конспект логочаса по лексической теме "Семья"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Никифорова Лариса Валерьевна

Конспект логочаса по теме "семья" включает в себя артикуляционную гимнастику, лесико-грамматические игры, упражнения на развитие фонематического слуха, объединенные одной сюжетной тематикой. В приложении наглядный материал к теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logochas_semya_otpravit.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 155

«Центр развития ребенка – детский сад»

Конспект коррекционного логопедического часа в старшей группе

тема: «Семья»

Выполнила:

учитель-логопед

 Никифорова Л. В.

Кемерово 2017

Цель  занятия: 
 - закрепление  знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья»; упражнение в правильном произнесении звука - П-

Коррекционно-развивающие задачи:

 - продолжать  развивать общие речевые навыки, связную речь;

 - продолжать развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику;

 - развивать речемыслительную деятельность;

 - развивать речевое внимание и восприятие;  логическое мышление;

 - развивать фонематический слух

Коррекционно-образовательные задачи:

- учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;

- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

- упражнять в  употреблении существительных Дательного, Творительного  падежа с предлогом С;

-  продолжать работу по обучению образованию притяжательных прилагательных;

- закреплять умение правильно строить и использовать в речи распространенные предложения;

- продолжать учить  выделять звук из звукового, слогового, словесного ряда;

- отрабатывать правильное произношение звука  – П –

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;

- воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях)

Оборудование: зеркала на каждого ребенка, бумажные салфетки, конверт с письмом,  картинки сельского дома, дедушки, бабушки и др членов семьи, сюжетная картина «Семья», на столах у детей предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи, картинка-символ звука  -П -, опорная схема для характеристики звуков, картинки для обведения по точкам.

Ход занятия:

1.Организационный момент

    -  Посмотрите, ребята! Здесь какой-то конверт! Это пришло письмо из деревни. Интересно, кто же прислал нам это письмо? Посмотрим. Оказывается, это бабушка и дедушка приглашают нас к себе в гости. Навестим их? (на доску выставляется картинки сельского дома, дедушки и бабушки)

2.Развитие артикуляционной моторики

-Вот дедушка и бабушка нас встречают .              

             Пухлые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)

              С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)

              Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. (Губы в широкой улыбке, видны

                                                                                    верхние  и нижние зубы.)        

              Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)

-Угостила бабушка нас сладким, вкусным вареньем и горячим чаем.

- упражнение  «Вкусное варенье»  

 улыбнуться, открыть рот; широким языком облизывать верхнюю губу движением сверху вниз - 10 раз 


 - упражнение  "Чашечка"
улыбнуться, широко открыть рот,  высунуть широкий язык и загнуть  кверху кончик и боковые края  (придать ему форму «чашечки") - 3 раза по 10 сек.

- Помогли дедушке красить потолок в доме, показали дедушке фокус.

 - упражнение  "Маляр"

губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо – 10 раз


- упражнение «Фокус»

открыть рот,  высунуть широкий язык и загнуть  его на верхнюю губу. На нос положить ватку – дуть на кончик языка, направляя воздушную струю на ватку на носу – 3 раза

3. Дыхательная гимнастика

-Бабушка рассказала, как она устаёт. А дедушка погрозил озорникам пальцем.

- «Бабушка устала»

Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза

- «Дедушка сердится»

Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза

4. Пальчиковая гимнастика:

- расскажем про нашу большую семью

Этот пальчик - дедушка,                   поочерёдное загибание пальцев

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

                Вот и вся моя семья.                           сжимание-разжимание кулачка

5. Лексико-грамматические упражнения

   - Ребята! Как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Конечно, это семья. (выставляется картинка «Семья») В большой, дружной семье, – как на этой картинке,- всех называют ласково. Давайте и мы с вами назовем ласково всех тех, кто изображен на этой картинке: (за ответ ребенок получает фишку)

А) д/и « Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Дед- дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька

Баба- бабушка,  бабуля, бабулечка, бабуленька

Мама- мамочка, мамуля, мамулечка

Папа- папочка, папулечка, папуля

Дочь- дочка, доченька,  дочурочка

Сын - сынок, сынуля, сынулечка

Внук- внучок, внучек

Внучка-внученька, внучечка

Б) - д/и  «Кто кому кто?» - развитие речевого внимания и логического мышления

-Давайте послушаем разговор одной девочки с бабушкой.

Кто кому кто?              Я. Аким

— Бабушка, бабушка, я чья дочка?

— Ты Федина дочь, моего сыночка.

— Мой папа большой,

а совсем не сыночек!

— Сыночек. Брат четырех моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

— Да разве у дочки мы были? У тети!

— Тетю твою я в люльке качала...

— Бабушка, стой, объясни сначала:

Кто мне Наташа и два ее братца?

— Ладно, попробуем разобраться.

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься... Хитрое дело...

— Бабушка, что-то у нас пригорело!

— Тьфу ты, пока я соображала,

Все молоко из кастрюли сбежало!

-Давайте поможем девочке выяснить, кто кем приходится в семье.

-Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка?

- Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика?

- Кто девочка для мамы? Для папы?

- А мальчик для папы и мамы?

- Кто дедушка и бабушка для папы и мамы?

- А мама и папа для дедушки и бабушки?

-Кто для дедушки папа?

-Кто для бабушки мама?

6. Физминутка

  Дети выполняют движения по тексту, стоя возле своих стульчиков.

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Саня.

А я сама бегу трусцой

И качаю головой.

