Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР дифференциация звуков [л]-[р] в словах и фразах ( по мотивам сказки К. Чуковского «Айболит»)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР на этапе дифференциации звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация звуков [Л] - [Р] | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
индивидуального логопедического занятия
в подготовительной группе для детей с ОНР
дифференциация звуков [л]-[р] в словах и фразах
( по мотивам сказки К. Чуковского «Айболит»)
Этап: дифференциации
Тема: «Звуки [Л] – [Р]»
Задачи:
- закреплять навык дифференциации звуков [Л] – [Р] словах и фразах;
- совершенствовать умение определять количество слогов в слове;
- учить согласовывать слова в предложении;
- развивать артикуляционную, общую моторику (сочетать речь с движениями), используя физминутку.
- воспитывать положительное отношение к занятиям.
Оборудование: предметные картинки с изображениями галки, вороны, барана, жирафа, кенгуру, рыси, зебры, рака, страуса, рыбы, коровы, кролика, моржа, крота, моркови, травы, корней, злаковых, фасоль и горох, дид. игра «Слоговые вагончики», сюжетная картинка из сказки «Айболит».
1. Организационный момент.
- Отгадай загадку:
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор …(Айболит)
(Логопед показывает картинку из сказки «Айболит»)
- Сегодня к Айболиту придут особенные животные. Чем же они особенные? Послушай внимательно.
2. Сообщение темы.
Приходи к нему лечиться
И коРова, и воЛчица…
Может быть, жучок - нет!
БеЛка и СвеРчок - да!
Ты послушай и скажи,
Что за больные к доктору пришли?
В названии этих животных есть звук [л] или [р]. Да, сегодня к доктору Айболиту придут только те животные, в названии которых есть звук [л] или [р].
- Характеристика звуков [л], [р].
- Посмотри в зеркало, произнеси звук [л] и расскажи, что ты знаешь об
этом звуке (согласный, твердый, звонкий, при произнесении губы в улыбке, зубы разомкнуты, язык за верхними зубами).
- Чем похож и чем отличается звук [л] от звука [р]? (звук [р] тоже согласный, твердый, звонкий, при произнесении губы в улыбке, зубы разомкнуты, отличается тем, что язык тоже за верхними зубами, но немного дальше – к бугоркам и дрожит).
- Кажется, кто-то идет. ( Логопед стучит счетной палочкой по столу, изображая шаги.)
- Это, наверное, животные идут к Айболиту лечиться. Помоги Айболиту, нужно починить слова, и тогда животные вылечатся.
4. Игра «Почини слово». (Развитие фонематического слуха).
(Предложить ребенку добавить в слово звук [л] или [р], произнести получившееся слово).
Тиг…, с…он, осе…, к…от, мо…ж, не…па, бе…ка, ко…ова.
5. Игра « Покорми птиц»
- Посмотри, кто прилетел?
Логопед показывает предметные картинки с изображениями галки и вороны.
- Ворона и галка отвернулись друг от друга, что произошло?
(Перед картинками выкладываются зернышки (фасоль, горох). Ребенок делает предположение о возможной причине ссоры.
- Оказывается, галка и ворона не могут поделить эти зерна. Давай им поможем.
Логопед произносит пару слов. Ребенок повторяет их, определяет, какие в них звуки: [л]или [р] (поначалу можно определять наличие искомых звуков с проговариванием слов, а затем на слух, без проговаривания), берет два зернышка и кладет их: перед галкой, произнося со звуком [л], и перед вороной, произнося со звуком [р]. Слова с данными звуками целесообразно менять местами.
Мир – мил укор – укол
Мор – мол веер – веял
Бал – бар булки – бурки
Вар – вал полка – порка
Жал – жар мерка – мелко
Жалко – жарко рожки – ложки
Игра – игла ложь – рожь
Блошка – брошка лама – рама
Сварка – свалка рад – лад
6. Дидактическая игра «Слоговые вагончики».
-Посмотри на картинку, эти животные приехали к Айболиту на поезде издалека. Они заболели. Назови их. Говорить нужно так: рак заболел, тигр заболел, и т.д. Сосчитай количество слогов в словах, и ты узнаешь, кто в каком вагоне приехал. Если в названии животного один слог – он приехал в первом вагоне (положи картинку животного к соответствующему вагону), если два слога – во втором (ко второму вагону), если три – в третьем (к третьему вагону).
Словарь: рак, тигр, зебра, страус, рысь, баран, жираф, кенгуру.
Прискакала к Айболиту лошадка, хромает. Болит у нее копытце. Доктор копытце полечит, помазал, завязал. И стала лошадка веселее прежнего прыгать.
7. Физкультминутка «Лошадка».
- Эй, лошадка! (Руки согнуты в локтях,
- И го-го! Кулачки сжаты перед грудью.)
- Но, лошадка! («Скакать» на лошадке.)
- Но, но!
Скок, лошадка!
Скок, скок!
Цок, копытца! (Топать поочередно то одной,то другой ногой.)
Цок, цок!
Выше ножки!
Топ, топ!
Веселее!
Гоп, гоп!
Колокольчик (Пальцы правой руки сложить щепоткой (как будто
держишь колокольчик).
Дон, дон! (Потряси кистью - «позвонить» колокольчиком.)
Громче, громче
Звон, звон
Гоп, лошадка! («Скакать» на лошадке.)
Гоп, гоп!
Тпр-ру-у, лошадка! (Остановиться.)
Стоп, стоп!
- Назови слова, которые ты запомнил из физминутки со звуками [л] – [р]. (Лошадка, колокольчик, громче, веселее).
8. Работа над грамматическим строем речи.
- Наступил обед. Расскажи и покажи, кто что ест. Рассказывать будем так: голодная корова ест траву, голодная ворона ест зерна и т.д. Положи рядом подходящие картинки.
Словарь: корова, крот, ворона, кролик, морковь, трава, зерна, корни.
9. Итог
- Так Айболит трудился целый день и помог многим больным животным. Какие звуки помогали нам лечить животных? Чем похожи и чем отличаютя звуки [Л] и [Р]?
Домашнее задание – разучить чистоговорку:
Айболит залез на ветку
И мартышке дал конфетку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие на тему :"Дифференциация звуков р -л в слогах и фразах по мотивам сказки К. Чуковского " Айболит"
Занятие по дифференциации звуков р-л...
Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)
Цели:Коррекционно-образовательные:1. Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2. Продолжить ра...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия подготовительной группы (для родителей) Тема «Играем в сказку».
Тема «Играем в сказку». Цель: Совершенствовать правильную, эмоционально насыщенную речь. Задачи: 1.Закреплять навык правильного произношения звука Ш...
Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".
Тема: «Театрализованная игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...
Спектакль по мотивам сказки К.Чуковского "Айболит против вируса".
Айболит с друзьями получают телеграмму от ласточки, в которой сообщается, что в Африке заболели звери неизвестной болезнью. Доктор решает изготовить вакцину и отправить в Африку. В изготовлении новой ...
Логопедическое занятие в группе для детей, имеющих фонетический дефект звуков [р] и [р’].
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы, имеющих фонетический дефект звука [р]. Иллюстрированный материал для автоматизации звука [р] представлен в виде презента...
Экологический спектакль «Лесная история" (по мотивам сказки Корней Чуковский «Айболит»)
Учить детей познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности к благополучию природы, учить думать о последствиях своих поступков по отношению к природе и окружающему миру, об ответственности...