Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

Григорьева Наталья Михайловна

Индивидуальная программа развития ребёнка

 (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования

обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_dtsp.docx77.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8» филиал (Детский сад)

Индивидуальная программа развития ребёнка

 (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования

обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)

на 2020-2021 учебный год

                                                               Программу составили воспитатели:

                                                                          Григорьева Н.М.

                                                                                     

Ачинск 2020- 2021учебный год

Содержание

  1. Введение

1.1 Пояснительная записка.

1.2.Педагогическая характеристика.

2. Содержание образовательной деятельности по областям.

3. Формы реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, специфики его образовательных потребностей и интересов.

3.1. Режим дня.

4. Методическое обеспечение.

5. Комплексно-тематический учебно-воспитательный план работы с ребенком ДЦП на развитие общей и мелкой моторики.

5.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

6. Приложение 1. Индивидуальный образовательный маршрут

(психолого-педагогическое сопровождение)

  1. Введение

Детский церебральный паралич – это группа синдромов, возникающих вследствие поражения головного мозга, перенесенного в перинатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга. Это обусловливает сложную картину неврологических и психотических расстройств. Заболевание является не прогрессирующим, поражает те отделы головного мозга, которые ведают движениями и положением тела. Комплекс нарушений осанки и двигательных функций при детском церебральном параличе отчасти поддаются функциональной корректировке. Из деятельности больного ребенка в той или иной мере выпадает, прежде всего, двигательный анализатор. Со стороны двигательной сферы у ребенка наблюдаются отклонения в двигательном развитии: низкий мышечный тонус, нарушения равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушения ощущения равновесия и координации движений.

Для детей с детским церебральным параличом характерен выраженный психофизический инфантилизм, что проявляется в их эмоциональной лабильности, утомляемости, повышенной возбудимости, раздражительности. Отмечаются повышенная тревожность и выраженные страхи. Сниженный уровень мотивации, с одной стороны, и нередко завышенная самооценка, с другой, создают разрыв между уровнем притязаний и уровнем достижений. Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости.

У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других - вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие - значительно отстают.

В основе специфического развития познавательной деятельности детей с детским церебральным параличом лежит нарушение предпосылок интеллекта: внимания, памяти, моторики, речи.

В основе своеобразия деятельностно - психологических образований у детей с детским церебральным параличом лежит недоразвитие общей и мелкой моторики. Недостаточность ощущений собственных движений, трудности или невозможность формирования определенных произвольных движений приводит к тому, что такие дети слабо овладевают предметно-практической деятельностью. Они испытывают затруднения в освоении навыков лепки, рисования, другой деятельности, требующей тонкой зрительно-моторной координации.

 

  1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с детским церебральным параличом, разработана на примере основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, базовых специальных коррекционных программ: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева и основной образовательной программы ДОУ.

Программа обеспечивает комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, ориентируясь на основные характеристики образовательной системы учреждения (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров Программы).

Нормативно-правовые документы, регламентирующие работу с ребенком ДЦП:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. От 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

2.1.Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 514-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в части создания дополнительных гарантий безопасности в сфере организации отдыха и оздоровления детей"

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г. Регистрационный № 32220. Вступил в силу 27 мая 2014 года.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

1.2.Педагогическая характеристика

Ребенку 3 года. Ребенок посещает младшую разновозрастную группу.

Оценка адаптации ребенка в группе: хорошая.

Особенности моторной сферы:        

Моторная ловкость: Мелкая моторика развита слабо.

Характеристика познавательной сферы ребенка:

Характеристика внимания: Во время занятий не может быть внимательной и длительно на чем-то сосредоточиться, отвлекается.

Характеристика мышления: Осуществляет простейшие классификации по образцу или слову но не всегда подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок).

Характеристика деятельности:

Эмоционально – волевая сфера. Дружелюбна, легко вступает в контакт. Эмоциональная реакция на ситуацию диагностики проявляется в виде интереса. Поощрение вызывает окрашенную положительными эмоциями реакцию. После замечания старается исправить ошибку, уточняет правильность действий.

Навыки самообслуживания: Может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы. Самостоятельно кушает. Может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, умет убирать свои вещи и постель.

Цель: создание условий для осуществления  инклюзивного воспитания и образования ребенка с ОВЗ, т. е. с разными образовательными потребностями.

