заключается в развитии у детей стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать коммуникативные средства общения [21].
Логопедическое занятие представляет собой деятельность, структурированную поэтапно [14]:
1. Этап приветствия.
2. Имитационный этап.
3. Формирующий этап (жесты и слова).
4. Артикуляционно-двигательная минутка.
5. Этап «Мы общаемся» (на вербальной и невербальной основе).
6. Этап «чтения» и «письма» (работа с символами и пиктограммами).
7. Этап прощания.
Каждый этап предполагает реализацию определённых задач и использование специально подобранных средств.
На этапе приветствия (продолжительность — 3 мин) реализуются следующие задачи [7]:
– формирование умения приветствовать, здороваться с учителем-логопедом, любым взрослым и сверстником, используя жесты приветствия либо слова;
– формирование умения знакомиться, используя указательный жест, направленный на себя;
– формирование умения реагировать, откликаться на своё имя, используя указательный жест, направленный на себя;
организация положительного взаимодействия.
Этот этап, несмотря на малую продолжительность по времени, является очень важным в структуре занятия. Сам процесс приветствия может быть представлен в различных вариантах: приветствие жестами; приветствие постоянной песенкой, словом; приветствие-ритуал.
На имитационном этапе (продолжительность — 5 мин) реализуется задача формирования у ребёнка умения выполнять действия по подражанию действиям взрослого [25].
Способность к подражанию является предпосылкой формирования большинства видов деятельности. Основные имитационные способности опираются на простые и непосредственные повторения. Они приобретаются обычно на ранней стадии развития. Позже развивается подражание более сложным и специфическим способам повторения.
На этом этапе могут использоваться следующие упражнения [14]:
– подражать звукам и шумам, которые вызываются простыми движениями;
– касаться двух-трёх собственных частей тела, хлопать в ладоши;
– подражать простым движениям рук без поддержки (зеркальное отражение);
– имитировать два-три движения по уходу за собой (мыть руки, чистить зубы, расчёсываться);
– подражать голосом шумам, которые исходят от предметов быта или игрушек;
– подражать движениям рук, которые выполняют повторяющиеся действия (нанизывание колец пирамидки, построение башни из кубиков и т. д.);
– имитировать различные действия с предметами домашнего обихода (мешать ложкой в кастрюле, брать в руки стакан, вытирать стол и т. д.);
– подражать способу передвижения животных;
– последовательно подражать двум простым действиям.
Имитационные упражнения подбираются в зависимости от тех действий, которые необходимы при выполнении того или иного жеста.
Следующий этап занятия — артикуляционно-двигателъная минутка ( 5 – 10 мин).
На нём реализуется задача стимулирования движений органов речи путём проведения артикуляционной гимнастики. С этой целью используются различные логопедические комплексы упражнений [9].
Имитационный этап и артикуляционно-двигательная минутка являются базовыми для формирующего этапа.
Формирующий этап (продолжительность — 10 мин) реализует задачу ознакомления с новым предметом, предметной картинкой, словом, которое обозначает этот предмет, внеречевыми средствами общения — жестом, символом, пиктограммой и др. Он посвящён изучению жестов и слов.
На этапе «Мы общаемся» (продолжительность — 10 мин) реализуется задача формирования умения выражать свои желания с помощью предметов, предметных картинок, жестов, символов, слов и др. Этот этап можно использовать для закрепления материала формирующего этапа и повторения ранее пройденных символов, жестов по различным темам. Формой проведения может быть подвижная игра, сюжетная игра, стихи с движениями, инсценировки небольших сказок, песенок. Использование активных форм работы позволяет детям отдохнуть и восстановить силы, а также в наиболее оптимальной форме (игре) закрепить конкретные символы и жесты [14].
Этап «чтения» и «письма» (продолжительность — 10 мин) реализует следующие задачи [21]:
– формирование умения использовать информацию, извлечённую из картинок, жестов, символов;
– формирование понимания потребностей окружающих людей (что хочет сказать взрослый, сверстник с помощью предметов, картинок, жестов, символов, слов и пр.);
– формирование умения «писать» письма с помощью картинок, жестов, символов, пиктограмм.
Работа на этом этапе предполагает расширение сферы общения ребёнка с помощью коммуникативного кода. Для итого можно использовать индивидуальные папки (журналы пли др.) для каждого ребёнка. В них в определённой последовательности располагаются картинки, фотографии, символы с письменным пояснением изображённой ситуации. С помощью такой формы работы ребенок организует процесс общения, информируя другого человека о каком-то значимом для него действии, событии и т. д. Таким образом, у ребёнка с синдромом Дауна формируется навык переноса символов на другие события, т.е. расширяется возможность передачи информации, общения. Использование невербальных средств коммуникации в условиях направленного системного логопедического воздействия стимулирует возникновение и развитие устной речи.
