Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной к школе группе по теме: « Перелётные птицы» ( с использованием интерактивного оборудования « MIMIO» )
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Обогащение словаря; развитие связной, диалогической, грамматически правильной речи дошкольников старшего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной к школе группе по теме: « Перелётные птицы»
( с использованием интерактивного оборудования « MIMIO» )
Цель: обогащение словаря; развитие связной, диалогической, грамматически правильной речи.
Образовательные задачи:
Формировать лексико – грамматический строй речи: образование прилагательного от существительного; образование сложных прилагательных; уменьшительно – ласкательной формы от существительного и прилагательного.
Развивающие: совершенствовать связную речь, речевой слух, зрительное и слуховое восприятие, память , внимание, логическое мышление.
Развивать мелкую и общую моторику.
Развивать умения согласовывать речь с движением.
Воспитательные: воспитывать внимательное и бережное отношение к птицам.
Воспитывать уважения друг к другу: умение слушать, не перебивая.
Словарная работа: активизация и уточнение словаря по теме « Перелётные птицы»
Материалы и оборудование: письмо, разрезная картинка « Скворец», иллюстрации с различными видами птиц, интерактивный стол « MIMIO», мячик.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Постановка цели занятия.
Здравствуйте ребята! Я сегодня нашла в кабинете письмо. Не знаю, кто его прислал, но оно адресовано детям детского сада № 23, подготовительной группе « Облачко». Вы не знаете это кому?( Это наша группа, это мы). Значит это письмо нам. Интересно? ( Да!). Тогда надо прочитать его.
« Привет ребята! Девочки и мальчики, если хотите узнать, кто прислал вам это письмо, то выполните все задания по порядку»
- Ой, какое загадочное письмо. Девочки и мальчики, а вы хотите узнать от кого оно? Тогда внимательно слушайте задания.
II. Основная часть.
Ребята посмотрите, какой хороший сегодня день, какое сейчас время года? (Весна)
-А какие вы знаете признаки весны(называют ответы)
-А птиц, которые прилетают, как можно назвать одним словом? ( Перелётные).
- А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? ( стаей) Правильно, стаей, но ещё могут лететь вереницей, поодиночке, клином.
- А теперь ребята давайте проверим, как хорошо вы знаете перелётных птиц. Давайте отгадаем загадки:
1. Отгадывание загадок, описательные рассказы детей о перелётных птицах).
« Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит». ( Грач)
А кто хочет нам рассказать о грачах?
(Грач – довольно крупная птица. Оперение почти чёрное, отливающее фиолетовым блеском. Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле. Они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнёзда грачи строят на деревьях, где – нибудь ококло деревни или на опушке рощи. Когда появляются птенцы, родители их заботливо кормят червячками, комарами и мухами).
« На шести – весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец –
Он и лётчик, и певец». ( Скворец)
(Скворец - красивая птица с блестящим оперением. Прилетев домой, скворцы рассаживаются на ветки ококло своих домиков – скворечников и радостно насвистывают.В скворечник они приносят прутики и сухие травинки, устилают гнёздышко перьями и пухом. Когда появляются птенцы, родители летают в луга, поля и огороды, ищут для птенцов корм – червяков, улиток и насекомых).
« Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины». ( Ласточка)
( Это небольшая красивая птичка, стремительная в полёте. Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, грудка белая, горлышко красновато – коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины смешанной со слюной, а также шерстинок животных, перышками других птиц.Когда появляются птенцы, родители носят им еду: мошек, комаров. Уже через месяц птенцы покидают гнездо).
« Гнезда не строит никогда.
Яйцо соседям оставляет
И птенчика не навещает». ( Кукушка)
(Эта птица немного крупнее голубя, гнезда не строит.Эта птица называется кукушкой. Когда заботливая работящая птичка ненадолго отлетит от гнезда – кукушка тут как тут! Сразу подложит в чужой уютный домик своё яичко. Окрас у кукушки серый, чёрный, белый или коричневый).
« Это старый наш знакомый.
Он живёт на крыше дома-
Длинношеий, длинноклювый,
Длинноносый, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту». (Аист)
(С древних времён птица аист считалась символом успеха и удачи!Аисты всегда селятся рядом с человеком. Пара аистов вьёт большое гнездо из веток.Гнездо служит домом для аистов много лет.Питаются аисты лягушками, ящерицами, змеями.На Благовещенье к прилёту аистов люди выпекали печенье с изображением аиста!Дети подбрасывали печенье вверх и просили аиста принести хороший урожай).
« Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной». ( Соловей)
(Как выглядит соловей? Он не большой, с длинными ножками, оперенье коричневое, а хвост чуть рыжеватый. Живут соловьи в зарослях кустарников, около рек.Свои гнёзда устраивают на нижних ветках у самой земли.В конце лета соловьи собираются в небольшие стайки, летают по лесу и подают ягоды, особенно они любят ягоды бузины. В начале сентября птицы улетают в теплые края).
2. Игра « Путаница» (Образование прилагательного от существительного).
- Ой, этот листок, наверное, попал под дождь, смотрите! Он размыл некоторые слова. Вы поможете мне разобраться? ( Детям предлагаются ошибочные окончания слов в предложениях).
Наступил первый весна день. – ( Наступил первый весенний день).
Дует тёплый весна ветер. – ( Дует тёплый весенний ветер).
В небе светит яркое весна солнце,- ( В небе светит яркое весеннее солнце).
