предикторы дизонтогенеза фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников четырех-пяти лет
статья по логопедии (средняя группа) на тему
В статье излагаются результаты изучения фонетико-фонематической стороны речи дошкольников четырех-пяти лет. На основании полученных данных выделяются уровни развития фонетико-фонематической стороны речи детей. Выявляются предикторы речевого дизонтогенеза, важные как для логопедов, так и для воспитателей общеобразовательных групп детских садов.
Иркутск, 2015 год. ФГБОУ ВО ИГУ ПИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berezhnoy_statya_sbornik_kafedry.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДИКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТЫРЕХ - ПЯТИ ЛЕТ
Бережная А.В., учитель–логопед. Иркутск, 2015
Нарушения фонетической стороны речи, такие как дислалии, дизартрии, стертые дизартрии очень распространены у детей дошкольного возраста, и их преодоление является одной из актуальных задач логопедической работы в детском саду.
Формирование звукопроизношения – длительный процесс, который завершается в онтогенезе только к 6-7 годам. Существует определенная последовательность и закономерность овладения дошкольниками различными группами звуков. Эти данные представлены в исследованиях В.П. Белянина, Л.И. Беляковой. А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой. Авторы указывают, что звуки раннего онтогенеза (гласные, заднеязычные, губные, губно-зубные и переднеязычные согласные) усваиваются дошкольниками достаточно рано, что обусловлено доступностью для ребенка их артикуляционных укладов, не требующих очень точных дифференцированных движений языка. Соответственно, к среднему дошкольному возрасту эти звуки должны произноситься детьми чисто и правильно, а их недостатки будут рассматриваться как предикторы (ранние проявления) дизонтогенеза фонетической стороны речи.
Звуки позднего онтогенеза (свистящие, шипящие и сонорные) осваиваются детьми после пяти лет, что обусловлено большей сложностью их артикуляционных укладов. В тоже время их искаженное произношение, как устойчивый патологический вариант, может сформироваться достаточно рано и также рассматриваться как предиктор дизонтогенеза фонетической стороны речи.
Своевременная педагогическая и логопедическая работа с дошкольниками может предотвратить стойкие дефекты произношения и помочь им более правильно и быстро освоить необходимые звуки в произношении и восприятии. Именно поэтому важен факт выявления таких предикторов речевого дизонтогенеза у дошкольников как можно раньше – после четырех лет - когда должны правильно произноситься большинство групп звуков. Это будет способствовать профилактике стойких труднопреодолимых дефектов звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте. Все вышеизложенное обуславливает актуальность данного исследования.
Цель исследования: изучить и охарактеризовать предикторы дизонтогенеза фонетико-фонематической стороны речи дошкольников четырех-пяти лет.
Объект исследования: фонетико-фонематическая сторона речи детей дошкольного возраста
Предмет исследования: характеристика предикторов дизонтогенеза фонетико-фонематической стороны речи дошкольников четырех-пяти лет, посещающих общеобразовательную группу детского сада.
Исследование было проведено на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 127 г. Иркутска. В исследовании принимали участие 15 дошкольников от четырех до пяти лет, посещающих среднюю общеобразовательную группу и не получающих логопедическую помощь.
Методика обследования, включающая четыре блока заданий, позволяла оценить значимые компоненты фонетико-фонематической стороны речи дошкольников.
Проанализируем полученные результаты. Наибольшие средние балльные показатели дошкольники набрали в пробе на оценку сформированности звуков раннего онтогенеза (СБО - 2.8). Недостатки произношения этих звуков - смягчение твердых пар звуков, оглушение звонких звуков и нетипичные варианты субституции звуков – были выявлены у двух детей выборки.
Недостаточную успешность дети имели в задании на оценку сформированности фонематических процессов. (СБО – 2.4 балла). Практически все дошкольники затруднялись в дифференциации звуков близких по артикуляции, что свидетельствует о незрелости этого фонематического процесса у дошкольников 4-5 лет. У части детей группы были затруднения в выделении звука на фоне слова, т.е. несформированность элементарного фонематического слуха.
Затруднения у детей были и в задании на оценку сформированности артикуляционная моторика (СБО – 2.15). Трудности проявились в выполнении как статических, так и динамических упражнений, требующих удержания кончика и боковых краев языка, а также поднимания-опускания передней части спинки и кончика языка. Таким образом, можно сказать о том, что у многих дошкольников четырех-пяти лет недостаточная подвижность кончика и боковых краев языка, при сохранном строении артикуляционного аппарата.
