Методическое сопровождение специализированной образовательной программы для ребёнка с особыми образовательными потребностями
консультация по логопедии по теме
Методическое сопровождение специализированной образовательной программы для ребёнка с особыми образовательными потребностями
(материал по методическому обеспечению моделей интегрированного образовательного процесса)
Консультация подготовлена в 2015 г., опубликова на сайте методических объединений педагогов коррекционного образования города Оренбурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.83 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время отмечается неуклонный рост количества детей с особыми образовательными потребностями, то есть детей, нуждающихся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Особые образовательные потребности имеют и дети с ограниченными возможностями здоровья (дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания) – обширная и неоднородная группа, включающая в себя детей с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
В нашем дошкольном учреждении созданы условия для воспитания и обучения детей с нарушениями речи, а именно дошкольников 3-8 лет с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. Присутствие данной категории детей в ДОУ потребовало разработки специализированных образовательных программ[1], обеспечивающих развитие личности, мотивации и способностей детей с ОВЗ в различных видах деятельности, и охватывающих, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Методическое сопровождение данных программ включает в себя разработку и создание системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации коррекционно - образовательного процесса, и, в результате, обеспечивает наличие совокупности всех учебно-методических документов (планов, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой системное описание образовательного процесса.
Успешная реализация специализированных программ подразумевает организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей. При планировании[2] и осуществлении коррекционно-образовательной деятельности педагоги следуют принципу интеграции, обеспечивая детям возможность получать дополняющие друг друга знания и навыки из разных образовательных областей как в процессе занятий, так и в ходе режимных моментов. Реализации данного принципа способствует и организация предметно-развивающей среды в детском саду, использование полифункциональных материалов (мягких модулей, ширм, детской мебели и т.д.), наличие в группах не только разнообразных материалов, игр, игрушек, но и «уголков» для игры, конструирования, уединения.
В каждой логопедической и коррекционной группе создан логопедический центр «Речецветик», оборудованный зеркалами для мимической и артикуляционной гимнастики, игрушками для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания; картотеками предметных и сюжетных картинок и настольно-печатными дидактическими играми для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборками игр для совершенствования грамматического строя речи, картинками и игрушками для накопления словаря по всем лексическим темам, пособиями для развития мелкой моторики и т.д.
В логопедических кабинетах развивающая среда организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций (внимания, памяти и т.д.). В детском саду имеется мультимедийное оборудование: ноутбуки, компьютеры, проекторы, интерактивная доска, интерактивный стол, многофункциональные устройства.
Система коррекционно-развивающей работы в логопедических группах реализуется с учетом Программы:
Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.; а также образовательных коррекционно-развивающих технологий и методик:
- Ткаченко Т.А Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-пресс, 2008.;
- Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.;
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013..;
- «Применение пиктограмм в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Корвякова Н.Ф.;
- Полянская Т.В. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2009. и т.д.
методических разработок для детей дошкольного возраста с нарушениями речи:
- «Разноцветная лексика». Комплекс игровых занятий по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР;
- «Умные пальчики». Комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики;
- «Звуки и буквы». Профилактика дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи;
- «Слово на ладошке». Артикуляционная гимнастика в сочетании со статическими движениями рук;
- «Учимся говорить». Комплекс упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слов;
- «Игротека для малышей». Игры для совершенствования лексико-грамматических представлений у детей с ОНР;
- «Маски чудесные мы примеряем и в театр волшебный мы попадаем!» Творческий проект для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале сказок В. Сутеева;
- «Логопедические сказки – помощницы». Комплекс логопедических сказок по преодолению нарушений звукопроизношения и т.д.
для педагогов ДОУ:
- «Дидактическая игра и наглядность – эффективные компоненты для развития фонематического восприятия и формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР»»;
- «Развитие лексической стороны речи детей в игре»;
- «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»;
- «Методы и приемы профилактики социальной дезадаптации детей с особыми образовательными потребностями »;
- «Особенности преодоления проблем коммуникативного развития детей с ОВЗ»;
- «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники»;
- «Реализация здоровьесберегающих технологий в развитии физиологического и речевого дыхания у детей с ОНР»;
- «Говори! Ты это можешь!» Методика работы с неговорящими детьми в ДОУ;
- «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи»;
- «Использование специальных упражнений и игр для улучшения подвижности органов артикуляции»;
- «Использование метода моделирования в обучении детей составлению описательных рассказов»;
- «Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии дошкольников» и т.д.