В) - д/и «Чьи вещи?» - употребление существительных Дательного падежа;

-  упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

(на столах у детей лежат изображением вниз предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи)

- Пока мы делали гимнастику, маленький Саша разбросал по комнате вещи. Давайте подумаем и скажем, кому надо отдать эти вещи и чьи они.

- Эти духи отдадим маме, это мамины духи.

Газету – папе, папина газета

Очки – дедушке, дедушкины очки

Фартук – бабушке, бабушкин фартук

Куклу – дочке Тане, Танина кукла

Кубики – сыну Саше, Сашины кубики

(так же проводится работа с др. картинками по числу детей)

Г) - д/и «Ещё больше» - образование качественных  прилагательных сравнительной степени.

   - Давайте расскажем обо всех в нашей семье. Сейчас я начну предложение, а вы помогите мне его закончить.

Мама добрая, а бабушка ещё … добрее.

Таня маленькая, а Саша ещё … меньше.

Папа сильный, а дедушка еще … сильнее.

Саша веселый, а Таня ещё … веселее.

Таня умная, а мама ещё …

Мама строгая, а папа ещё …

(красивый - красивее, быстрый – быстрее, седой - седее, кудрявый – кудрявее, …)

Д) д/и «Кто с кем?» - упражнение в употреблении существительных Творительного  падежа с предлогом С.

- Вечером, кода вся семья собирается дома, можно заниматься разными домашними делами. Подскажите мне, какими? (читать сказки, рисовать, строить из конструктора, печь пирожки, чинить велосипед, готовить ужин, сажать цветы и т. д.)

- Составьте предложения по двум картинкам, которые я покажу. Скажите, кто с кем и чем занимаются? (логопед показывает пары картинок: мама и дочка, папа и сын, бабушка и внук и т. д.)

Мама с дочкой, дочка с мамой читают книжки.

Папа с сыном, сын с папой строят дом.

Бабушка с внуком, внук с бабушкой пекут пирожки.

Дедушка с внучкой, внучка с дедушкой смотрят мультики.

Саша с Таней, Таня с Сашей рисуют.

7. Развитие фонетико-фонематических процессов

А) повторение характеристики звука

-Сегодня вечером мама занялась уборкой. Мама поручила папе со старшей дочкой Таней выбить  ковер. Зачем нужно выбивать ковер? (ответы детей) Вспомните с занятия, какой звук слышится, когда выбивают ковер?(вос-ль показывает картинку-символ звука  -П -) Давайте расскажем, что мы знаем об этом звуке. (ставится опорная схема для характеристики звуков) (Звук -П- согласный, твердый, глухой)

Б)   д/и «Поймай звук» - выделение звука из звукового, слогового, словесного ряда

- Сейчас я буду говорить разные звуки, слоги, слова. Когда вы услышите звук  - П -, то хлопните в ладоши. Приготовили ладошки !Начали!

*** А  М  З  П  Ш У  Г  Р  П  Н  В  Р  Б  П  И  О  М  Б  П  Ч  К О  М  К  П ……

*** да  му  ох  пы  со  бэ  ку  но  пэ  гы  за  шу  ап  ри  ла  пу  ич  то  оп  бо  ун …….

*** парус  тыква  море  розы  пушка  шапка  сумка туфли  повар  шары  поле  кнопка                                                                                    стоп  машина  стол  паста   пончик   пушок  кошка  дети  хлоп   павлин …..

   -Так хлопали в ладоши, что помогли выхлопать ковер!

В) Проговаривание чистоговорок – произнесение звука - П – в слогах, словах, фразах

   - Давайте поиграем со звуком -П- и поможем маме приготовить обед. Скажите, как я. Повторяйте за мной.

Па-па-па – на столе лежит крупа

Пу-пу-пу – промываем мы крупу

Пы-пы-пы – кашу варим из крупы 

Пы-пы-пы -  вкусна каша из крупы  

    Уп-уп-уп – мама варит суп

    Оп-оп-оп –крошим в суп укроп

    Уп-уп-уп – очень вкусный суп    

    Уп-уп-уп – дети едят суп  

8. Итог занятия

      - Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! О чём мы с вами беседовали на занятии? А сейчас мы с вами  по точкам будем рисовать фигуру. Каждый нарисует одного члена семьи,  мы соберем их всех вместе, и у нас получится большая семья.

      - Кого вы нарисовали? (Ответы детей)

У нас получилась настоящая большая семья.(Рисунки детей вывешиваются на доску)

Теперь наше занятие окончено, вы можете идти играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме, для детей 4 – 5 лет .

Недостаточность методических разработок по данному типу дошкольных учреждений вызвала трудности в организации образовательного процесса. Эта проблема подтолкнула нас внести свои коррективы в сис...

Конспект занятия по лексической теме "Домашние животные"

Цель занятия : развивать у детей словарь и грамматические признаки языка....

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» старшая группа «Знакомство с овощами»

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Овощи": "Знакомство с овощами"....

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» «Как растут овощи, сбор урожая» старшая группа

Как растут овощи? Каким образом их убирают? Все это можно узнать из урока  «Как растут овощи, сбор урожая» для старшей группы. В документе представлен картинный материал и фото (некоторые из...

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ Лексическая тема «Деревья».

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯЛексическая тема «Деревья»....

конспект занятия по лексической теме "Весна"

Совершенствование диалогической формы речи,  совершенствование мыслительной деятельности, развитие интонационной  выразительности речи, совершенствование  навыка связного речевого выска...