ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Бодюл Татьяна Александровна

1.  с  помощью  занимательного  игрового  материала  сделать  процесс  обучения  занимательным, весёлым, высокоэффективным;

2. развивать  речевой  слух  и  навыки  фонематического  анализа  и  синтеза,  укреплять  психологическую  базу  речи (память,  восприятии, внимание, мышление) ;

3. воспитывать  интерес  к  живому  русскому  слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение          

      «Детский  сад  присмотра  и  оздоровления №13 «Солнышко»

                           ИГРОВЫЕ  ПРИЁМЫ  РАЗВИТИЯ

     ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ  СТОРОНЫ  РЕЧИ

                                    У  ДОШКОЛЬНИКОВ

                           

                                                                                   Подготовил:

                                                                                    учитель – логопед МБДОУ  

                                                                                    №13 «Солнышко»

                                                                                    Бодюл Т.А.

                                                                                    Дата:

                                                  г.Губкин 2014  

Цель:-  познакомить  педагогов  с  примерами  практического  материала, как  в  игровой  форме  можно  развивать  фонетико-фонематическую  сторону  речи  детей  дошкольного  возраста, имеющих  как  лёгкие,  так  и  тяжёлые  речевые  нарушения;

- привлечение  педагогов  к  активному  участию  в  коррекционном  процессе  по  преодолению  фонематического  недоразвития  речи  у  детей.  

Задачи:

1.  с  помощью  занимательного  игрового  материала  сделать  процесс  обучения  занимательным, весёлым, высокоэффективным;

2. развивать  речевой  слух  и  навыки  фонематического  анализа  и  синтеза,  укреплять  психологическую  базу  речи (память,  восприятии, внимание, мышление) ;

3. воспитывать  интерес  к  живому  русскому  слову.

Ребёнок  появляется  на  свет,  обладая  врождённой  чувствительностью  к  звукам.  К  трём  годам  фонематический  слух  должен  быть  сформирован. Фонематический  слух  отвечает  за  различение  фонем (звуков)  речи.  Он  помогает  различать  слова  и  формы  слов, похожих  по  звучанию.  И  правильно  понимать  смысл  сказанного. Развитие  фонематического  слуха  у  детей  залог  успешного  обучения  чтению  и  письму. При  нарушениях  фонематического  слуха  мы  наблюдаем  неправильное  произношение  у  детей. А  при  чтении  дети  путают  названия  букв.  Пропускают  буквы  и  не  замечают  этого. На  письме  наблюдается  замена  букв  обозначающих  звонкие  звуки,  на  глухие – оглушение  и  наоборот – озвончение. Маленький  ребёнок  не  умеет  сравнивать  звуки,  но  его  можно  этому  научить. Научить  слушать  и  слышать.  Выделять  звук  на  фоне  слова, определять  последовательность,  количество  и  место  звука  по  отношению  к  другим. Умение  сосредотачиваться  на  звуке – слуховое  восприятие очень  важная  особенность,  без  которой  невозможно  слушать  и  понимать  речь. Ребёнок  может  научиться  говорить  и  мыслить,  только  воспринимая,  начиная  с  узнавания  природных,  бытовых,  музыкальных  шумов, голосов  животных,  птиц  и  людей.

          Хочу  поделиться  игровыми  приёмами  которые  использую  в  работе  по  развитию  у  детей  фонематического  слуха  и  подготовки  их  к  звуковому  анализу. На  логопункт  поступают  дети  с  тяжёлыми  нарушениями  произношения  звуков, которые  неразрывно  связаны  с  недоразвитием  фонематического  слуха  и  несформированностью  фонематического  восприятия, что  в  свою  очередь  затрудняет  овладение  правильным  звукопроизношением, тормозит  формирование  навыков  звукового  анализа и  синтеза, мешает  процессу  усвоения  грамоты.

          Развитие  фонематического  слуха  и  фонематического  восприятия  очень  важно  для  исправления  речевых  дефектов. Планирование  коррекционной  работы  ведётся  по  следующим    направлениям:

1.  различение    неречевых  звуков;

2.  различение  сходных  фонем  на  слух;

3. различение  сходных  фонем  в  произношении;

4. подготовка  к  звуковому  анализу.