для родителей:
- «Речевые игры: что это такое и как в них играть?»;
- «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»;
- «Воспитание в семье особого ребенка»;
- «Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития речевых способностей ребенка»;
- «Роль родителей в развитии речевого дыхания дошкольников с ОНР»;
- «Как помочь ребенку запомнить буквы»;
- «Тренируем пальчики - развиваем речь»;
- «Периоды речевого развития. Чему и когда должен научиться ваш малыш»;
- «Развитие потребности речевого общения у ребенка раннего возраста, или как помочь ребенку начать говорить»;
- «Как хорошо уметь читать! Обучение чтению в дошкольном возрасте»;
- «Развитие связной речи у детей с ОНР» и т.д.
материалов с методических объединений педагогов коррекционного образования города Оренбурга:
- «Мультимедийная поддержка коррекционного процесса в дошкольном образовательном учреждении»;
- «Ресурсы логопедического занятия в обеспечении режима двигательной активности дошкольников»;
- «ФГТ в ДОУ. Организация коррекционно – развивающего обучения детей с проблемами речевого развития»;
- «Инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями в здоровье»;
- «Специфика и сущность взаимодействия педагога коррекционного образования с другими участниками образовательного процесса в решении задач развития и коррекции речи детей»;
- мастер-класс: «Особенности коммуникативных умений дошкольников с ОВЗ» и т.д.
Эти разработки дифференцированы в соответствии с возрастом детей.
Методическая литература, обеспечивающая успешную реализацию Программы и преодоление проблем речевого развития:
№ | Авторы | Наименование методического пособия | Издание | ||
Акименко В.М. | Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями | Ростов-на-Дону. «Феникс», 2011г. | |||
Алябьева Е.А. | Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями | Москва. Сфера, 2011г. | |||
Архипова Е.Ф. | Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей | Москва «Астрель», 2008г. | |||
Асташина И.В. | Логопедические игры и упражнения для детей. Развиваем речь и дикцию. | М.: ООО Группа Компании «РИПОЛ классик», 2008г. | |||
Ахмылова Н.В. | Учимся читать с удовольствием! Система быстрого обучения чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями | М.: ГНОМ и Д, 2008г. | |||
Баряева Л.Б. | Игры-занятия с водой и песком | Санкт –Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2008г. | |||
Белинская Е.В. | Сказочные тренинги | Москва. «Сфера», 2008г. | |||
Большебратская Э.Э. | Песочная терапия | Петропавловск, 2010г. | |||
Вакуленко Л.С. | Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи | Санкт-Петербург. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г. | |||
Воронова А.Е. | Логоритмика для детей 5-7 лет | Москва. Сфера, 2010г. | |||
Галкина Г.Г. | Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей | Москва. «ГНОМ и Д», 2008г. | |||
Гербова В.В. | Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа | МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014г. | |||
Гербова В.В. | Развитие речи в детском саду. Средняя группа | МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014г. | |||
Гербова В.В. | Развитие речи в детском саду. Старшая группа | Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014г. | |||
Гомзяк О.С. | Говорим правильно | Москва, 2008г. | |||
Гризик Т.И. | Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Москва «Просвещение», 2008г. | |||
Громова О.Е. | Инновации в логопедическую практику | М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008г. | |||
Гуськова А.А. | Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Занятия на основе сказок | Волгоград. «Учитель», 2009г. | |||
Ильякова Н.Е. | Логопедические тренинги по формированию связной речи с ОНР 5-6 лет | Москва. «ГНОМ и Д», 2008г. | |||
Коврыгина Т.Е. | Занимательное обучение чтению | Волгоград. «Учитель», 2011г. | |||
Корнев А.Н. | Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи | Москва «АЙРИС- пресс», 2008г. | |||
Лапковская В.П. | Речевые развлечения в детском саду | Москва. «Мозаика-Синтез», 2009г. | |||
Максакова А.И. | Развитие правильной речи ребенка в семье. | Москва. «Мозаика-Синтез», 2011г. | |||
Мещерякова Н., Жуковская Л. | Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. | Волгоград, 2009г | |||
Микляева Н.В. | Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР | Москва. «Сфера», 2012г. | |||
Морозова И.А. | Подготовка к обучению грамоте | Мозаика – Синтез, 2010г | |||
Нагорная Л.Ф. | Логопедические проблемы детей дошкольного возраста. | Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2009г | |||
Нищева Н.В. | Занимаемся вместе. Младшая группа. | Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2011г. | |||
Нищева Н.В. | Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет. | Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2008г | |||
Нищева Н.В. | Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. | Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2008г | |||
Нищева Н.В. | Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. | Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2008г | |||