Задачи:

  • определение формы получения дошкольного образования и режима пребывания в образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным потребностям ребенка;
  • определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи;
  • определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников;
  • определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы организации;
  • определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;
  • определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных

материально-технических оснащений. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.

Принципы и подходы к формированию Программы:

  • принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
  • принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
  • принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
  • принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
  • принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;
  • принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

 Планируемые результаты, как ориентиры освоения воспитанником программы

  • Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования.
  • Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
  • Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Настоящие требования являются ориентирами для:

  • решения задач формирования Программы;
  • анализа профессиональной деятельности;
  • взаимодействия с семьями воспитанников;
  • информирования родителей(законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры программы:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет  любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; 
  • знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Система оценки достижения планируемых результатов, освоения программы

В комплексной оценке психического развития и выявления потенциальных возможностей детей с ДЦП для определения содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование.

Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающие знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей образовательной деятельности. Интересующие сведения можно получить с помощью таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ ребенка (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий.

Особенно важно наблюдение за ведущей деятельностью ребенка, его познавательной активностью, в процессе которого, отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:

  • назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
  • рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы, место работы

родителей;

  • назвать имя и отчество близких взрослых, имена сверстников;
  • рассказать об основных правилах поведения на улице, в общественных местах, о любимом занятии дома и др.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ДЦП.

Длительность педагогического обследования – 2 недели в начале учебного года (сентябрь), и 2 недели в конце учебного года (май).

2 Содержание образовательной деятельности по областям

Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ДЦП в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризуем основные образовательные области.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ДЦП в общественную жизнь.

Задачи социально-коммуникативного развития:

  • формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
  • формирование навыков самообслуживания;
  • формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
  • адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
  • формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;
  • формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
  •  «Познавательное развитие»

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами

ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.

Соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

  • формирование и совершенствование перцептивных действий;
  • ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
  • развитие внимания, памяти;
  • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
  •  «Речевое развитие»

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие

речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

  • формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;
  • формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;
  • формирование способности к элементарному осознанию явлений

языка и речи

  •  «Художественно-эстетическое развитие»

Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.

В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ДЦП сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

  •  «Физическое развитие»

Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

  • формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
  • изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
  • развитие речи посредством движения;
  • формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
  • управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

3. Формы реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, специфики его образовательных потребностей и интересов

В соответствии с возможностями детей с ДЦП определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные.

Решение программных образовательных задач осуществляется:

  • под руководством педагогов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя) в процессе коррекционно-развивающей работы в рамках различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная и двигательная деятельность);
  • в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка.

Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую форму организации образовательной работы с воспитанниками.

Она строится на:

  • субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
  • диалогическом общении взрослого с детьми;
  • продуктивном взаимодействием ребенка со взрослыми и сверстниками.

Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанника в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно-пространственной среды и:

  • обеспечивает выбор ребенком деятельности по интересам;
  • позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  • содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
  • позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ДЦП в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Взаимодействие педагога с ребенком является важнейшим фактором развития ребенка с ДЦП.

Процесс приобретения общих культурных умений возможен, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка в ДОУ и в семье являются подходом к прямому образованию, основанному на идеях «свободного воспитания».

Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний.

Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм. Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки, приучается думать самостоятельно.

В ДОУ функционирует Родительский комитет, в рамках которого вырабатываются единые подходы к развитию и воспитанию детей: как со стороны родительского, так и педагогического секторов.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

Система работы с родителями включает:

  • ознакомление родителей с содержанием работы, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка с ДЦП;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского сектора;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка с ДЦП в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
  • Организационные моменты

3.1. Режим дня

в детском саду на холодный период года

Режимные моменты

младшая

группа

Утренний прием, беседы с родителями, игры, общение, самостоятельная деятельность.

6.30-8.00

Утренняя гимнастика.

8.00-8.10

Подготовка к завтраку. Завтрак.

8.15-8.40

Игры. Подготовка к образовательной деятельности.

8.40-9.00

По подгруппам

 - Организованная совместная образовательная деятельность.

 - Развивающие игровые ситуации (общая длительность, включая время перерыва)

9.00-9.15

9.15-9.35

Подготовка и выход детей на прогулку, прогулка детей.

9.35-10.50

Возвращение с прогулки. Игры по желанию детей.

10.55-11.30

Подготовка к обеду. Обед.

11.30-12.00

Подготовка ко сну. Дневной сон.

