Как использовать готовое игровое поле в работе логопеда.
методическая разработка по логопедии на тему
В методической разработке:
- раскрыта причина обращения к данной теме;
- показано, какие задачи можно решить в работе с игровым полем;
- даны примеры игр,которые может проводить логопед с ребенком;
-подобран речевой материал для игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как использовать готовое игровое поле в работе логопеда.
Актуальность темы.
Хочу рассказать о применении готового игрового поля (его можно найти во многих настольно-печатных играх) в логопедической работе. Его можно использовать, например, для автоматизации звуков в речи у детей. Данный вид работы может сделать процесс автоматизации более разнообразным и интересным.
Игровые поля бывают самого разного вида. У меня в кабинете нашлось не менее восьми - десяти различных видов полей, поэтому я решила найти им применение.
На таких полях можно организовывать разнообразные «Игры – бродилки». Эти игры динамичны, нравятся детям, в ходе их автоматизация звуков проходит быстрее.
В процессе игры можно решать задачи:
- по развитию фонематического восприятия;
-по развитию фонематических представлений;
-по упражнению в счете;
-по развитию ориентировки в собственном теле и на плоскости листа;
- по развитию мелкой моторики;
-по воспитанию положительного эмоционального настроя ребенка на занятии.
Для начала выбираем с ребенком небольшие игрушки, которые и будут « бродить» по этому полю и двигаться навстречу друг другу. Одна из них (игрушка логопеда) ставится на «старт», другая (игрушка ребенка)- на «финиш», и каждая из них делает один шаг навстречу друг другу в том случае, если слово произнесено правильно и взрослым, и ребенком.
- Например, тема занятия - «Автоматизация звука «Л» в словах с открытыми слогами». Игра «Назови слово во множественном числе». Взрослый, передвигая игрушку, говорит: «лак», а ребенок должен образовать форму множественного числа: «лаки»,- и передвинуть свою игрушку вперед на один шаг.
Слова для словоизменения: лампа, игла, лысина, ласточка, пила, колодец, голубь, булавка, халат, салат, калач, скала, кулак, белуга, луковица, улыбка, голубец, бокал, пенал, пчела, палуба и т. п.
- Тот же принцип используется в игре « Назови ласково». Тема занятия « Автоматизация звука «Л» в словах с открытыми слогами.
Слова для словообразования: ладонь, лапа, лавка, халат, салат, булавка, кулак, лампа, палатка, лодка, ложка, лоб, лом, луч, лук, лужа, луковица и т. п.
- Тема занятия «Автоматизация звука «Л» в словах с открытыми и закрытыми слогами, в слогах со стечением согласных». Игра «Назови родственника».
Нужно подбирать родственные слова к заданному слову:
- лак - лаковый, лакировать;
- салат-салатик, салатник, салатный;
- халат-халатик, халатище;
- лапа - лапка, лапочка, лапище;
- кулак-кулачок, кулачишко, кулачный;
- каблук - каблучок, подкаблучник;
- клубника-клубничка, клубничный и т. п.
- Тема занятия «Автоматизация звука «Л» в словах с открытыми и закрытыми слогами, в слогах со стечением согласных». Игра «Скажи наоборот».
Надо придумать слова, противоположные данному по значению: добрый-злой, темный-светлый, теплый-холодный, старый-молодой, крупный-мелкий, сладкий-кислый, пришел- ушел, потерял-нашел, сытый-голодный, грустный-веселый, хмурый-улыбчивый, черный-белый.
- Тема занятия « Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях». Игра «Посчитай-ка». Можно использовать данную игру для усвоения согласования существительного с числительным. Здесь нужен еще и кубик: бросить его, посчитать количество точек и назвать соответственно столько же предметов: « Два стола»,- после этого шагнуть вперед на один шаг.
Слова для словосочетаний: стол, плот, бокал, клумба, пловец, кукла, лопата, клык, пластинка, класс, глобус, флаг, площадь, слон, весло, яблоко, колодец, платье.
- Тема занятия « Дифференциация звуков «Л» и «Р». Игра «Замени звук». Нужно предложить ребенку заменить звук «Р» на звук «Л» в слове: рак-лак, роза-лоза, перо-пело, Вера-вела, пир-пил, парка-палка, пруд-прут, город-голод, горы-голы, корка-колко, игра-игла, бар-бал, жар-жал, дар-дал, борт-болт.
- Тема занятия «Автоматизация звука «Л» в словах с закрытыми слогами». Игра «Чего не стало?».
На игровое поле выкладываются несколько картинок, в названии которых есть звук «Л»: галка, палка, фиалка, бутылка, пчелка, белка. Ребенок должен запомнить названия картинок, закрыть глаза, а затем, открыв их, назвать спрятанную картинку и ответить на вопрос «Чего не стало?»
- Тема занятия «Автоматизация звука «Л» в словах с различными слогами». Игра «Придумай словечко».
В целях формирования фонематических представлений можно предложить ребенку придумать слово с заданным звуком и шагнуть игрушкой вперед. Это задание трудное, поэтому взрослый может придумывать слова по очереди с ребенком.
- Тема занятия «Автоматизация звука «Л» в словах со стечением согласных. Игра «Угадай картинку».
Размещаем картинки в разных углах и сторонах игрового поля. Даем задание: «Назови картинку в правом верхнем углу, а какая картинка расположена ниже и т.п.»
Картинки для называния: блокнот, плакат, хлопушка, салфетка, площадь, глобус, столб, галстук, блузка, каблук, флаг, флакон, платок, заплатка, класс, глаз, клумба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в работе логопеда по формированию ритмики слова у детей с ОНР
Формирование выразительности речи у детей дошкольников – это овладение средствами речевой выразительности: умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразны...
использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в работе логопеда
Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с речевыми недостатками остается актуальным. для успешной к...
Игровые пособия в работе логопеда
Игры и игровые пособия для развития навыка фонематического анализа и синтеза...
Консультация для родителей «Игровые приемы в работе логопеда»
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной ...
Игровые технологии в работе логопеда
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она ис...
КАК ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СУ ДЖОК ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ
Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию статью о нетрадиционном методе стимуляции речи у детей, т.е. использовании Су Джок терапии на логопедических занятиях....
Из опыта работы «ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»
Из опыта работы «ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»...