Оценивая состояние слоговой структуры (СБО - 2,0), мы выявили, что в основном дети справились с произношением слов простой слоговой структуры; но испытывали трудности в произношении трех-четырех сложных слов, слов со стечением согласных, и малочастотных слов. Характерны ошибки, проявляющиеся в перестановке слогов, нарушении звуконаполняемости и пропуске слогов, чаще в середине слова. Мы полагаем, что эти недостатки могут быть связаны как с малой подвижностью артикуляционной моторики, так и с несформированностью фонематических процессов.
Минимальные баллы (СБО - 1.2) получены детьми в задании на оценку звукопроизношения звуков позднего онтогенеза. Здесь отмечаются различные нарушения. Наиболее часто отмечались недостатки произношения звуков [Р] и [Л]. Они проявлялись в виде горлового и двугубного произношения, замены на звуки более простые по артикуляции. На втором месте – недостатки произношения шипящих звуков, проявляющиеся в виде замены на свистящие звуки. Следующие по частоте нарушений - свистящие звуки. Самые характерные варианты их нарушений - замены на шипящие и искаженное межзубное произношение. Полученные данные о характере нарушений звуков у дошкольников пятого года не противоречат литературным данным о последовательности овладения звуками в онтогенезе детской речи.
Проанализировав характер нарушений звуков, мы отметили, что преобладают такие варианты как замены звуков (29 случаев); что можно связать с недостатками фонематических процессов у дошкольников. На втором месте – отсутствие звуков (27 случаев). Искажения как вариант нарушения различных фонем отмечено в 14 случаях; это устойчивое нарушение звукопроизношения в виде межзубного, горлового и двугубного произношения.
По результатам исследования дошкольники были распределены по уровням сформированности фонетико-фонематической стороны речи.
К достаточному уровню мы отнесли всего трех дошкольников (20%); у этих детей нет выраженных нарушений в овладении фонетико-фонематической стороной речи. Отсутствие одного из сонорных звуков рассматривается как допустимый вариант звукопроизношения в этом возрасте. К среднему уровню успешности мы отнесли 12 дошкольников (66%). Для этих детей характерны нарушения звукопроизношения в виде замены, искажения и отсутствия звуков позднего онтогенеза, искажения слоговой структуры в различных по составу словах, несформированность фонематического различения звуков. К низкому уровню мы отнесли двух дошкольников (14%); дети имеют стойкие нарушения звукопроизношения звуков раннего и позднего онтогенеза, грубые нарушения слоговой структуры даже простых слов (двух-трех сложных), несформированносль элементарного фонематического слуха.
Таким образом, в ходе исследования мы выделили такие предикторы дизонтогенеза фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников четырех-пяти лет как:
- ограниченная подвижности кончика и боковых краев языка и недостаточная способность подъема передней части языка, что препятствует нормативному овладению шипящими и сонорными звуками;
- искаженное произношение любых звуков (горловое, межзубное, двугубное);
- недостатки произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза;
- нетипичные для нормального онтогенеза варианты субституции любых звуков (например, замены [Н] на [М’])
- стойкие замены и смешения в произношении свистящих и шипящих к пяти годам;
- несформированность элементарного фонематического слуха;
- элизия и нарушения звуконаполняемости слов простой слоговой структуры.
Охарактеризованные в исследовании предикторы дизонтогенеза фонетическо-фонематической стороны речи позволяют выделить детей пятого года, составляющих группу высокого риска по стойким нарушениям звукопроизносительной стороны речи и нуждающихся в целенаправленной логопедической коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьерегающие технологии в системе коррекции речи дошкольниковУчебно-методическое пособие раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбере
Статья, раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбе...
ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1. с помощью занимательного игрового материала сделать процесс обучения занимательным, весёлым, высокоэффективным;2. развивать речевой...
Игра как средство формирования коммуникабельности дошкольников. Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр.
С 2008 года углублённо работаю по методической теме «Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр». Выбор темы определился результа...
Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...
Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"
Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...
Консультация для родителей на тему "Развитие сенсомоторной стороны речи у дошкольников 6-7 лет с недоразвитием речи".
Считается, что главное от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, у ребенка формируется звукоподражание, в процессе звукопод...