Фрагмент занятия по автоматизации звуков с ребенком после френотомии
материал по логопедии на тему

Кирикмасова Лариса Алексеевна

Фрагмент занятия по автоматизациизвуков с ребенком после френотомии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №  405  комбинированного вида

с татарским языком воспитания и обучения»

Ново - Савиновского  района г. Казани

Методы и приёмы работы с детьми

 после френотомии (френулотомия).

                                                                                       Учитель - логопед : Кирикмасова Л.А.

Казань

Методы и приёмы работы с детьми после френотомии (френулотомия).

Короткая уздечка языка у ребенка – укороченная подъязычная связка, препятствующая полному объему движений языка в ротовой полости. Короткая уздечка языка у детей встречается с частотой 1 случай на 1000 новорожденных; при этом у мальчиков анкилоглоссия выявляется в 3 раза чаще, чем у девочек.  Короткая уздечка языка у ребенка нарушает функцию сосания, мешает формированию правильного звукопроизношения, способствует смещению зубных рядов, формированию неправильного прикуса, гингивита, пародонтита и пр. Короткая уздечка языка у ребенка выявляется при визуальном осмотре полости рта. Возможно два пути лечения короткой уздечки языка у ребенка – консервативный (растяжение связки посредством артикуляционной гимнастики) и хирургический (френулотомия).
                            Подъязычная связка

   уздечка                   Подрезание уздечки языка                    C:\Users\5\Desktop\дом.детки\янек\WP_20170404_11_11_38_Pro.jpg

Нормальная уздечка языка выглядит как тонкий, растяжимый тяж, не сковывающий движения языка. У некоторых детей уздечка оказывается прикрепленной ближе к верхней трети языка или даже к самому его кончику, что может в различной степени ограничивать движения языка: от недостаточной активности до практически полной неподвижности. У ребенка в возрасте 5 лет длина уздечки в растянутом состоянии должна равняться не менее 8 мм. Если уздечка у ребенка меньшей длины, недостаточно эластичная, аномально прикрепленная, - данное состояние расценивается как короткая уздечка языка. 

Причины данной аномалии заключаются в неправильном развитии плода внутри утробы. Ключевую роль играют следующие факторы:

  • попадание инфекции в плод;
  • наличие хронических соматических заболеваний у беременной женщины;
  • наследственная предрасположенность;
  • травмы живота при беременности;
  • плохая экология;
  • вирусные заболевания женщины в первый и последний триместр беременности,
  • прием лекарств (салицилатов, антибиотиков, сульфаниламидов и др.),
  • стрессы;
  • воздействие профессиональных вредностей (работа с красками, лаками, химическими реактивами);
  • матери в возрасте старше 35 лет.

Подрезать или нет?

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений. Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

Из опыта работы с ребенком после френулопластики (френотомии). Ребенок  Х. пришел на консультацию в возрасте 2л.5мес. с жалобами мамы на плохое жевание, плохую прибавку массы тела  и отсутствие речи. При обследовании языка была выявлена аномалия в виде уздечки языка на самом его кончике. Язык лежал внутри рта без движений. В ходе беседы,  мама рассказала о том, что ребенок родился преждевременно, с маленьким весом (1кг.270гр.). Долгое время они находились в ОПН.  У ребенка было сильно нарушено зрение -  ретинопатия недоношенных. Много усилий приложили родители ребенка, чтобы он научился сидеть, ползать, ходить; ребенок перенес несколько операций на глаза. И теперь пришло время решить – надо ли ребенку делать операцию – френулопластику или логопедический массаж и специальные упражнения помогут растянуть уздечку языка. При визуальном  обследовании, при пальпации, при попытке вывести язык из полости рта, стало понятно, что без операционного вмешательства не обойтись. Мы с родителями обсудили план работы с ребенком с учетом его возрастных особенностей ( ранний возраст) после операции:

1. Логопедический массаж ( цель – избежать образование рубцов,  придать эластичность подъязычной уздечке; научить ребенка выводить язык из полости рта наружу, формировать движения языка  вверх - вниз, влево – вправо,  ощущения участков языка и т.д.)  

2. Игровые упражнения для растягивания уздечки языка.

3. Игры на обогащение  пассивного словаря.

4. Игры на вызывание речи.

5. Игры на развитие мелкой моторики, согласованных движений, пространственного гнозиса, соматогнозиса, сенсорных способностей.

Сегодня ребенку Х. 5л.5мес. Почти все  звуки поставлены, заавтоматизированы и дифференцированны.  Звуки  - Р –Л – автоматизируется.

C:\Users\5\Desktop\дом.детки\янек\WP_20171212_11_31_36_Pro.jpg    C:\Users\5\Desktop\дом.детки\янек\WP_20171212_11_31_19_Pro.jpg  C:\Users\5\Desktop\дом.детки\янек\WP_20171212_11_31_15_Pro.jpg

  C:\Users\5\Desktop\дом.детки\янек\WP_20170404_11_12_45_Pro.jpg             C:\Users\5\Desktop\дом.детки\янек\WP_20171212_11_31_53_Pro.jpg        C:\Users\5\Desktop\дом.детки\янек\WP_20171212_11_31_39_Pro.jpg

Литература:

  1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М., 2008.
  2. Водовозова Н.Г. Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением  // Логопед. – 2009.- № 2.
  3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., 2005.
  4. Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М., 2003.
  5. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. – СПб., 2005.
  6. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. – М., 2006.
  7. Новиковская О.А. Речевая гимнастика.- М., 2008.
  8. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М., 2007.
  9. Хорошилкина Ф.Я. «Ортодонтия» Медицинское информационное агентство М.,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент занятия по автоматизации звуков с ребенком с синдоромом Дауна

Фрагмент занятия по автоматизации звуков с ребенком  с синдромом Дауна...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Р) в работе с ребенком 6-7 лет

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Р) в работе с ребенком 6-7 лет...

Фрагмент занятия по автоматизации звука [р] в начальной позиции с использованием презентации.

Фрагмент занятия по автоматизации звука [р] в начальной позиции с использованием презентации.1 слайдИтак, наши друзья (в зависимости от темы занятия) готовы к полёту в космос. Считаем, РАЗ, ДВА, ТРИ&h...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект коррекционного занятия (индивидуального) «Автоматизация звука «С» в слогах, в начале слов у ребенка с Дизартрией 5 лет.

Коррекционно-логопедическая работа – это система логопедических занятий, включающих воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, упражнения на развитие мотор...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...