"Наши пальцы смелые, дружные, умелые" НОД с интеграцией образовательных областей "Речевое развитие" "Познавательное развитие" для средней логопедической группы
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
Занятие посвящено развитию мелкой моторики пальцев, кистей рук. Показаны разнообразные приемы: с использованием массажных мячиков и ковриков, дорожек с пуговицами, бельевых прищепок и т.д. Совершенствуется умение согласовывать движения с ритмом стихотворного текста.
Актуализируются знания детей о птицах, их внешнем виде, умение различать домашних и диких птиц.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
- актуализировать знания детей о птицах, их внешнем виде, месте обитания, различать домашних и диких птиц;
- актуализировать и расширять словарный запас;
- закреплять навык правильного употребления существительных в винительном падеже и глаголов прошедшего времени;
- развивать движения мелких мышц кистей рук, их направленную активность; последовательно переключать движения пальцев рук;
- развивать чувствительность пальцев рук;
- учить детей распределять внимание между образцом, демонстрируемым педагогом и своей деятельностью;
- совершенствовать умение согласовывать движения с ритмом стихотворного текста.
- закреплять умение проводить линии по пунктирам;
Оборудование: дорожки с пуговицами, счетные палочки, массажные мячики и коврики, цветные «мягкие» прищепки с силиконовым покрытием, пластмассовые крышечки, цветные карандаши, пунктирный рисунок птиц, музыкальный центр, аудиозапись спокойной и веселой музыки, мультимедийный проектор, изображения поезда, птиц,.
ХОД НОД:
1.Организационный момент.
На экране изображения различных птиц.
Логопед: Дети, посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в гости. Они приглашают нас в увлекательное путешествие.
2. Упражнение «Цепочки»
Логопед: А вот и веселый поезд, на котором мы отправимся в увлекательное путешествие. Занимайте свои места и выполним веселое упражнение для пальчиков.
Дети сцепляют одноименные пальцы и потягивают их в противоположные стороны. Руки разводятся в противоположные стороны
Мы сцепились, как вагоны: 1-й – 1-й, 2-й – 2-й
Дайте нам скорей «зелёный»! 3-й – 3-й, 4-й – 4-й
Так же, крепко взяв за руку, 5-й – 5-й
Объяснял дедуля внуку: ладошки здороваются
«Много есть людей вокруг - пальцы обеих рук сплетаются в замок,
сначала правая рука сверху,
Всех важнее верный друг! затем – левая.
Он тебя всегда поймет ладони обхватывают запястья,
И на выручку придет!» «здороваясь», руки меняют положение
3.Упражнение «Внимательные пальчики»
Логопед: Молодцы, наши пальчики стали сильнее, мы можем отправляться в путешествие. Но посмотрите в окошко – перед нами болото, и кто-то там гуляет.
На экране – изображение цапли .
Давайте погуляем вместе с цаплей. Но мы будем идти по кочкам. Будьте внимательны.
У детей на столах коврики с нашитыми пуговицами разного размера. Дети «шагают » по пуговицам средним и указательным пальцами на каждый ударный слог сначала одной рукой, а затем - другой.
Цапля ходит по болоту
На прогулку, на работу –
Очень нужно цапле там
Взять еду своим птенцам.
Логопед: Оказывается, цапля не просто гуляет по болоту, а она - что делает?
Дети: Добывает корм себе и птенцам.
4.Упражнение со счетными палочками.
Логопед: К нашей цапле, кажется, пришли гости.
На экране появляется изображение журавля и аиста.
Логопед: Дети, кто знает, что это за птицы?
Ответы детей. У детей на столах по 4 счетных палочки. Дети берут счетную палочку одноименными пальцами, выполняют упражнение, начиная с указательных пальцев – к мизинцам. На каждую строчку – по одной палочке.
Очень длинный клюв у цапли, 2-й – 2-й
Вы длинней найдёте, вряд ли. 3-й – 3-й
Клювом меряться пришли 4-й – 4-й
Аисты и журавли. 5-й – 5-й
5. Упражнение с массажным ковриком «Дятел»
Логопед: Погостили немного, пора оправляться дальше в путь. Но послушайте, что это за стук.
На экране появляется изображение дятла и звучит стук дятла о дерево.
Дети называют птицу.
Логопед: Верно. Это дятел стучит по дереву. Так он достает из-под коры жучков, которыми питается. Давайте поиграем с дятлом.
Дети берут фрагмент коврика «травка», кладут на колени и выполняют движения, проговаривая текст.
