Специфика работы логопеда с детьми с ринолалией.
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Специфика работы логопеда с детьми с ринолалией. | 148.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата.
Гнусавость голоса; Произношение большинства звуков «в нос»; Видимые дефекты мягкого неба; Ощущение постоянной заложенности носа. Основные симптомы и признаки ринолалии у детей:
Виды: открытая, закрытая и смешанная. по этиологии Органическая и функциональная.
Органическая открытая ринолалия – м.б. врожденная и приобретенная; Функциональная открытая ринолалия – дефект речи обусловлен чаще всего гипокинезом мягкого неба, недостаточным подъемом при фонации, а также нарушением контроля собственной речи при сниженном слухе или при подражании назальной речи. Открытая ринолалия – это сквозная расщелина между ротовой и носовой полостями.
Органическая закрытая ринолалия возникает вследствие анатомических изменений в носовой или носоглоточной полости. При функциональной закрытой ринолалии наблюдается гиперфункция мягкого неба, оно всегда приподнято и преграждает путь воздушной струе в носовую полость, в.с. идет через рот. Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи.
Смешанная ринолалия обусловливается утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном носовом резонансе, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика всех речевых звуков, значительно искажается тембр голоса. Смешанная ринолалия – состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра.
Нормализацию «ротового выдоха», т.е. формирование длительной ротовой воздушной струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых; Формирование полноценной артикуляции всех звуков речи в соответствии с программой; Устранение назального оттенка голоса в связи со спецификой дефекта. Коррекционно – логопедическая работа направлена на решение следующих взаимосвязанных задач:
Дооперационный подготовительный этап. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции. Этап полной автоматизации новых навыков. Четыре этапа работы.
Освободить от компенсаторных движений лицевых мышц; Подготовить правильное произношение гласных звуков; Подготовить правильную артикуляцию доступных согласных звуков. До операции решаются задачи:
Развить подвижность мягкого неба; Устранить неправильный уклад органов артикуляции при произнесение звуков; Подготовить произношение всех звуков без назального оттенка ( за исключением М и Н); Массаж мягкого неба; Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки; Артикуляционная гимнастика; Голосовые упражнения. После операции коррекционные задачи усложняются:
I . Подготовительный этап (дооперационный). Комплекс индивидуальной работы.
Подготовка небной занавески к смыканию и предупреждение дистрофии мышц глотки. Предлагаем - произносить звуки, которые поднимают небо ( а,э ) голосом средней громкости на мягкой атаке (дыхание - смыкание одновременно); - стимулируем глоточный эффект; - предлагаем позевать; - имитация свиста (зажав нос).
Зажать нос и предложить надуть щёки, затем нажать на щёки. Упражнения на дутьё (ватку, пух, …). Вырабатываем рёберное дыхание. Учим ребёнка поднимать и опускать диафрагму. Коррекция дыхания – выработка направленной воздушной струи и нормализация соотношения вдоха – выдоха (удлинение ротового выдоха).
Развиваем слуховое внимание (звучащие предметы, их направление, последовательность). Даём понятие речевого звука, связываем его с каким – нибудь образом. Учим отличать правильный звук от искажённого. Учим определять, есть ли заданный звук в слове (ребенок не должен произносить этот звук). Работа над слуховым вниманием и фонематическим слухом.
Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ: растягиваем губы в улыбку; вытягивать в трубочку; поднимать верхнюю губу, закусив нижнюю; закладывать язык под верхнюю губу и длительно держать; горизонтально оттягивать губу и растирать её между пальцами; учим удерживать открытый рот с оскалинными зубами; удерживать оскал, сомкнув зубы; удерживать плоские предметы губами. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
Упражнения для языка: - язык протягиваем вперед; - укреплять и поднимать кончик языка ( лизать тарелку, ложку широким языком); - жевать язык (кусать); - лизать вогнутую сторону маленькой ложки (если надо заузить язык); - почёсывать кончик языка о верхние зубы ( для подъёма); - растирать альвеолы языком, катать конфетку (леденец).
Постановка звуков. Звуки получаются смазанные, не чистые, но важно добиваться правильных артикуляционных укладов. При постановке звуков можно зажимать крылья носа.
упражнения для активации мышц глотки; массаж; жевательная гимнастика (можно жевать жевачку ); развитие подвижности нижней челюсти; дыхательная гимнастика; постановка гласных звуков; сонорных звуков: М, Н, Ль; звонких щелевых: В, З, Ж; глухих щелевых: Ф, С, Ш; взрывных (звонких, затем глухих). II .Послеоперационный этап.
К мерам, способствующим улучшению голоса до операции нёба, относятся постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекция звукопроизношения. После операции работа над голосом состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей выход и активизирующей внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиления нёбно-глоточного смыкания, постановки сбалансированного резонанса, выработки навыка правильного голосоведения, расширения диапазона голоса, увеличения его силы, компенсация расстройства двигательной функции гортани. Технологии, способствующие улучшению голоса.
Голосовые упражнения начинаются с постановки гласных фонем. Вначале поются ( а) и (э), через 2-3 урока – (о), через неделю – (и) и последним (у) Петь только в соответствующем возрасту диапозоне . Не использовать крайние ноты присущего возрасту диапозона . Петь на коротких певческих фразах. Петь без напряжения, не очень громко. Работа над голосом проводится поэтапно
Для воспитания правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка. Затем переходят к «мычанию» – протяжному произнесению [ м ] с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного. Произнесение слогов. Затем также работают над [ л ] , с попарным произнесением слогов. Аналогичная работа над [ н ], [ й ], [ р ], [ в ], [ з ], [ ж ] . Далее переходят к упражнениям:
Произношение сочетаний из 2-х слов и спряжений глаголов; Распространение фразы, вводимое постепенно; Ввод навыков в спонтанную речь; Распевание терций или трезвучий на гласных звуках, тише-громче ; Мычание; Пение коротких музыкальных фраз и песенок. Речевые упражнения.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей. Тема: "Специфика работы с одаренными детьми"
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столе...
Специфика работы с заикающимися детьми
Характеристика детей с заиканием...
Специфика работы педагога с детьми раннего возраста
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, который требует правильного воздействия со стороны взрослых, использования определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Дл...
Специфика работы логопеда с детьми,имеющими нарушения зрения.
Учителям-логопедам, работающим с детьми с нарушениями зрения могут пригодиться в работе некоторые рекомендации....
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ САДУ
Консультация для родителей на тему: «СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ САДУ» Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко пр...
Специфика работы логопеда в детском саду
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать св...
Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
Учителю-логопеду важно знать специфику работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, потому что это поможет ему эффективно выполнять свою работу и достичь лучших результатов в корре...