Игровые технологии в работе логопеда
материал по логопедии на тему
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_master-klass.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С ребенком надо делать все через игру…
Д. Б. Эльконин
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.
Данные цели привели к постановке и решению задач:
- Изучить и проанализировать литературу по теме.
- Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.
- Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.
- Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.
- Подобрать игрушки для логопедической работы.
- Разработать конспекты занятий в игровой форме.
- Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.
- Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.
Ожидаемые результаты:
- Повышение мотивации к логопедическим занятиям.
- Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.
- Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовке к обучению грамоте.
- Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.
- Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.
- Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.
- Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказыван.
На логопедических занятиях я использую следующие игровые технологии:
1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата;
2. Игровые технологии для развития мелкой моторики;
3. Игровые технологии для развития общей моторики;
4. Игровые технологии в коррекционно-развивающей работе.
Рассмотрим более подробно каждую технологию.
Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата
Детей не так просто заставить делать артикуляционные упражнения. Упражнения даются нелегко, отнимают много энергии, требуют усидчивости и терпения. Для того чтобы привлечь ребенка, заинтересовать его использую следующие приемы:
- Логопедическая лягушка, которая приходит в гости к малышам и показывает артикуляционные упражнения;
- Применяю различные артикуляционные сказки о веселом язычке (Сказки Косиновой, Рожковой и т.д.);
-Презентации артикуляционных упражнений.
Игровые технологии для развития мелкой моторики
Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Хочется также упомянуть пальчиковую гимнастику, которая очень нравится детям. И можно подобрать различные стихи к различным лексическим темам. Например:
Пальчиковая гимнастика «Птичий двор»
Возле дома, на горе, Дети соединяют под углом пальцы обеих рук.
Гуляют птицы во дворе. Двигают по столу указательными и средними пальцами рук.
Птицы очень важные –
Не дикие, домашние:
Утки с утятами, Поочередно соединяют пальцы рук (большой с большим, Гусыни с гусятами, указательный с указательным и т.д.).
Курицы с цыплятами,
Индюшки с индюшатами,
Перепелки с перепелятами.
Птичница их позвала, Движением полусогнутых пальцев обеих рук по направлению к
себе «зовут птиц».
Всем насыпала зерна. Имитируют движение «сыплем зерно».
Птицы прибежали, Быстро двигают указательным и средним пальцами по столу.
Все зерно склевали.
Игровые технологии для развития общей моторики
На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проводятся различные физкультминутки с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения. Также подбираю стихи в соответствие с лексическими темами. Например:
Речь с движением «Волшебные шапочки»
В шапочках желтых мы стали циплята, Дети машут руками, как цыплята
крылышками.
В шапочках белых мы стали зайчата, Показывают заячьи ушки.
В шапочках красных мы стали грибочки, Соединяют руки над головой
В шапочках черных – черника на кочках, Присаживаются на корточки.
В шапочках синих дождинками стали Встают на ноги, ставят руки на
пояс.
И по дорожкам легко поскакали. Произносят текст, а затем прыгают
с продвижением вперед на двух ногах.
Речь с движением «Кузнечик»
Скачет маленький кузнечик: Поскоки.
Через мостик перешел, Ходьба.
Через лужи перепрыгнул, Прыжки с ноги на ногу.
В гости к бабочке пришел: Ходьба.
«Эй, хозяйка, хватит спать! Ритмично «стучат в дверь».
Выходи скорей гулять! Машут рукой в направлении к себе.
Будем вместе веселиться – Хлопают в ладоши.
Ты летать, Машут руками.
А я скакать!» Поскоки на месте.
Игровые технологии в коррекционно-развивающей работе
В логопедической практике использую разнообразные игры с мячом. Игры с мячом не только развивают общую моторику, они помогают проводить работу по коррекции звукопроизношения. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча, прокатывание мяча в положении сидя. (например «Назови слово на заданный звук» или «определи первый звук в слове» и т.д. )
В своей работе я также применяю логопедические кубики. Их можно использовать как при постановке звуков, так и при работе с лексическими темами.
Применяю в своей работе коррекционные игры по методике И.Л. Лебедевой. Например:
«Логическое лото» - необходимо найти подходящую пару для своей картинки;
«Пила» - пришла пила и распилила все картинки пополам, осталось пол яблока, пол лопаты и т.д. Это игра на автоматизацию звука [Л].
Формат домашних заданий тоже стараюсь сделать интересным для детей и их родителей и применяю игры из «кормашка»:
В тетради делаем бумажный кармашек и вкладываем набор картинок с необходимым звуком. И пишем задание для игры, например:
"Цветная клякса"
- Положим картинки из кармашка на кружочки. Клякса понарошку покрасит картинки. Все предметы станут Салатовыми (или гоЛубыми, или Розовыми). Назовём, что получилось. (Салатовый салют, салатовые сапоги, салатовые сандалии, ...)
Ну и также у меня есть набор компьютерных игр для развития внимания и обучения грамоте, которыми я с удовольствием делюсь с родителями.
Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом. Хочется надеяться, что игры, представленные на мастер – классе, пригодятся Вам в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в работе логопеда по формированию ритмики слова у детей с ОНР
Формирование выразительности речи у детей дошкольников – это овладение средствами речевой выразительности: умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразны...
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...
Мастер - класс для педагогов "Игровые технологии в работе логопеда"
В мастер - классе рассмотрены два вида игровой деятельности - игры с песком и ниткография....
Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе логопеда»
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она использ...
Игровые технологии в работе логопеда
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,...
Игровые технологии в работе логопеда
Применение игровых технологий в работе логопеда...
- Мне нравится (5)