Конспект НОД по развитию связной речи для детей подготовительной группы ТЕМА: "Гейзеры – дети вулканов»"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по развитию связной речи для детей подготовительной группы ТЕМА: "Гейзеры – дети вулканов»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_geyzery_-_deti_vulkanov.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №38 "Совенок"
г. Балаково Саратовской области
Конспект НОД по развитию связной речи для детей подготовительной группы
ТЕМА: "Гейзеры – дети вулканов»"
Подготовила учитель-логопед
Копылова Рано Васильевна
Балаково
2017г
Тема: «Гейзеры – дети вулканов»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Продолжать учить составлять логические цепочки.
Продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения с придаточными причины и сложноподчиненные предложения с придаточными следствия.
Коррекционно-развивающие: Продолжать развивать монологическую речь , мыслительные операции. внимание, зрительное восприятие, память.
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья через динамические паузы.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками, формировать навык совместной работы, внимательное отношение к людям
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие".
Методические приёмы:
- Составление рассказов, опираясь на картинки
- Дыхательная гимнастика
- Музыкальные динамические паузы
Предварительная работа: разучивание музыкальных физ. минуток; чтение рассказов, просмотр фильмов и презентаций, выполнение опытов, изготовление книжки – раскладушки, составление рассказов о вулканах и гейзерах, решение кроссвордов и ребусов по данной теме.
Материалы и оборудование: лэпбук с наборным полотном для составления рассказов и установления причинно – следственных связей, тематические картинки, мольберт,
Ход НОД:
I. Мотивация:
В группу к ребятам входят двое детей из соседней группы.
Логопед: Ребята, сегодня необычный день. Сегодня к нам в группу пришли гости давайте их поприветствуем.
Дети: - «Доброе утро»
Гости: «Ребята, мы слышали, что вы много знаете о гейзерах и вулканах. Мы о таких явлениях природы ничего не знаем, но нам интересно узнать. Вы нам сможете рассказать?»
Логопед: «А ведь и правда, мы с вами уже много беседовали на эту тему, читали рассказы, смотрели фильмы, выполняли опыты, изготавливали книжку – раскладушку, составляли рассказы о вулканах и гейзерах. А ещё решали кроссворды и ребусы Расскажем теперь нашим гостям?»
II Основная часть.
Дети приносят Лэпбук и выставляют на мольберт. (Слайд 2)
Логопед: «Что же такое – вулкан?»
Ответ детей: «Гора с кратером на вершине, через который из земли время от времени может извергаться огонь, лава, пепел»
Гости: « А что такое - кратер?»
Дети вспоминают: «Кратер находится на вершине вулкана. Это впадина или углубление. Ведь внутри вулкана всё взрывается, потому и образуется впадина».
Дети показывают картинку вулкана с кратером..
.
Логопед: «Почему внутри кратера всё взрывается?»
Ответы детей:
Наша Земля не вся твердая насквозь, скорее она напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа, под ней раскаленное жидкое ядро, состоящее из магмы (лавы)
Там где есть горы, есть разломы в земной коре. Магма (лава), выходит наружу Собственно гора – это сооружение сложенное из вытекшей на поверхность лавы. Лава остывает и образует гору. Так образуются вулканы
Логопед: «Нашим гостям интересно будет узнать об этом подробнее»
Ответы детей:
Внутри вулкана имеется канал, называемый жерлом по которому расплавленная лава выходит на поверхность. Кроме лавы выходит много газа и пепла. Потоки расплавленной лавы стекают по склонам, потом остывают и гора становится ещё выше.
Известны три типа вулканов: действующие, спящие и потухшие.
Действующие вулканы это те, которые извергаются в настоящее время или в недалёком прошлом. В нашей стране есть такой вулкан на Камчатке «Ключевская сопка». Потухший вулкан тот, который сильно разрушен и не проявляет активности много тысяч лет. Такой вулкан есть в Килиманджаро в Африке. Вулкан, который не извергался уже давно, но сохранил свою форму, можно назвать «спящим», однако спящие вулканы иногда «просыпаются" и начинают действовать. Например, вулкан Везувий.