          Использование  практических  пособий  в  форме  комплексных  игр  и  развивающих  упражнений  значительно  расширяют  возможности  и  повышают  эффективность  коррекционного  воздействия. Компактность  и  мобильность  игр  заметно  облегчает  процесс  обучения  и  даёт  возможность  чутко  и  своевременно  реагировать  на  любые  изменения  возможностей, потребностей  и  личностных  предпочтений  каждого  ребёнка, что  в  свою  очередь, помогает  актуализировать    внутренние  ресурсы  каждого  из  детей  и  вовремя  включать  механизмы  самокоррекции.

            Процесс  формирования  фонематического  слуха  у  детей часто  бывает  сложным  и  длительным. Он  требует  от  ребёнка  внимания,  усидчивости, устойчивой  работоспособности. Поэтому  необходима   игровая  форма  подачи  материала т.к. только  игровое  общение  совершенствует   речевую  активность  ребёнка. Я  стараюсь  проводить  занятия  превращая  их  в  захватывающие  приключения. Ребёнок, увлекаясь  игрой,. старается  как  можно  точнее  соблюсти  её  условия,  не  замечая,  что  его  учат. Дети  приходят  не  в  логопедический  кабинет,  а  в  гости  к  сказочным  персонажам,  к  «Звуковичкам» и т.д.  Для  выработки  устойчивого  интереса  к  занятиям, ускоренного  достижения  положительного  результата, стремления  детей  достичь  цели  используются  различные  формы  поощрений. Задания  и  игры  даются  детям  от  имени «Звуковичка». В  играх  на  фонематику  используется  наглядный   материал, таблицы, рисунки, буквы  соответствующие  звуку, предметные  картинки  на  слова – паронимы и т.д.  Все  упражнения  и  задания  ориентированы  на  формирование  и  развитие  фонематического  слуха  и  фонематического  восприятия. На  каждом  занятии  дети  учатся  правильно  произносить  звуки, различать  их  на  слух  и  в  произношении. Применяются  символы, схемы,  что  повышает  эффективность  звуковой  и  аналитико – синтетической  деятельности, улучшает  контроль  за  усвоением  знаний. При  выполнении  занимательных  заданий  у  детей  развивается  «языковое  чутьё»,  он  начинает  размышлять  над  звуковым, смысловым   значением  слов.

       

   

Фонетическая гимнастика:

«Весёлая  полянка» (озвучивание персонажей, которых дети  встречают  на  весёлой  полянке)

Представьте,  что  мы  с  вами  очутились  на « Весёлой  полянке» . Вот  полетела  пчела (дети – «ж-ж-ж» жужжит). Неожиданно  прилетели  комары   издали  слышно (дети –« з-з-з» звенят), подлетают  ближе  и  громко  слышно (дети – «З-З-З»). Вдруг  под  кустиком  мы  увидели  ёжика  он  пугает  нас  своими  колючками  и  возмущённо  фыркает ( дети – «Ф-Ф-Ф»). С  деревьев  срываются  и  тихо  кружатся  листочки (дети – «ш-ш-ш» шуршат). Раздаётся  звук  дятла (дети – «Д-Д-Д»). Чтобы  быть  здоровыми  и  сильными  утро  вы  все  начинаете  со  спортивной  гимнастики. А  чтобы  ваши  ушки  хорошо  слышали  и  умели  различать  звуки  нужно  делать    Игра «Кто  сказал БУЛЬ – БУЛЬ» ( на  различение  звуков  окружающей  действительности.) Многое ,  что  нас  окружает  издаёт  звуки. «Звуковичок   задаёт  вопросы, а  дети правильно  озвучивают  предметы .

- Какой  звук  издаёт  телефонная  трубка  лежащая  на  столе? (дети – «Ту-ту-ту»);

- Как  звенит  комар (дети – «З-З-З»);

- Машина  подаёт  сигнал (дети – «Бип –Бип»);

- Рычит  лев (дети – «Р-Р-Р»);

- Гудит  паровоз (дети – «ТУ-ТУ»);

- Жужжит  пчела (дети – «Ж-Ж-Ж»);

- Выходит  воздух  из  трубы  парохода ( дети – «ПЫХ-ПЫХ»);

- Всплеск  воды  когда  ныряем  в  воду ( дети – «Плюх»);

- Пускание  пузырей  на  воде ( дети – «Буль – буль»).