Нищева Н.В. | Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. | Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2010г | |||
Нищева Н.В. | Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. | Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2010г. | |||
Подрезова Т.И. | Материалы к занятию по развитию речи | Москва. « Айрис-Пресс»,2010г. | |||
Полянская Т.Б. | Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста | Санкт-Петербург. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г. | |||
Селихова Л.Г. | Ознакомление с природой и развитие речи | Москва. «Мозаика-Синтез», 2008г. | |||
Селихова Л.Г. | Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия. | Москва. «Мозаика-центр»,2008г. | |||
Сидорчук Т.А. | Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ) | Москва. АРКТИ, 2012г. | |||
Сидорчук Т.А. | Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ) | Москва. АРКТИ, 2013г. | |||
Ушакова О.С. | Развитие речи детей 3-4л | Москва. «Антана-граф»,2010г. | |||
Ушакова. О.С. | Развитие речи детей 3-5 лет. | Москва, 2011г. | |||
Шадрина Л.Г. | Развиваем связную речь | Москва. «Сфера», 2012г. | |||
Шевченко И.Н. | Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. | Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2010г | |||
Шорохова О.А. | Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия | Москва. «Сфера», 2009г. | |||
Юдина Я., Захарова И. | Сборник логопедических упражнений. Подготовительная группа. | Москва. «Вако», 2011г. |
А так же имеются периодические издания: «Логопед» и «Логопед в ДОУ»
Для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, логопедические кабинеты оборудованы следующими дидактическими материалами и пособиями:
Обследование речевого и общего развития детей.
Наглядные материалы и пособия по обследованию речи: логопедический альбом для обследования звукопроизношения, логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи, наборы предметных и сюжетных картин и картинок для обследования слоговой структуры слов, объема активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, связной речи и т.д.
Материал по обследованию логического мышления: счетный материал, разрезные картинки, пирамидки разной степени сложности, исключение 4-го лишнего предмета, картинки и тексты со скрытым смыслом, картинки-шутки (что нарисовано неправильно), предметы для группирования их по цвету, форме, общей принадлежности к данной группе, папка с геометрическими фигурами, мелкий строитель, мозаика.
Дидактические материалы для формирования всех компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики, связной речи.
а) Формирование грамматического строя речи
- Пособия на все падежные формы существительных единственного и множественного числа.
- Пособия на все предложные конструкции.
- Пособия на все согласования.
- Пособия для формирования фразы.
б) Формирование лексической стороны речи
- Предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время.
-Пособия для формирования навыков словообразования (относительных и притяжательных прилагательных, однокоренных слов).
- Предметные картинки на подбор антонимов.
- Предметные картинки на подбор синонимов.
- Картинки для расширения глагольного словаря.
в) Формирование фонетико-фонематического восприятия, анализа и синтеза: символы звуков; сигнальные кружки, предметные картинки и текстовый материал на дифференциацию звуков; пособия для определения позиции звука в слове, схемы на звуко-слоговой анализ слов, схемы анализа предложений.
г) Совершенствование навыков связной речи: наборы сюжетных и предметных картинок, серии сюжетных картин, схемы и таблицы для составления сравнительных и описательных рассказов, тексты для пересказа.
д) Коррекция звукопроизносительной стороны речи: наборы упражнений артикуляционной гимнастики, пособия для развития речевого дыхания фабричного изготовления и изготовленные своими руками (трубочки, снежинки, бабочки и т.д.), предметные и сюжетные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы, игры, альбомы и текстовый материал на автоматизацию поставленных звуков, пособия для формирования слоговой структуры слова.
Оборудование для постановки звуков: настенное зеркало, настольные зеркала на каждого ребёнка, комплект зондов для постановки звуков, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт, шпатели, набор игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики.
е) Обучение грамоте: настенный алфавит, азбука в картинках, магнитная азбука, касса букв и слогов на каждого ребенка, букварь.
ж) Развитие общего внимания, памяти, логического мышления: пособия на классификацию предметов, их группировку по ведущему признаку, пособия для развития слухового и зрительного внимания, логического мышления, произвольного запоминания.
з) Развитие моторных функций: крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем лексическим темам, разрезные картинки и пазлы по изучаемым темам, пирамидки разных цветов, массажные мячики разных цветов и размеров, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки, мозаика, бусины для нанизывания, занимательные игрушки из разноцветных прищепок, массажные коврики и конструкторы типа «Lego» и схемы выкладывания построек из них.