Завершающим на занятии является этап прощания (продолжительность — 2 мин). Реализуемая задача — формирование умения прощаться, используя соответствующие жесты и слова. Это самый короткий и простой этап. Здесь используются элементарные жесты прощания — махи рукой или пальцами. Эти жесты, как правило, у детей с синдромом Дауна формируются достаточно хорошо. Для выделения или акцентирования окончания занятия можно также использовать постоянную мелодию, песенку или музыкальные инструменты [14].
Таким образом, целью развития речи детей с синдромом Дауна является овладение способами взаимодействия, обмена социальным опытом. Решение данной цели предусматривается решение следующих задач: развитие понимания речи; формирование интереса к общению; формирование умения использовать доступные детям средства общения; формирование умения сигнализировать о своих потребностях и состояниях с помощью вербальных (слово) и невербальных средств (предметов, жестов, картинок, символов); развитие правильных движений органов речи с целью активизации звукопроизношения; развитие и совершенствование общей, мелкой и речевоймоторики; формирование приёмов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами. Особенностями организации логопедических занятий по речевому развитию детей с синдромом Дауна являются сочетание жестовой и звуковой речи, поддержка, помощь взрослого, обязательное использование наглядных материалов, демонстрация действий, постоянная структура занятия, продуманная организация пространства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Блюмина, М.Г. Медицинские, психолого-педагогические и социальные аспекты болезни Дауна / М.Г. Блюмина // Дефектология. – 1991. –№ 5. – С. 88 – 94.
- Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М., 1973. – 363 с.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Академия, 2010. – 253 с.
- Гуровец, Г.В. К вопросу изучения болезни Дауна / Г.В. Гуровец // Дефектология. – 1999. – № 6. – С. 9 – 13.
- Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М.В. Жигорева. — М.: Академия, 2006. — 240 с.
- Жиянова, П.Л. Малыш с синдромом Дауна: Книга для родителей / П.Л Жиянова. – М.: Академия, 2007. – 394 с.
- Значимость процесса формирования коммуникации для развития детей со сложной структурой дефекта / Под ред. Г.К. Епифановой, Е.А. Заречновой, Е.Н. Топорковой. — М.: Пресс, 2003. – 118 с.
- Игнатьева, С.Л. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии / С.Л. Игнатьева. — М.: Академия, 2004. – 226 с.
- Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
- Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2004. – 329 с.
- Лаутеслагер, Петер Е.М. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения: специальная литература / Петер Е.М. Лаутеслагер. – М.: Монолит, 2003. – 356 с.
- Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М.: Просвещение, 1985. – 394 с.
- Лейн, Д. Современные подходы к болезни Дауна / Д. Лейн; перевод с англ. М.Г. Блюминой. – М.: Педагогика, 1991. – 336 с.
- Лобода, Л.В. Логоритмика для детей с синдромом Дауна / Л.В. Лобода. – М.: Даунсайд АП, 2008. – 175 с.
- Лурье, Н.Б Дети с синдромом Дауна и некоторые особенности их познавательной деятельности / Н.Б. Лурье, С.Д. Забрамная // Дефектология. – 1990. – № 4. – С. 30 – 34.
- Маллер, А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А.Р. Малер, Г.В. Цикото. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.
- Малер, А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей / А.Р. Маллер. — М.: Аквадемия, 2006. – 227 с.
- Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р. Маллер. – М.: Академия, 1996. – 295 с.
- Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии /
Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 395 с. - Медведева, Т.П. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия / Т.П. Медведева, И.А. Панфилова, Е.В. Поле. – М.: Даунсайд Ап, 2004. – 363 с.
- Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: пособие для педагогов центров коррекц.-развивающего обучения и реабилитации / Ю.Н. Кислякова; под ред. Т.В. Лисовской. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. — 160 с.
- Разенкова, Ю.А. Образ ребенка и себя в материнской роли у матерей, воспитыающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста / Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян, С.Е. Иневаткина, Г.Ю. Одинокова // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 41 – 51.
- Царев, А.М. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями (Из опыта работы Псковского лечебно–педагогического центра) / A.M. Царёв – М.: Академия, 1999.–136 с.
- Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе / Л.М. Шипицына. – СПб.; М.: Академия, 2002. – 385 с.
- Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя обществе / Л.М. Шипицына.. — СПб.: Академия, 2004. – 253 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент занятия по автоматизации звуков с ребенком после френотомии
Фрагмент занятия по автоматизациизвуков с ребенком после френотомии...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Р) в работе с ребенком 6-7 лет
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Р) в работе с ребенком 6-7 лет...
Фрагмент занятия по автоматизации звука [р] в начальной позиции с использованием презентации.
Фрагмент занятия по автоматизации звука [р] в начальной позиции с использованием презентации.1 слайдИтак, наши друзья (в зависимости от темы занятия) готовы к полёту в космос. Считаем, РАЗ, ДВА, ТРИ&h...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...
Конспект коррекционного занятия (индивидуального) «Автоматизация звука «С» в слогах, в начале слов у ребенка с Дизартрией 5 лет.
Коррекционно-логопедическая работа – это система логопедических занятий, включающих воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, упражнения на развитие мотор...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня
Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...