Игра«Тихо – Громко»(  на  различение    громких и  тихих звуков.)  Дети   закрывают  глаза и  слушают как звучит кубик с манкой, определяют, что  он  звучит  тихо.

Уточняют, как    тихий  звук  можно  изобразить  голосом? ( дети – Ш-Ш-Ш)

Встряхивается  второй  кубик  с  фасолью.Дети  говорят,  что  он  звучит  громко.Затем  перечисляют  предметы, которые  могут  издавать  тихие звуки

- писк  цыплёнка;   стук  мяча  о  пол ; машина  высыпает песок; шипит  змея; шуршание  шин  на  дороге.

Затем  называют  предметы, которые могут  издавать  громкие  звуки:

- бой  барабана;  грохот  грома; жужжание  жука  и т.д.

Придумывают  «громкие  предложения» (дети: Трубят  трубы.  Барабанят  барабаны. Каркает  ворона.  Грохочет  гром);

 «тихие  предложения»(дети: шипит  змея,  шуршат  листья,  пыхтит  чайник и т.д)

Игра:

«НАЗОВИ  ПАРУ»   придумывание  слов  близких  по  звучанию , эти  слова  должны  рифмоваться:

УСЫ – УЖИ    СТУЛ – СТОЛ   МАШИНА – МАЛИНА   МАК – РАК  КОТ – КИТ  КОЗА – ЛИЗА    ЖУК  - ЛУК

Игра:

«ПОКАЖИ  РУКОЙ»   (различение  твёрдых  и  мягких  согласных) Используются  картинки и  сигналы – символы  звуков  синего  и  зелёного  цвета.

Дети  учаться  на  слух  различать  твёрдые  и  мягкие  звуки.

А). вариант

На  твёрдый  согласный  звук  в  словах  показывают  кулачок  крепко  сжимая  пальчики.

На  мягкий  согласный  звук  в  словах  показывают раскрытую  ладошку.

Б).вариант

Можно  использовать  синие  и  зелёные  «фонарики»  которые  дети  поднимают  как  сигналы  светофоров.

Игра:

«Попугай» (воспроизведение  слогов и  слов  с  оппозиционными фонемами)  Дети внимательно  слушают, что  произносит  попугай «Петруша»  на  своём  особом  языке и  повторяют  за  ним  слоговые  сочетания, стараясь передразнить  его  точно: ПА-БА-ПА,   КА-ГА-КА,   ЛА-РА-ЛА,  СА-ША-СА,  ТА-ДА-ТА;

Игра:

«ЗВУКОЕД»  ( выделение  1-го  звука в  словах, развитие  навыков  словоизменения, умения  находить  в  длинных  словах – короткие). Дети уточняют, что у   «Звуковичка»  есть  неприятель:

«Злой,  зубастый  «ЗВУКОЕД».

Он  всем  словам  наносит  вред:

В  словах  он  нужный звук съедает,

значенья  слов  он  изменяет.

Был  смех -  стал (дети «мех»);  

Был  спорт – стал (дети «порт»);

Была  стройка -  стала (дети «тройка»);

Была  спешка – стала  (дети «пешка»);

Был  снаряд – стал ( дети «наряд»);

Были  сутки  -  стали ( дети «утки»);

Был  склад – стал ( дети «клад»);

Был   снежный -   стал  (дети «нежный»);

Был  смирный – стал  (дети «мирный»).

Игра:

«ДОКТОР  ЗВУКОВ» (нахождение  неправильно  названных  слов, проговаривание  скороговорок).

Дети узнают, что  «Незнайка»  заболел. Он  разучился  выговаривать  звуки:

«Что  не  так  здесь  вы  скажите.

Где  ошибка  подскажите.

Роза, лобот,  ручка,  рак

Что  я  здесь  сказал  не  так?

Здесь  ошибку  вы  найдите.