Много вулканов расположено на дне океана.. Когда остывшая лава поднимается над уровнем воды, образуются целые острова. Таким примером могут служить Гавайские острова.
Логопед: «Вы сейчас так хорошо отвечали все вместе, а теперь подытожим всё сказанное вами и выберем того, кто правильно расставит картинки на Лэпбуке и составит рассказ о вулканах.
Итак, следствие – вулкан. Каковы причины?»
Ребёнок расставляет картинки, составляет рассказ, опираясь на картинки.
ТРИЗ технология: причина-----причина-----причина---следствие…(П-С) ( в земле иногда происходят разломы, поэтому магма выходит….)
И наоборот: следствие-----следствие---следствие--- причина (С-П) (рассказывает следующий ребёнок)
Логопед: «А что же такое гейзер?»
Ответы детей: «Гейзер – горячий источник, периодически выбрасывающий струи воды и пара. Гейзеры находятся рядом с вулканами, где магма расположена неглубоко»
Логопед: Расскажите подробнее об этом:
Дети: «Вода, которая находится в земле нагревается вулканическим теплом(магмой), до очень высокой температуры а когда закипает фонтаном выливается на поверхность земли. Гейзер извергает своё кипящее содержимое на землю и вновь начинает заполняться холодными грунтовыми водами».
Логопед: «Можно ли наблюдать такое явление в домашних условиях?»
Ответы детей: «Если налить доверху чайник с водой и поставить на газовую горелку, то при нагреве воды чайник начинает «плеваться» водяными брызгами. Это и есть точная модель гейзера. Носик играет роль трещины в земле, заполненной водой. Газовая горелка – роль огненной магмы. А вскипающая вода, превращаясь в пар, точно так же выталкивает ту воду, что находится выше, наружу.
Логопед: «Кто из вас правильно расставит картинки на Лэпбуке и составит нам рассказ о гейзерах?»
Итак, следствие – фонтанирующий гейзер. Каковы причины?»
Ребёнок расставляет картинки, составляет рассказ, опираясь на картинки.
ТРИЗ технология: причина-----причина-----причина---следствие…(П-С) ( глубоко в земле есть трещины, там скапливается вода….)
И наоборот: следствие-----следствие---следствие--- причина (С-П) (рассказывает следующий ребёнок)
Как вы думаете, чем вулкан и гейзер похожи и чем отличаются друг от друга? Почему гейзеры называют детьми вулканов?
Рассуждения детей: «И гейзеры и вулканы -это источники извержения.
Чем отличаются гейзер и вулкан? Гейзер извергает воду, а вулкан извергает магму, которая находится значительно глубже, чем вода. Гейзеры всегда находятся рядом с вулканами, как дети рядом с родителями».
Логопед: Ребята, вы молодцы, благодаря вам наши гости сегодня узнали много нового. И теперь они смогут сами рассказать о вулканах и гейзерах своим друзьям и родителям.
Гости благодарят ребят и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ХЛЕБ»
Конспект занятия составлен с учетом возрастных и речевых особенностей детей с ОНР....
Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки».
Программное содержание:Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.Учить связно, послед...
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам.
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР.Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам....
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной группе с детьми с ОНР.Составление описания зайца.
1. Обогащать лексику детей притяжательными прилагательными от слова заяц. 2. Упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными. 3. Упражнять в употреблении сложных предлогов ...
Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной к школе группе по теме: « Перелётные птицы» ( с использованием интерактивного оборудования « MIMIO» )
Обогащение словаря; развитие связной, диалогической, грамматически правильной речи дошкольников старшего возраста...
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе беседы о весне.
Беседа о весне. Закрепление представлений о весне.Развитие логического мышления. Образование родственных слов. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев. Развитие ориент...
Конспект ООД по развитию связной речи "Первоцветы" в старшей группе для детей с ТНР.
Конспект ООД по развитию связной речи "Первоцветы" можно использовать не только в старшей группе для детей с ТНР, но и в старших общеобразовательных группах ДОУ. Конспект составлен в с...