12.00-15.00

Гимнастика после сна. Воздушные, водные процедуры. Игры.

15.00-15.15

Подготовка к полднику. Полдник.

15.15-15.40

 Игры, подготовка к занятиям.

15.40-16.00

Занятия

16.00-16.20

Игры ,наблюдения.

16.20-16.40

Подготовка к ужину, ужин

16.55-17-20

Игры. Выход на прогулку. Уход детей домой.

17.20-18.30

Режим дня

в детском саду на теплый период года

Режимные моменты

младшая

группа

Прием детей. Игры. Самостоятельная деятельность.

6.30-8.00

Утренняя гимнастика на улице.

8.00-8.10

Дежурства. Подготовка к завтраку. Завтрак.

8.10-8.30

Игры. Подготовка к прогулке. Выход на прогулку. Наблюдения, совместная, самостоятельная деятельность. Труд на участке.

8.30-11.10

Возвращение с прогулки. Водные процедуры.

11.10-11.30

Подготовка к обеду. Обед.

11.30-12.00

Подготовка ко сну. Дневной сон.

12.00-15.00

Подъем. Гимнастика после сна. Воздушные, водные процедуры. Игры.

15.00-15.15

Полдник.

15.15-15.30

Подготовка к прогулке. Выход на прогулку. Игры. Труд на участке. Наблюдения. Самостоятельная и совместная деятельность.

15.30-16.45

Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры.

Подготовка к ужину. Ужин.

16.45-17.20

Игры. Выход на прогулку. Уход детей домой.

17.20-18.30

Пояснения к щадящему режиму.

  • Увеличивается продолжительность дневного сна. Для этого ребенка укладывают первым и поднимают последним. Обеспечивают спокойную обстановку перед укладыванием. Иногда можно перевести ребенка на режим, соответствующий более раннему возрасту.
  • Увеличивается время, необходимое для приема пищи. Кормление детей с повышенной возбудимостью проводится отдельно от всей группы.
  • Соблюдается диета (по показаниям).
  • Во время образовательной деятельности – повышенное индивидуальное внимание к ребенку, профилактика переутомления, снижение продолжительности непрерывной непосредственно- образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность

Первое занятие 9.00-9.15

Второе занятие 9.30-9.45

Дни недели

Первая непосредственная образовательная деятельность

Вторая непосредственная образовательная деятельность

Понедельник

Окружающий мир

Физическая культура (вторая половина дня)

Вторник

Рисование

Конструирование (вторая половина дня)

Среда

Развитие речи

Физическая культура

Досуг (вторая половина дня)

Четверг

Лепка /

Аппликация

Пятница

Формирование элементарных математических представлений

Физическая культура на прогулке

Спортивные игры и упражнение на прогулке

4. Методическое обеспечение

  • Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет)
  • Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет)
  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5 лет)
  • Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа (4-5 лет)
  • Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4-5 лет)
  • Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» Средняя группа (4-5 лет)
  • Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество».
  • Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников
  • Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет
  • Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа (4-5лет)
  • Николаева С.Н. «Юный эколог» система работы во всех возрастных группах детского сада
  • Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа (4-5 лет)
  • Л.И.Пензулаева. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 4-5 лет
  • Помораева, И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений.Средняя группа (4-5лет)
  • Помарева И.А, Позина В.А. Художественное творчество
  • Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет)
  • Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа (4-5 лет)
  • Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 4-5 лет с народным и декоративно-прикладным искусством.

5. Комплексно-тематический учебно-воспитательный план работы с ребенком ДЦП на развитие общей и мелкой моторики.

Мероприятия

дата проведения

план

Занятие 1

1.09.20 – 15.01.20.

  • Пальчиковая игра «Здравствуй»
  • Игра «Разложи кружочки по коробочкам»
  • Игры с песком. Упражнение «Отпечатки наших рук».
  • Игры с песком «Рисуем круги» (закрепление понятий о форме «круг», дифференциация величин «большой-маленький»).
  • Игра «Разрезные картинки» (2-ч, 3-х, 4-х сост.)
  • Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».

Занятие 2

15.09.20 -30.09.20.

  • Пальчиковая игра «Здравствуй»
  • Игра «Разноцветные полянки»
  • Игры с песком. Упражнение «Отпечатки наших рук», «Змейка».
  • Игры с песком. «Рисуем квадраты» (закрепление понятий о форме «квадрат», дифференциация величин «большой-маленький»).
  • Мягкие пазлы с геометрическими фигурами.
  • Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».

