Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР дифференциация звуков [л]-[р] в словах и фразах ( по мотивам сказки К. Чуковского «Айболит»)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Горовая Ольга Владимировна

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР на этапе дифференциации звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дифференциация звуков [Л] - [Р]21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального логопедического занятия

 в подготовительной группе для детей с ОНР

дифференциация звуков [л]-[р] в  словах и фразах

 ( по мотивам сказки К. Чуковского «Айболит»)

        

        Этап: дифференциации

        Тема: «Звуки [Л] – [Р]»

        Задачи:

        - закреплять навык дифференциации звуков [Л] – [Р]  словах и фразах;

        - совершенствовать  умение определять количество слогов в слове;

        - учить согласовывать слова в предложении;

        - развивать артикуляционную, общую  моторику (сочетать речь с движениями), используя физминутку.

        - воспитывать положительное отношение к занятиям.

Оборудование:  предметные картинки с изображениями галки, вороны, барана, жирафа, кенгуру, рыси, зебры, рака, страуса, рыбы, коровы, кролика, моржа, крота, моркови, травы, корней, злаковых, фасоль и горох, дид. игра «Слоговые вагончики», сюжетная картинка из сказки «Айболит».

1. Организационный момент.

  • Отгадай загадку:

     Всех излечит, исцелит

     Добрый доктор …(Айболит)

     (Логопед показывает картинку из сказки «Айболит»)

- Сегодня к Айболиту придут особенные животные. Чем же они особенные? Послушай внимательно.

     2. Сообщение темы.

Приходи к нему лечиться

И коРова, и воЛчица…

Может быть, жучок - нет!

БеЛка и СвеРчок - да!

Ты послушай и скажи,

Что за больные к доктору пришли?

В названии этих животных есть звук [л] или [р]. Да, сегодня к доктору Айболиту придут только те животные, в названии которых есть звук [л] или [р].

  1. Характеристика звуков [л], [р].

- Посмотри в зеркало, произнеси звук [л] и расскажи, что ты знаешь об

этом звуке (согласный, твердый, звонкий, при произнесении губы в улыбке, зубы разомкнуты, язык за верхними зубами).

        - Чем похож и чем отличается звук [л] от звука [р]? (звук [р] тоже согласный, твердый, звонкий, при произнесении губы в улыбке, зубы разомкнуты, отличается тем, что язык тоже за верхними зубами, но немного дальше – к бугоркам и дрожит).

        - Кажется, кто-то идет. ( Логопед стучит счетной палочкой по столу, изображая шаги.)

        - Это, наверное, животные идут к Айболиту лечиться. Помоги Айболиту, нужно починить слова, и тогда животные вылечатся.

4.  Игра «Почини слово». (Развитие фонематического слуха).

(Предложить ребенку добавить в слово звук [л] или [р], произнести получившееся слово).

Тиг…,  с…он, осе…, к…от, мо…ж, не…па, бе…ка, ко…ова.

5.  Игра « Покорми птиц»  

        - Посмотри, кто прилетел?

Логопед показывает предметные картинки с изображениями галки и вороны.

        - Ворона и галка отвернулись друг от друга, что произошло?

(Перед картинками выкладываются зернышки (фасоль, горох). Ребенок делает предположение о возможной причине ссоры.

        - Оказывается, галка и ворона  не могут поделить эти зерна. Давай им поможем.

        Логопед произносит пару слов. Ребенок повторяет их, определяет, какие в них звуки: [л]или [р] (поначалу можно определять наличие искомых звуков с проговариванием слов, а затем на слух, без проговаривания), берет два зернышка и кладет их: перед галкой, произнося со звуком [л], и перед вороной, произнося со звуком [р]. Слова с данными звуками целесообразно менять местами.

                        Мир – мил                               укор – укол

                        Мор – мол                               веер – веял

                        Бал – бар                                 булки – бурки                              

                        Вар – вал                                 полка – порка

                        Жал – жар                               мерка – мелко

                        Жалко – жарко                        рожки – ложки

                              Игра – игла                              ложь – рожь

                        Блошка – брошка                   лама – рама

                        Сварка – свалка                      рад – лад

 

6.  Дидактическая игра «Слоговые вагончики».

        -Посмотри на картинку, эти животные приехали к Айболиту на поезде издалека. Они заболели. Назови их. Говорить нужно так: рак заболел, тигр заболел, и т.д. Сосчитай количество слогов в словах, и ты узнаешь, кто в каком вагоне приехал. Если в названии животного один слог – он приехал в первом вагоне (положи картинку животного к соответствующему  вагону), если два слога – во втором (ко второму вагону), если три – в третьем (к третьему вагону).

        Словарь: рак, тигр, зебра, страус,  рысь, баран, жираф, кенгуру.

        Прискакала к Айболиту лошадка, хромает. Болит у нее копытце. Доктор копытце полечит, помазал, завязал. И стала лошадка веселее прежнего прыгать.

7.  Физкультминутка «Лошадка».

-  Эй, лошадка! (Руки согнуты в локтях,

- И го-го! Кулачки сжаты перед грудью.)

- Но, лошадка! («Скакать» на лошадке.)

- Но, но!

Скок, лошадка!

Скок, скок!

Цок, копытца! (Топать поочередно то одной,то другой ногой.)

Цок, цок!

Выше ножки!

Топ, топ!

Веселее!

Гоп, гоп!

Колокольчик (Пальцы правой руки сложить щепоткой (как будто

держишь колокольчик).

Дон, дон! (Потряси кистью - «позвонить» колокольчиком.)

Громче, громче

Звон, звон

Гоп, лошадка! («Скакать» на лошадке.)

Гоп, гоп!

Тпр-ру-у, лошадка! (Остановиться.)

Стоп, стоп!

        - Назови слова, которые ты запомнил из физминутки со звуками [л] – [р]. (Лошадка, колокольчик, громче, веселее).

8.  Работа над грамматическим строем речи.

        - Наступил обед. Расскажи и покажи, кто что ест. Рассказывать будем так: голодная корова ест траву, голодная ворона ест зерна и т.д. Положи рядом подходящие картинки.

        Словарь: корова, крот, ворона, кролик, морковь, трава, зерна, корни.        

         9.  Итог

        - Так Айболит трудился целый день и помог многим больным животным. Какие звуки помогали нам лечить животных? Чем похожи и чем отличаютя звуки [Л] и [Р]?

Домашнее задание – разучить чистоговорку:

Айболит залез на ветку

И мартышке дал конфетку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)

Цели:Коррекционно-образовательные:1.  Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2.  Продолжить ра...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия подготовительной группы (для родителей) Тема «Играем в сказку».

Тема «Играем в сказку». Цель:     Совершенствовать правильную, эмоционально насыщенную речь. Задачи:    1.Закреплять навык правильного произношения звука Ш...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...

Спектакль по мотивам сказки К.Чуковского "Айболит против вируса".

Айболит с друзьями получают телеграмму от ласточки, в которой сообщается, что в Африке заболели звери неизвестной болезнью. Доктор решает изготовить вакцину и отправить в Африку. В изготовлении новой ...

Логопедическое занятие в группе для детей, имеющих фонетический дефект звуков [р] и [р’].

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы, имеющих фонетический дефект звука [р].  Иллюстрированный материал для автоматизации звука [р]  представлен в виде презента...

Экологический спектакль «Лесная история" (по мотивам сказки Корней Чуковский «Айболит»)

Учить детей познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности к благополучию природы, учить думать о последствиях своих поступков по отношению к природе и окружающему миру, об ответственности...