Игровые технологии в работе логопеда по формированию ритмики слова у детей с ОНР
статья по логопедии по теме
Формирование выразительности речи у детей дошкольников – это овладение средствами речевой выразительности: умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением.
В качестве одного из эффективных видов игровых средств я использую народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья Игровые технологии по ритмике слова | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Панарина Татьяна Михайловна
Учитель-логопед ГБДОУ д/с №15 Петроградского района
Игровые технологии в работе логопеда по формированию ритмики слова у детей с ОНР
Важным качеством детской речи является выразительность. « Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», - писал Н.С. Рождественский.
Формирование выразительности речи у детей дошкольников – это овладение средствами речевой выразительности: умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. В литературе (Е.С.Алмазова, В.А. Артемов, Е.А.Брызгунова, Н.И.Жинкин, А.Р. Лурия, О.С. Орлова и др.) неоднократно подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным. В повседневном общении ребёнок владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании.
Н.В.Черемисина-Ениколопова говорит, о том, что интонация является «важнейшим предметом звучащей устной речи, средством оформления любого слова или сочетания слов в предложении, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков».
Наша звучащая речь представляет собой поток звуков, которые объединяются в слова, фразы, предложения. Для объединения звуков в такие единицы членения речевого потока существуют специальные фонетические средства, называемые ритмико-интонационными.
Речевая просодика представляет собой комплекс ритмико-интонационных элементов речи: мелодики, относительной силы произнесения слов и их частей, соотнесения отрезков речи по длительности, общего темпа, паузации, тембральной окраски, тона, ударения, интонации и ритма.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных слогов. Происходит тесное взаимодействие лепета и ритмических движений (ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений).
Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением.
Развитием чувства ритма и ритмического рисунка слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме ритмических упражнений и игр, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.
Упражнения и игры по развитию ритмики слова я начинаю с простого. Сначала предлагаю упражнения и игры на восприятие и воспроизведение ритма: похлопывание в ладоши, отстукивание пальцами, предметами о стол, мячом об пол, пропевание гласных в заданном ритме, темпе, звучании; использование музыкальных инструментов, звучащих игрушек. На начальном этапе использую следующие игры:
- «Послушай и повтори»,«Определи количество ударов», «Телеграф»(серии простых ударов, серии акцентированных ударов, с опорой на зрительное восприятие, без опоры на зрительное восприятие), «Запиши телеграмму»(Предлагаю детям записать условными знаками или выложить ритмический рисунок с помощью различных предметов: кубиков, геометрических фигур, пуговиц и т.д.) «Прочитай телеграмму»(Предлагаю детям самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары или их серии, простые или акцентированные), «Простучи своё имя», «Перемена ритма», «Каждому свой ритм», «Найди пару», «Угадай» и другие.
Когда данные задания будут выполняться достаточно чётко, можно переходить к упражнениям и играм по восприятию и воспроизведению ритма, силы и высоты голоса с гласными звуками, слогами и звукосочетаниями во взаимодействии с ритмическими движениями: похлопыванием, постукиванием, проигрыванием на музыкальных инструментах. Эти упражнения позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Для упражнений детей в умении определять количество изолированных ударов используются карточки с записанными на них соответствующими ритмическими структурами (значками). В работу над ритмом и темпом необходимо включать не только упражнения на правильное воспроизведение ритма, скорость произнесения речи: «Скажи медленно, скажи быстро», но и на развитие умения удерживать заданны темп в движениях рук, ног в течении определённого отрезка времени, а также изменение темпа. Для этих целей использую следующие игры: «Покачай куклу», «Ступеньки», «Эхо», «Вьюга», «Тихо-громко», «Весёлые куклы», «Два колокольчика», «Большие ноги, маленькие ножки», «Дождик», «Карусели», «Угадай, кто идёт», «Угадай, кто зовёт»,»Мишка», «Запиши и простучи», «Подбери картинку», «Доскажи словечко», «У меня в корзинке», «Кто в домике живёт?»»Какое слово лишнее?»