Занятие 3

1.10.20 -15.10.20.

  • Пальчиковая игра «Доброе утро!».
  • Сюжетная игра «Наведи порядок».
  • Игры с песком. «Рисуем треугольник» (закрепление понятий о форме «треугольник»).
  • Физкультминутка. «Расскажем и покажем» (вариант 2)
  • Игра «Найди пару» (с картинками).
  • Релаксационное упражнение «Муха».

Занятие 4

15.10.20 -31.10.20.

  • Пальчиковая игра «Доброе утро!».
  • Игра «Разложи на «кучки».
  • Игра «Угадай на ощупь»
  • Игры с песком. Упражнения «Отпечатки», «Пешеход».
  • Игра «Сложи геометрическую фигуру из частей»
  • Релаксационное упражнение «Муха».

Занятие 5

1.11.20 -15.11.20.

  • Пальчиковая игра «Повстречал ежонка еж».
  • Игра «Найди пару».
  • Игра «Подбери подходящий предмет по форме»
  • Игры с песком. Упражнение «Пианино».
  • Игра «Подбери по цвету»
  • Релаксационное упражнение «Море».

Занятие 6

15.11.20 -30.11.20.

  • Пальчиковая игра «Повстречал ежонка еж».
  • Игры с крупой (фасоль, гречка, манка).
  • Игры с песком. Упражнение «Змейка», «Пианино».
  • Игра «Определи на ощупь».
  • Игра «Подбери по цвету».
  • Релаксационное упражнение «Море».

Занятие 7

1.12.20 -15.12.20.

  • Пальчиковая игра «Пальчики здороваются».
  • Игра «Склеим чайник».
  • Упражнение, направленное на развитие умения создавать образы по словесному описанию (на манке).
  • Игры с песком «Что спрятано в песке».
  • Игра «Дорисуй фигуры».
  • Релаксационное упражнение «Снеговик».

Занятие 8

15.12.20 -31.12.20.

  • Пальчиковая игра «Пальчики здороваются».
  • Упражнение «Зашумленное изображение».
  • Игра «Самый высокий, самый низкий».
  • Игры с песком. «Что спрятано в песке?».
  • Игра «Что какого цвета?»
  • Игра «Разрезные картинки».
  • Релаксационное упражнение «Снеговик».

Занятие 9

11.01.21 -30.01.21.

  • Пальчиковая игра «Наш малыш».
  • Знакомство с понятием «Части суток», дифференциация понятий «День-ночь». Работа с сюжетными картинками.
  • Физкультминутка «Расскажем и покажем».
  • Игра «Телесные фигуры»
  • Игра «Попади в цель».
  • Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

Занятие 10

11.01.21 -31.01.21.

  • Пальчиковая игра «Наш малыш».
  • Знакомство с понятием «Части суток», дифференциация понятий «день-ночь». Игра «Когда это бывает?».
  • Физкультминутка «Расскажем и покажем».
  • Игра «Что лежит в мешочке?»
  • Упражнение «Нарисуй, как падают снежинки»
  • Релаксационное упражнение «Игра с песком».

Занятие 11

1.02.21 -15.02.21.

  • Пальчиковая игра «Перед нами елочка».
  • Знакомство с понятиями «Части суток», дифференциация понятий «утро-день-вечер-ночь». Игра «Части суток»
  • Игра «Геометрическое лото».
  • Физкультминутка «Буратино».
  • «Наложенные изображения».
  • Релаксационное упражнение «Игра с муравьем».

Занятие 12

15.02.21 -28.02.21.

  • Пальчиковая игра «Перед нами елочка».
  • Закрепление понятий «Части суток», дифференциация понятий «утро-день-вечер-ночь». Игра «Назови (покажи) соседей».
  • Физкультминутка «Буратино».
  • Игра «Построим лесенку».
  • Упражнение «Дорисуй предметы до целого».
  • Релаксационное упражнение «Игра с муравьем».

Занятие 13

1.03.21 -15.03.21.

  • Пальчиковая игра «Зайка и барабан».
  • Знакомство с понятиями «Времена года». Работа по схемам, рассматривание сюжетных картин.
  • Игра «Назови самые высокие и самые низкие предметы»
  • Физкультминутка «Два бурых медвежонка»
  • Упражнение «Мое тело»
  • Игра «Найди такой же предмет».
  • Релаксационное упражнение «Черепаха».

