Игровые технологии в работе логопеда
материал по логопедии на тему

Елфимова Елена Михайловна

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она используется в качестве основы формирования пра­вильной речи детей и для их полноценного развития. В игре до­школьники отображают свои представления и знания об окружаю­щем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_master-klass.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

С ребенком надо делать все через игру…

                                                                                                       Д. Б. Эльконин

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

      Целью использования  игровой технологии в логопедической практике является  повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решению задач:

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме.
  2.  Изучить особенности использования игровой  технологии  в логопедической работе.
  3. Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности  в логопедической практике.
  4. Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных   игр.
  5. Подобрать игрушки для логопедической работы.
  6. Разработать конспекты занятий  в игровой  форме.
  7. Оказывать методическую помощь воспитателям  по ведению профилактической работы  с использованием игр.
  8. Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

  Ожидаемые результаты:

  • Повышение мотивации к логопедическим занятиям.
  • Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.
  • Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовке к обучению грамоте.
  • Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.
  • Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых  занятий в игровой форме.
  • Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования  разных  видов игр для развития речи.
  • Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказыван.

На логопедических занятиях я использую следующие игровые технологии:

1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата;

2. Игровые технологии для развития мелкой моторики;

3. Игровые технологии для развития общей моторики;

4. Игровые технологии в коррекционно-развивающей работе.

Рассмотрим более подробно каждую технологию. 

Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата

Детей не так просто заставить делать артикуляционные упражнения.  Упражнения даются нелегко, отнимают много энергии, требуют усидчивости и терпения. Для того чтобы привлечь ребенка, заинтересовать его использую следующие приемы:

 - Логопедическая лягушка, которая приходит в гости к малышам и показывает артикуляционные упражнения;

- Применяю различные артикуляционные сказки о веселом язычке (Сказки Косиновой, Рожковой и т.д.);

-Презентации артикуляционных упражнений.

Игровые технологии для развития мелкой моторики

Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Хочется также упомянуть пальчиковую гимнастику, которая очень нравится детям. И можно подобрать различные стихи к различным лексическим темам. Например:

Пальчиковая гимнастика «Птичий двор»

Возле дома, на горе,              Дети соединяют под углом пальцы обеих рук.

Гуляют птицы во дворе.       Двигают по столу указательными и средними пальцами рук.

Птицы очень важные –              

Не дикие, домашние:

Утки с утятами,                     Поочередно соединяют пальцы рук (большой с большим, Гусыни с гусятами,               указательный с указательным и т.д.).

Курицы с цыплятами,

Индюшки с индюшатами,

Перепелки с перепелятами.

Птичница их позвала,          Движением полусогнутых пальцев обеих рук по направлению к    

                                                             себе «зовут птиц».

Всем насыпала зерна.         Имитируют движение «сыплем зерно».

Птицы прибежали,              Быстро двигают указательным и средним пальцами по столу.

Все зерно склевали.

Игровые технологии для развития общей моторики

На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проводятся различные физкультминутки с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения. Также подбираю стихи в соответствие с лексическими темами. Например:

Речь с движением «Волшебные шапочки»

В шапочках желтых мы стали циплята,           Дети машут руками, как цыплята

                                                                                           крылышками.

В шапочках белых мы стали зайчата,               Показывают заячьи ушки.

В шапочках красных мы стали грибочки,        Соединяют руки над головой

В шапочках черных – черника на кочках,        Присаживаются на корточки.

В шапочках синих дождинками стали              Встают на ноги, ставят руки на

                                                                                           пояс.

И по дорожкам легко поскакали.                      Произносят текст, а затем прыгают

                                                                        с продвижением вперед на двух ногах.

Речь с движением «Кузнечик»

Скачет маленький кузнечик:              Поскоки.

Через мостик перешел,                        Ходьба.

Через лужи перепрыгнул,                   Прыжки с ноги на ногу.

В гости к бабочке пришел:                 Ходьба.

«Эй, хозяйка, хватит спать!                Ритмично «стучат в дверь».

Выходи скорей гулять!                       Машут рукой в направлении к себе.

Будем вместе веселиться –                  Хлопают в ладоши.

Ты летать,                                             Машут руками.

А я скакать!»                                         Поскоки на месте.

Игровые технологии в коррекционно-развивающей работе

В логопедической практике использую разнообразные игры с мячом. Игры с мячом не только развивают общую моторику, они помогают проводить работу по коррекции звукопроизношения. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча, прокатывание мяча в положении сидя. (например «Назови слово на заданный звук» или «определи первый звук в слове» и т.д. )

В своей работе я также применяю логопедические кубики. Их можно использовать как при постановке звуков, так и при работе с лексическими темами.

Применяю в своей работе коррекционные игры по методике И.Л. Лебедевой. Например:

«Логическое лото» - необходимо найти подходящую пару для своей картинки;

«Пила» - пришла пила и распилила все картинки пополам, осталось пол яблока, пол лопаты и т.д. Это игра на автоматизацию звука [Л].

Формат домашних заданий тоже стараюсь сделать интересным для детей и их родителей и применяю игры из «кормашка»:

В тетради делаем бумажный кармашек и вкладываем набор картинок с необходимым звуком. И пишем задание для игры, например:

"Цветная клякса"


- Положим картинки из кармашка на кружочки. Клякса понарошку покрасит картинки. Все предметы станут Салатовыми (или гоЛубыми, или Розовыми). Назовём, что получилось. (Салатовый салют, салатовые сапоги, салатовые сандалии, ...) 

Ну и также у меня есть набор компьютерных игр для развития внимания и обучения грамоте, которыми я с удовольствием делюсь с родителями.

Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом. Хочется надеяться, что игры, представленные на мастер – классе,  пригодятся Вам в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в работе логопеда по формированию ритмики слова у детей с ОНР

Формирование выразительности речи  у детей дошкольников – это овладение средствами речевой выразительности: умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразны...

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

Мастер - класс для педагогов "Игровые технологии в работе логопеда"

В мастер - классе рассмотрены два вида игровой деятельности - игры с песком и ниткография....

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе логопеда»

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она использ...

Игровые технологии в работе логопеда

       В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,...

Игровые технологии в работе логопеда

Применение игровых технологий в работе логопеда...