Обеспечение предметно-пространственной среды в соответствии с образовательными областями
Образовательные области | Наглядно-дидактические пособия, игры, материалы |
Познавательное развитие | -тематические наборы картин и картинок по лексическим темам; -альбомы и комплекты фотографий об Оренбурге, Москве, природных зонах России; -аудиотека «голосов природы» (шум ветра, шум моря, шум дождя, журчание ручейка и т. п.); -материалы для сенсорного развития: звучащие игрушки-заместители (маленькие коробочки с различными наполнителями — горохом, фасолью, камушками погремушки; пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки и т. п.); -занимательные игрушки для развития тактильных ощущений, «пальчиковые бассейны» с различными наполнителями; -игры для развития психических функций: рамки-вкладыши Монтессори, тактильный коврик, карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам и т.д.; -настольно-печатные игры (лото, домино и т.д.) |
Социально-коммуникативное развитие | -игровой набор - кубик «Мир эмоций»; -карточки-пиктограммы; -серии сюжетных картин по решению проблемных ситуаций; -пантомимические этюды и т.д; -игры и игрушки для девочек - набор кукол, одежды и мебели для них; -игры и игрушки для мальчиков: модели машин разного размера из разных материалов, сборные модели машин, строительный набор, фигурки для обыгрывания построек, разрезные картинки и пазлы (машины, мотоциклы, самолеты); -настольно-печатные игры. |
Речевое развитие | -раздаточный материал: серии сюжетных картинок, кассы букв и слогов, букварь, магнитная азбука, символы звуков, сигнальные кружки, наборы геометрических фигур и т.д.; -демонстрационный материал: схемы и таблицы, наборы предметных и сюжетных картин, коврограф и т.д.; -настольно-печатные игры: домино, лото, пазлы, игры-«ходилки» по лексическим темам и т.д. |
Художественно-эстетическое развитие | -детские книги и энциклопедии; -книги с фольклорными произведениями; -книги-самоделки; -книжки-раскраски; -видеофильмы и презентации о жизни и творчестве писателей; -репродукции известных художников; -портреты художников, композиторов, писателей и поэтов; -аудиотека с записями литературных и музыкальных произведений; -театрализованные игры, инсценировки и драматизации (пальчиковый театр, настольный театр) и т.д. -мелки (восковые и акварельные), цветные карандаши, кисти, краски, пластилин, трафареты, наклейки, цветная и белая бумага и т.д. |
Физическое развитие | -массажные мячи, -мячи разных размеров, -обручи, -гимнастические палки, - Су-Джок, -игрушки-шнуровки, -игрушки-застежки, -мозаика, -массажные коврики, -тактильные дорожки, -плоскостные изображения предметов для обводки и штриховки по всем лексическим темам. |
Стоит также отметить, что необходимым условием качественной реализации специализированных Программ, помимо методического обеспечения, является их непрерывное сопровождение квалифицированными специалистами, педагогами и учебно-вспомогательными работниками. Педагоги ДОУ поддерживают высокий уровень профессиональной компетенции за счет систематической работы по самообразованию, включающей в себя своевременное изучение новинок методической литературы, законодательных актов, приобретение и совершенствование практических навыков использования иформационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательном процессе.
Консультация подготовлена с использованием следующих источников:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html)
Адаптированная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 171»
Нищева Н.В., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО)
«Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями: основные положения» (http://www.niro.nnov.ru/?id=2708)
[1] А именно: Адаптированной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и Индивидуальных образовательных программ (для детей – инвалидов).
[2] Перспективный комплексно-тематический и календарный планы коррекционно-развивающей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Модель индивидуального сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями ( ИОМ)
Презентация предназначена для педагогов ДОУ работающими с детьми коррекционных групп при выстраивание ИОМ для детей С ОВЗ...

Учебный план МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой на 2018-2019у
Учебный план МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образован...

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)
Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образованияобучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)...

Дневник сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями педагогом-психологом
Дневник сопровождения позволяет педагогу-психологу эффективно организовать свою работу по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с образовательными потребностями...

Рабочая программа по реализации образовательной программы разработанной на основе примерной образовательной Программы «Радуга» в группе общеразвивающей направленности 6-7лет
Рабочая программа по реализации образовательной программыМБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска, разработанной на основе примерной образовательной Программы...

Учебный план МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой на 2018-2019г.
Учебный план МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образован...
Опыт работы по созданию семейно-ориентированной модели «Круг добра» для эффективного комплексного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и особыми образовательными потребностями
В статье отражен опыт реализации инклюзивной практики для воспитанников дошкольной образовательной организации в семейно-ориентированном подходе с применением психолого-педагогического сопровождения и...