Занятие 14

15.03.21 – 31.03.21.

  • Пальчиковая игра «Идем в гости».
  • Игра «Найди пару» (вариант 2).
  • Игра «Собери бусы в гирлянды».
  • Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо».
  • Игры с песком «Отгадай загадку и найди отгадку»
  • Игра «Залатай коврик».
  • Релаксационное упражнение «Жираф».

Занятие 15

1.04.21 – 15.04.21.

  • Пальчиковая игра «Идем в гости».
  • Игра «Какая рука».
  • Игра «Колумбово яйцо».
  • Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
  • Игра «Магазин»
  • Игра «Кто чей ребенок».

Релаксационное упражнение «Жираф».

Занятие 16

15.04.21 – 30.04.21.

Пальчиковая игра «Алые цветочки».

Игра «Капризный фотограф».

Упражнение «Закономерность»

Физкультминутка «Вышли мышки»

Игра «Залатай коврик».

Игра «Магазин».

Релаксационное упражнение «Ковер-самолет».

Занятие 17

1.05.21 – 15.05.21.

  • Пальчиковая игра «Алые цветочки».
  • Игра «Запомни и найди».
  • Игра «Четвертый лишний» (с геометрическими фигурами)
  • Физкультминутка «Вышли мышки».
  • Игра «Кто кем станет, кто кем был?»
  • Игра «Сложи геометрическую фигуру из частей».
  • Релаксационное упражнение «Ковер-самолет».

Занятие 18

15.05.21 – 30.05.21.

  • Пальчиковая игра «Шел один я…».
  • Игра «Вспомни пару».
  • Игра «Четвертый лишний».
  • Физкультминутка «Хомка-хомка-хомячок».
  • Игра «Найди отличия»
  • Игра «Лабиринт».
  • Игра «Угадай животное».
  • Релаксационное упражнение «Росток».

5.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

В дошкольном учреждении создана комфортная, содержательно – насыщенная развивающая предметно – пространственная среда, которая обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности изолированности.

Развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает

игровую, познавательно-исследовательскую, двигательную, продуктивную, творческую активность с доступными ребенку материалами.

Развивающая предметно - пространственная среда группы организована в

соответствии с основными принципами:

  • функциональность среды, обеспечивает ребенку множество возможностей. Игровой материал используется в соответствии с его замыслом, сюжетом игры в разных функциях.

• трансформируемость среды, обеспечивает изменение предметно-

пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том

числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

• вариативность  среды, предполагает наличие различных пространств

для игры, конструирования и пр., а также разнообразных материалов, игр,

игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал

периодически меняется, для стимулирования игровой, двигательной,

познавательной активности детей.

● доступность среды, предполагает свободный доступ детей к играм,

игрушкам, материалам обеспечивающим все основные виды детской

активности.

безопасность среды, обеспечивает надежность и отвечает санитарно-

эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим,

педагогическим и эстетическим требованиям. Пространство группы

организовано в виде разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных

большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы

для творчества, развивающее оборудование и пр.). Зонирование пространства

организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОУ.

Примерный перечень зон для организации:

–сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность,

 освоение социальных ролей и профессий и пр.);

– для познавательной активности (экспериментирование с различными

материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями,

развитие математических представлений и пр.);

– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных

материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с

литературой, выставка детского творчества, центр патриотического

воспитания и пр.);

– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание

иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями

(экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для

организации различных проектов и пр.);

– для отдыха (уединение, общение и пр.).

6. Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

(психолого-педагогическое сопровождение)

Ф.И.:

Дата рождения: 13.03.2017г. группа: Младшая группа____

Ответственный: педагог-психолог ФИО_

Заключение ПМПК: адаптированная основная образовательная программа дошкольного общего образования обучающихся с опорно  - двигательным аппаратом

Дополнительная информация об особенностях развития, поведения ребёнка; особенности социализации инструкцию понимает, но задание выполнить не может, выполняет с помощью взрослого, на контакт идет.

Сильные стороны в развитии ребёнка (по результатам первичного обследования): Понимает инструкцию, умет подчиняться требованиям взрослых, эмоциональные реакции на одобрение и порицание правильные.

Слабые стороны в развитии ребёнка  (по результатам первичного обследования):  Во время занятий не может быть внимательной и длительно на чем-то сосредоточиться, отвлекается. Целенаправленная деятельность затруднена, познавательные процессы частично соответствуют возрастной нормы.

