«Особенности словесно-логопедического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием». речи
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Под общим недоразвитием речи в отечественной логопедии понимается особая форма аномального речевого развития, при котором нарушено формирование всех компонентов речей системы: фонетической и лексико-грамматической при отсутствии интеллектуальных отклонений и дефектов слуха.Данная рекомендация поможет воспитателям старших и подготовительных групп выстроить работу с воспитанниками по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svetak.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для воспитателей старших групп
«Особенности словесно-логопедического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
В настоящее время установлено, что у детей с нарушениями речи имеют место выраженные в разной степени особенности в развитии мышления.
Понятие в сознании человека формируются в результате ряда мыслительных операций. Основные из них: анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстрагирование и конкретизация, классификация и систематизация. В процессе решения мыслительных задач проявляются такие свойства мышления, как подвижность, гибкость, критичность, самостоятельность. Мышление человека развивается тем успешнее. чем благоприятнее условия обучения и воспитания.
В раннем детстве мышление имеет наглядно-действенный характер. Ребенок мыслит действуя. Важнейший этап в развитии мышления связан с овладением речью.
Словесно-логическое мышление – один из видов мышления, который непосредственно связан с речью. Два других: наглядно-действенное и наглядно-образное – осуществляются посредством действий и образов. А словесно-логическое характеризуется использованием суждений и умозаключений, и, таким образом, оно невозможно без речи. Иными словами – речь и мышление тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга.
Под общим недоразвитием речи в отечественной логопедии понимается особая форма аномального речевого развития, при котором нарушено формирование всех компонентов речей системы: фонетической и лексико-грамматической при отсутствии интеллектуальных отклонений и дефектов слуха.
При общем недоразвитии речи нарушено не только формирование экспрессивной речи, но и недостаточным является ее понимание.
Теоретические данные относительно декодирования речевого сообщения, что составляет основу понимания речи, свидетельствуют об участии различных уровней восприятия и опознания речевого сигнала. Для правильного понимания обращенной речи необходим анализ различных компонентов речевого сигнала: акустического, синтаксического и семантического. Исходным условием понимания речи является восприятие интонационной структуры фразы и понимания значения входящих в нее слов. При нормальном понимании обращенной речи слушатель использует свои семантические и синтаксические знания языка для формирования внутреннего предвидения того, какой сигнал в данный момент будет получен (синтез), затем он сравнивает поступивший сигнал с ожидаемым (анализ). Таким образом, осуществляется адекватный текущий анализ поступающей акустической информации.
У дошкольников с общим недоразвитием речи подобный механизм декодирования речевого сообщения не сформирован и для понимания ими речевого сообщения значение имеют более низкие (базальные) уровни восприятия и опознания речевого сигнала, в частности, фонетический слух и фонетическое восприятие.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в заданиях, требующих дифференцированного восприятия или опознания быстрых звуковых последовательностей: чем меньше интервал между воспринимаемыми звуками, тем больше выражены затруднения в их опознании и дифференциации. Поскольку акустические спектры гласных звуков достаточно стабильны, а согласные характеризуются быстрыми формантными изменениями, то опознание и дифференциация последних особенно затруднена.
При общем недоразвитии речи наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к побочным ассоциациям.
Недоразвитие речи, проявляющееся час то не только при произношении звуков, но и в том, как ребенок слышит эти звуки, бедный словарный запас и аграмматизмы в речи, - все это ведет к снижению интеллекта. На речевую патологию наслаивается вторичная задержка психического развития. У таких детей слабо развиваются процессы обобщения и отвлечения, зрительная память и внимание. Дети затрудняются в сравнении предметов.
Наблюдая за тем, как дети используют приемы сравнения, можно выявить у них ряд затруднений и ошибок: 1) ребята постоянно обнаруживают неумение сравнивать, производя простое перечисление признаков каждого предмета в отдельности, не связывая предметы между собой; 2) часто ограничиваются общими фразами, как: «похожи», «не похожи», «одинаковы», т.е. не делают анализ признаков сравниваемых предметов, выделяют слишком мало признаков, или перечисляют признаки без всякой системы.
Слабость словесно-логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений по существенным признакам. Все это затрудняет усвоение основ науки, несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Дети, страдающие общим недоразвитием речи, обладают скудным речевым запасом. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Не смотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они не могу в полной мере общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении.
Как известно, у большинства детей дошкольного возраста с ОНР недостаточно развиты все мыслительные операции, что создает трудности для перехода от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.
Поэтому одна из важнейших коррекционных задач в системе логопедической работы это развитие и совершенствование словесно-логического мышления ребенка. Для реализации этой задачи необходимо включить дидактические игры и задания на развитие словесно-логического мышления не только в содержание фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, но использовать их на образовательных занятиях, которые проводит воспитатель, а также в различных режимных моментах (например, при наблюдении за явлениями природы или поведением животных во время прогулок, при чтении детской художественной литературы, в свободное время, в ходе бесед с детьми, при подготовке ко сну и т.п.).
К работе по развитию мышления и других психических процессов необходимо привлекать и родителей. На родительском собрании или на индивидуальной встрече нужно рассказывать об особенностях развития психических процессов детей с речевыми нарушениями, разъяснить, каким образом родители в домашних условиях, играя и занимаясь с ребенком, могут развивать его психические процессы, в том числе и мышление.
Таким образом, только планомерная систематическая работа, совместные усилия педагогов и родителей могут дать положительные результаты, повысить уровень интеллектуального развития ребенка и подготовить его к дальнейшему обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи
В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Особенности профиля латеральной организации мозга старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Введение Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА1. Индивидуальный латеральный профиль2. Типы асимметрий мозга3. Типы латеральной орган...
Особенности развития мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В современной практике развития и обучения детей дошкольного возраста широко используются тетради с печатной основой (рабочие тетради), которые на наш взгляд ограничивают деятельность дошкольников: об...
Особенности профилактики акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
Детей нуждающихся в логопедическом сопровождении с каждым годом становится все больше. Такие негативным тенденции можно связать не только с ухудшением соматического состояния подрастающего поколения, ...
Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...
Особенности развития слоговой структуры слова старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В последние годы все чаще за рекомендациями обращаются родители неговорящих малышей. Хочется отметить, что действительно, таких детей стало намного больше, чем в начале 90-х. Инфантильность родителей ...
Д.О. Сигачева, М.В. Ковалева (Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Невского района Санкт-Петербурга) ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье представлены результаты проведенного экспериментального исследования направленного на определение умения объяснять значения слов различных частей речи у дошкольников 6-6,5 лет с общим н...