Что  сказал  не  так – скажите:

Часка,  кошка,  ковшик,  нож.

  Для  «Незнайки» вызывают  «Доктора  звуков»  он  выписывает ему  необычные  лекарства – скороговорки. «Незнайка  не  научился  ещё  чётко проговаривать  скороговорки  и просит  вас  помочь ему.(Дети произносят скороговорки .)

Наш  полкан  попал  в  капкан!

Кашевар  кашу  варил,

Недоваривал,

да  подваривал!

В  пруду  у  Поликарпа –

Три  карася,  четыре  карпа!

Идёт  с  косой

Косой  козёл!

Шёл  Саша  по  шоссе –

К  Саше  в  шашки  играть…

От  топота  копыт

Пыль  по  полю  летит!

Сшит  колпак, да  не  по-колпаковски!

Надо  колпак  переколпаковать,

Да  выколпаковать!

На  дворе – трава,  на  траве – дрова.

Игра:

«НЕОБЫЧНЫЕ  ЦВЕТЫ»  (выделяя первый звук в  слов дети  отгадывают названия  цветов:

Магнит       М              Ракета     Р           Петух    П         Индюк      И

Ананас       А               Облако    О           Игла      И         Рис            Р

Кот             К               Зонт         З           Обруч    О         Ива            И

                                     Автобус   А          Носорог  Н        Сапоги      С     

Игра: 

«Дом  мечты» (дети  учаться  выделять  первый  и  последний  звуки  в  словах.)  Дети  узнают, что у  «Звуковичка»   есть  мечта  иметь  свой  дом где  он   жил  бы вместе  со  своими  друзьями: Буратино  Незнайкой. Догадайтесь  кто  будет  жить  на  первом  этаже,  если:  в  его  названии  первый  звук – Б-   а  последний  звук – О-? (дети называют –«Буратино»).

- Кто будет  жить  на  втором  этаже, если  в  названии  этого  персонажа  первый звук  -НЬ-  а  последний  звук – А-? ((дети  называют  «Незнайка»). 

- На  каком  этаже  будет  жить  «Звуковичок»? Назовите  первый  и  последний  звук его  имени? (дети  называют  звук  -З-  и  последний звук  -К-). Уточняют  что  «Звуковичок  будет  жить  на  самом  верхнем  этаже  - на  третьем.)

Игра:

«Сладкие призы» (определение гласных звуков  в  словах).

Дети отгадывают  названия сладких  призов (можно  использовать картинки)

- Этот  сладкий  приз  имеет  в  своём  названии  два  гласных  звука –А-?

(дети  называют  картинку  где  нарисован  банан).

- Этот  сладкий  приз  имеет  в  своём  названии  одну  гласную  -О-?

(дети  называют  картинку где  нарисован – торт).

- Этот  сладкий  приз  имеет  в  своём  названии  два  гласных  звука  - звук- У-  и  звук  -А-? (дети  называют  картинку где  нарисована  груша).

Предлагаемые  игры  не  требуют  пунктуального  выполнения, скорее  всего  это  тема  для  свободной  импровизации  педагогов  и  детей. Разрешите  вам  пожелать  творческого  горения  в  нашей  лучшей  профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»

Примерные задания по развитию артикуляционной и общей моторики дошкольников....

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОНР.

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИУ ДЕТЕЙ  С ОНР.Рекомендации родителям.В настоящее время всё чаще встречаются дети с нарушением звукопроизношения. Одна из частых причин эт...

План ММО «Преодоление нарушений речи у детей дошкольного возраста. Традиционные и инновационные игровые приёмы развития речевых навыков у детей c ЗПР».

Предствлен план методического объединения, целью которого является формирование единой методической базы в практической деятельности учителей-логопедов и создание условий для оказания помощи детям с н...

Эффективные игровые приёмы развития творческих речевых способностей детей в подготовительной к школе группе

В данной методической разработке перечислены наиболее эффективные игровые приёмы из опыта работы для развития речевых способностей детей подготовительной группы; подробно описаны речевые игры, которые...

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.Шумящие коробочкиНужно взять два комплек­та небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, к...

«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»

laquo;Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»...