Дятел-дятел машут кистями рук, как крыльями
Сел на сук. кладут ладошки на коврик
Тук-тук-тук стучат большими пальцами обеих рук по коврику
Тук-тук-тук повторяют те же движения указательными
Тук-тук-тук затем средними
Тук-тук-тук после этого безымянными
Тук-тук-тук и мизинцами
Долбит сук. два удара кулачками по коврику.
6.Физминутка «Гусята»
Логопед: Наше путешествие продолжается. А это что за веселая семейка?
На экране – изображение гусыни с гусятами, курицы с цыплятами, утки с утятами
Дети перечисляют взрослых птиц и птенцов.
Логопед: Гусята приглашают нас сделать с ними зарядку.
Звучит веселая музыка. Дети выходят на ковер.
Вышли гусятки руки согнуты в локтях, на уровне груди
Утром на зарядку. разводим руки в стороны
Наклонялись, приседали, наклоны и приседания
Раз-два, раз-два,
По тропинке пробежали бег в разных направлениях
Туда-сюда.
Так они старались проводим рукой по лбу, «вытирая пот»
Даже запыхались. глубокий вдох через нос, выдох ртом.
7.Самомассаж пальцев прищепками. Упражнение «Гусенок»
Логопед: Молодцы! Один гусенок загрустил и отстал. Он, кажется, проголодался.
Дети берут по одной бельевой прищепке. «Прищепляем» поочередно ногтевые фаланги пальцев. На каждый ударный слог переставляем прищепку на следующий палец.
Левая рука
5 4 3 2
Вот проснулся, встал гусенок,
2 3 4 5
Пальцы щиплет он спросонок.
Правая рука
5 4 3 2
- Дай, хозяйка, корма мне
2 3 4 5
Раньше, чем моей родне!
8. Упражнение с массажным мячом.
Логопед: Гусенок очень доволен. Он подарил нам мячики. Давайте поиграем с ними. А заодно узнаем, где находят корм птицы, которые не живут у человека.
Ищет птичка и в траве, круговые движения между ладонями
И на ветках, и в листве, сжимать мячик левой, затем правой рукой
И среди больших лугов движения ладонями вперед-назад
Мух, червей, перебрасывать мяч из руки
слепней, жуков в руку.
9. Упражнение с крышками.
Логопед: В теплое время года птицам легко находить корм, но зимой птицы голодают и могут погибнуть от голода. Помочь птицам можем мы с вами, если будем делать кормушки и наполнять их кормом.
Наше путешествие продолжается. Хотите прогуляться по лугу? А вот и тропинка. Но, кажется, здесь недавно прошел дождик, нужно обуть наши пальчики.
Дети берут пластмассовые крышки и «надевают» на указательный и средний пальцы, как обувь. «Шагают» пальцами, не отрываясь от поверхности стола и издавая шуршащий звук.
Наши пальчики, как ноги, «шагает» правая рука вперед
Побежали по дороге. «шагает» назад
Очень быстро мы бежали смена рук - «шагает» вперед
И немножечко шуршали. затем назад
10. Рисование оп пунктирам.
Логопед: Веселая тропинка привела нас обратно в детский сад. И здесь наши друзья – птицы приготовили нам сюрприз. Они оставили рисунки со своим изображением, но немного нечеткие. Нужно завершить рисунок – обвести по контуру и разукрасить. Возьмите любой рисунок и назовите птицу, которую вы выбрали. Если кто-то забыл, какой цвет выбрать для своей птицы – ищите подсказку на экране.
На экране появляются изображения птиц.
Дети выбирают рисунок, рассказывают: «Я взял(а), выбрал(а)) рисунок цапли (дятла, гуся, аиста и т.д.)» и выполняют задание. Звучит спокойная музыка.
11. Итог занятия.
Логопед: Дети, вспомните, о ком мы сегодня говорили. Что вам понравилось и запомнилось?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»
Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...
Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ
При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности область коммуникация в средней логопедической группе на тему "Дикие животные"
Вашему вниманию предлагается конспект непосредственно образовательной деятельности область коммуникация в средней логопедической группе на тему "Дикие животные". В конспекте представлен материал...
Конспект организованной образовательной поисково-исследовательской деятельности в средней логопедической группе Тема занятия: «Подарок от дяди Степы»
Тема занятия: «Подарок от дяди Степы» ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Маленькие ученые» в средней логопедической группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Маленькие ученые» в средней логопедической группе...
Непосредственно – образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Развитие речи» в подготовительной логопедической группе: «Чудесная пора, очей очарованье…».
Цель: Формирование фонетико-фонологической компетенции.Задачи: Образовательные: -закрепление знаний о диких животных;-совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности;-ра...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей средней логопедической группы «Жизнь диких животных зимой»
Конспектзанятия по познавательно-речевому развитиюдля детей средней логопедической группы«Жизнь диких животных зимой»...