Птички распевают весёлые весна песни.-( Птички распевают весёлые весенние песни).
Какие мы молодцы, справились с этим заданием.
3. Игры на интерактивном столе « MIMIO»
а) Игра « Угадай голосок»
Ребёнок слушает пение птицы( голос), отгадывает название птицы, открывает шторку и сверяет правильный ответ или нет.
б) Игра « Птицы с птенцами» (Развитие грамматического строя речи)
в) Игра « Перелётные не перелётные?» ( исключение лишнего)
Физкультминутка. Игра « Хочу быть птичкой!
( Развитие умения согласовывать речь с движением. Развитие мелкой и общей моторики).
Я по улице гулял ( шаги на месте)
Скворцов и ласточек считал
Раз, два, три, четыре, пять( загибают пальцы на правой руке)
Буду их считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо(повороты туловища вправо – влево)
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать( руки вниз удивление)
И руками стал махать ( махи руками)
Крылья вверх и крылья вниз,
Только слышен ветра свист( указательный палец делает круговые движения)
Я подпрыгнул, чтоб взлететь ( прыжок, руки вверх)
Но пришлось на землю сесть ( присели).
4. Игра « Так бывает или нет?» ( развитие внимания и логического мышления)
- Послушайте внимательно предложения. Скажите чего не бывает, и как должно быть на самом деле.
Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет? ( Нет).А кто высиживает яйца? (птицы).
Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? ( Нет). Из яиц птиц вылупились кто? (птенцы).
Дети сделали для аистов скворечники. Так бывает или нет?( Нет). Для кого дети сделали скворечники? ( для скворцов).
Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет?( Нет). Чем покрыто тело птицы? (перьями, опереньем).
Медведи строят гнёзда. Так бывает или нет? ( Нет). А как бывает? ( Птицы строят гнёзда).
Скворец живёт в будке. Так бывает или нет? ( Нет). А как бывает? ( Скворец живёт в скворечнике).
5. Игра с мячом « Назови ласково» ( Образование уменьшительно – ласкательной формы от существительного и прилагательного).
Пёстрая утка – (пёстренькая уточка)
Серая кукушка – (серенькая кукушечка)
Шустрая трясогузка – ( шустренькая трясогузочка)
Добрая птица – ( добренькая птичка)
Короткий хвост – ( коротенький хвостик)
Тонкая шея – ( тоненькая шейка)
Белое крыло – ( беленькое крылышко)
Острый клюв – ( остренький клювик)
- Очень хорошо мы справились с этим заданием.
6. Игра « Сложите картинку» ( развитие логического мышления).
Детям предлагаются конверты с заданием( разрезная картинка с изображением скворца)
- Ребята!Вы очень хорошо справляетесь с заданиями, и наверное совсем скоро мы узнаем от кокго нам пришло письмо! Выньте , то , что положено в конверт, сложите картинку, и вы узнаете кто прислал нам письмо.
- Что же у нас получилось? ( Скворец). Так значит это скворец нам принёс письмо.
- Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? ( короткий) значит он какой? –( Короткохвостый).
А посмотрите какой у него клюв? ( Острый) значит он ( Остроклювый).
- У него Чёрное крыло? Значит он какой? ( Чернокрылый)
У него чёрный глаз? Значит он какой? ( чёрноглазый)
III.Итог:
- Итак, о чём мы сегодня с вами говорили? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, аистах. Все они какие? – ( перелётные) птицы.
- А как вы к ним относитесь? Чем можно помогать птицам? Что нельзя делать по отношению к птицам?
- Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении заданий. Давайте под конец нашего занятия, мы, для наших гостей прочтём стихотворение, которое мы учили.( Дети хором рассказывают стихотворение).
Мусса Джангазиев « Берегите птиц»
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда!
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц! Пусть под окном
Поёт весною соловей,
И над просторами земли
Летают стаи голубей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи по методике В.К. Воробьёвой. Лексическая тема "Перелётные птицы". Подготовительная группа
Конспект логопедического занятия по рассказу Н.И. Сладкова "Скворцы - знахари". Цели: развитие глагольной синонимии, формирование слоговой структуры слова, расширение представлений об окружающем мире ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной группе с детьми с ОНР.Составление описания зайца.
1. Обогащать лексику детей притяжательными прилагательными от слова заяц. 2. Упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными. 3. Упражнять в употреблении сложных предлогов ...
Занятие по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы «Зимние забавы»
Данное занятие обучает детей рассказыванию и составлению предложений с использованием схем....
Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы «Космос»
Закрепить знания детей о космосе, космонавтах. Учить составлять деформированные предложения. Развивать навык связной речи. Совершенствовать умение согласовывать речь с движением. Воспитывать чувство п...
Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группе с ТНР "Аквариумные рыбки".
Цель занятия: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине "Кормление аквариумных рыбок".Основная задача: автоматизация звуков Р,Рь в связной речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной к школе группы с ТНР. Тема: "Наша Родина-Россия"
Конспект подгруппового логопедического занятия составлен для детей дошкольного возраста подготовительных групп с ТНР.Цель: пополнение и активизация словаря по теме «Наша страна»Задачи:Корр...
Конспект ООД по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы на тему «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Цель: способствовать формированию навыков подробного пересказа текста.Задачи:1. Познакомить с новым произведением Е. Пермяка "Первая рыбка".2. Совершенствовать грамматический ...