Прогнозируемый  результат: компенсация функций общения, контроля за своим поведением

Форма организации: индивидуальные коррекционно – развивающие занятия, 1 р/н

Приоритетные направления:

  • развитие эмоционального и продуктивного взаимодействия;
  • развитие предметно – игровой деятельности;
  • развитие сенсомоторных навыков;
  • развитие вербального компонента деятельности.

Годовое планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

1.ЭТАП

Установление контакта с ребенком.

1)Формирование эмоционального контакта.

2)Развитие активности.

3)Развитие контактности. 4)Развитие восприятия и воображения. 5)Пространственная координация. 6)Развитие зрительного и осязательного восприятия.

7)Развитие речевого общения.

8)Развитие личностно-мотивационной сферы.

Диагностика познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы.

- Игры «Ручки», «Хоровод»

- игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

- игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

- Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

- Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)

- Позови мячом. Закончи фразу.

- Моя семья

-Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’

-Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’

-Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

2.ЭТАП

Ознакомление с окружающим  

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

Формирование первичных представлений о смене времен года.

Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними.

Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь).

Формирование представлений о значении труда взрослых.

Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.

Речевое развитие

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия 3) развивать цветоразличение

Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов.

Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении

Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.

Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.

Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.

Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.

Обучение ответам на вопросы кто это? что это?

Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях.

Формирование элементарных математических представлений

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные представления

8) развивать наблюдательность

Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный).

Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.

Обучение использованию слов большой, маленький.

Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине,  длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).

Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного).

Обучение  прямому счету до 5. Учить соотносить цифры 1,2,3  с количеством предметов.

Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными.

Сенсорное развитие

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

Развитие ориентировки в цвете (сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову).

Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и  дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек).

Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый — квадратный), цвету (красный — желтый — зеленый — синий) предметы. 

Освоение элементарной комбинаторики  - размещение по заданному признаку: цвету, величине

Формирование умения узнавать предметы на ощупь.

Развитие психических функций

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.

Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно -и двухступенчатых инструкций.

Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками.

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет).

Развитие временных и  пространственных представлений

1) развивать воображение и творческие способности

Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади).

Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь),различать и называть их.

Развитие тонкой моторики рук

1) развивать тонкую моторику рук

Конструктивный праксис

Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2—4 частей с вертикальным  и  горизонтальным разрезами).

Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно.

Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно.

Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4 -8 прорезями

Построение фигур из 3-4 палочек.

Работа с палочками Кюизенера.

Развитие графических навыков

Учить правильной посадке

Учить правильному захвату карандаша.

Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист.

Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и  кривые линии.

Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.

Учить изображать круглую форму.

Прогноз развития ребёнка и предполагаемые результаты в ходе коррекционно-развивающих занятии

Направления ПМП

сопровождения

Предполагаемые  результаты

Фактические результаты

Психологическое

(психические процессы, подлежащие коррекции, формы и сроки сопровождения)

  • Все психические процессы сформированы по возрасту, готов(а) к обучению в д/с
  • Незначительная динамика в развитии психических процессов
  • Без динамики
  • Другое
  • Все психические процессы сформированы по возрасту, готов (а) к обучению в д/с
  • Хорошая динамика в развитии психических процессов
  • Незначительная динамика в развитии психических процессов
  • Без динамики

Другое

Возможные риски и сбои при реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы

Медицинский аспект, психофизическое состояние ребенка, низкая работоспособность ребенка, ожидание родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального учета результатов освоения воспитанником основной образовательной программы дошкольного образования

Карта индивидуального учета результатов освоения воспитанником основной образовательной программы дошкольного образования...

Карта индивидуального учета результатов освоения воспитанником основной образовательной программы дошкольного образования

Карта представляет собой индивидуальный маршрут освоения основной образовательной программы дошкольного образования для воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...

Программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающегося с задержкой психического развития

   Адаптированная образовательная  программа — образовательная программа, адаптированная  для  обучающегося  с  задержкой  психического  разви...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, инди...

Карта индивидуального учета результатов освоения воспитанником основной образовательной программы дошкольного образования в офисной компьютерной программе MicrosoftWord .

Карта индивидуального развития ребенка (КИР) – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.Цель использования ...

Карта индивидуального учета результатов освоения воспитанником основной образовательной программы дошкольного образования в офисной компьютерной программе Microsoft Word.

Цель использования КИР – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материа...