На этом этапе работы в играх и упражнениях используются односложные слова: да, топ, динь, ты, мы, там, кап, лес, дом, тук; а также слова со стечением согласных: стол, стук, мост, лист, дождь, куст… И эти слова в структуре простых фраз: там дом, вот мост. Например: игра «Ванечке годок» (выстукиваем ритм поочерёдными ударами локтей и кулачков по столу)
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки.
Застучали молотки.
Заиграли в локотки:
Тук-ток, тук-ток,
Скоро Ванечке годок.
Позже берутся игры на произношение пар слов с согласными, находящимися в ударной и безударной позиции (лист-листы, куст-кусты, суп-супы и т.д.); слова с гласными в ударном слоге (сок-соки, сам-сами…); слова с различной слоговой структурой и местом расположения гласного по отношению к ударению в слове
И на последнем этапе берутся игры на произношение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения: с ударением на первом слоге, с ударением на одном из средних слогов, с ударением на конечном слоге. Использую следующие игры: «Один – много, «Подбери пару», «Повтори за мной», «Удлиняй слово», «Найди картинку», «Сначала скажем, потом добавим», «Угадай, кто там», «Наша Таня громко плачет», «Прочитай схему», «Отгадай моё слово»
В качестве одного из эффективных видов игровых средств я использую народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
В своей работе над развитием ритмики слова я также использую такой вид работы, как мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих не только сохранение и воспроизведение структуры стихотворения, рассказа, но и работает на развитие многих структур, элементов речи (темп, ритм, логическое ударение, интонацию, выразительность). Опираясь на опыт коллег, я разработала мнемотаблицы для заучивания стихотворений о природе, игрушках, животных…
В свою систему игровых технологий по формированию ритмики слова я включаю элементы компьютерного обучения, которые помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Общение с компьютером у детей вызывает большой интерес. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, учебной деятельности. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся контролировать свою деятельность, стремятся к достижению положительных результатов. Дети с удовольствием играют в такие компьютерно-речевые игры, как: «Доскажи словечко», «Послушай загадку, доскажи отгадку», «Закончи фразу», «Найди слог», «Помоги рассказать стихи» и другие.
В своей работе я использую следующие лицензионные электронно-образовательные ресурсы:
- Игры для тигры. Логопедическая коррекционная программа. 2003. LOGOPUNKT.RU.
- Поди туда, не зная куда. Детская обучающая игра. Com.Media. МедиаХауз. 2003.
- Компьютер для дошкольников. Развивающие игры для детей. Компьютерная программа. Новый диск. Одиссей. 2008. SuperPCexpert.3dn.ru.
Правильная организация работы по развитию просодической стороны речи, основанная на синтезе игры, музыки, движения и речи, позволяет детям не только овладеть элементарными ритмическими структурами, но и на их основе создаёт предпосылки развития эмоциональной речи.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Сформировать выразительную речь у детей старшего дошкольного возраста можно только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией.
Используемая литература:
- Н.А. Лукина, И.И. Никкинен. Научи меня слышать. СПб., 2003.
- М.И. Чистякова. Психогимнастика. М., 1990.
- М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М.,2007.
- Н.В. Серебрякова. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. СПб., 1994.
- А.Н. Пфафендродт Т.М. Власова и др. Произношение. М., 1991.
- Н.В. Нищева. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста СПб., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в работе логопеда
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она ис...
Мастер - класс для педагогов "Игровые технологии в работе логопеда"
В мастер - классе рассмотрены два вида игровой деятельности - игры с песком и ниткография....
Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе логопеда»
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она использ...
Игровые технологии в работе логопеда
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,...
Игровые технологии в работе логопеда
Применение игровых технологий в работе логопеда...
"Организация коррекционной работы логопеда по формированию связной речи у детей с ОНР".
Нередко планирование работы по развитию связной речи вызывает затруднения у молодых специалистов: используют однообразные приемы, виды задан...
Комментарии
Игровые технологии по ритмике слова
Правильная организация работы по развитию просодической стороны речи, основанная на синтезе игры, музыки, движения и речи, позволяет детям не только овладеть элементарными ритмическими структурами, но и на их основе создаёт предпосылки развития эмоциональной речи.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Сформировать выразительную речь у детей старшего дошкольного возраста можно только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией.