Развитие фонематического слуха на основе фонетической ритмики (старшая группа).
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему
Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятие фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_fon.ritmika_-_kopiya.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц неделя | Изучаемый звук | Описание движений на изучаемый звук | Упражнения |
Сентябрь 1 неделя | Логопедическое обследование | ||
2 неделя | |||
3 неделя | Шумовые звуки | Выработка диафрагмального дыхания. Вдох – носом, выдох – ртом (лежа). | «Хорошо» Вот лежим и отдыхаем. В носик воздух набираем, Набираем, набираем И обратно выдыхаем(вдох – выдох; 3 раза). |
4 неделя | Музыкальные звуки | Выработка диафрагмального дыхания. Вдох – носом, выдох – ртом (сидя). | «Бегемотики» Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается, То животик опускается (вдох – выдох; 3 раза). |
Октябрь 1 неделя | Речевые звуки | Выработка диафрагмального дыхания. Вдох – носом, выдох – ртом (стоя). | «Ветерок» Ветер дует нам в лицо (вдох – выдох; 3 раза). Закачалось деревцо. Ветерок все тише-тише, Деревцо все выше-выше. |
2 неделя | У | «Волк воет» Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении У (интонация угрозы). | «Кто дольше?» - произнесение гласного звука на одном выдохе. |
3 неделя | А | «Укачивают малыша» Вдох, разведение рук вверх при одновременном длительном произнесении А (интонация радости). | «Тихо – громко» - увеличение силы голоса по мере разведения рук. |
4 неделя | А - У | Повторение: «Укачивают малыша» Вдох, разведение рук вверх при одновременном длительном произнесении А (интонация радости). «Волк воет» Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении У (интонация угрозы). | «Тихо – громко – тихо» - проговаривание звуковых сочетаний АУ, УА, УАУ, АУА. |
5 неделя | П | «Самовар пыхтит» Пальцы сжаты в кулаки на уровне плеч, локти опущены.Произнося звук П, дети разжимают пальцы, имитируя лопающие пузыри. Движение быстрое, резкое, короткое. | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов с движением: ПА-ПО-ПУ. Разжать кулачки и выбросить руки в стороны (ПА), вперед (ПУ), вверх ПО). |
Ноябрь 1 неделя | О | «Зуб болит» Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении О (интонация удивления). | «Громко – тихо» |
2 неделя | И | «Ослик кричит» Вдох, руки вверх при одновременном произнесении звука И (интонация удивления и радости). | «Громко – тихо – шепот – беззвучная артикуляция» |
3 неделя | М | «Корова мычит» Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением произнося звук М. | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов с движением: АМ-УМ-ОМ-ИМ. Движение на гласный звук плавно переходит в движение на звук М. |
4 неделя | Н | «Лошадь погоняют» Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением произнося звук Н. | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов с движением: АН-УН-ОН-ИН. Движение на гласный звук плавно переходит в движение на звук Н. |
Декабрь 1 неделя | Т | «Молоток стучит» Кончиком большого пальца ведущей руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца, произнося коротко звук Т. | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов с движением: АТ-УТ-ОТ-ИТ. Движение на гласный звук плавно переходит в движение на звук Т. |
2 неделя | Ть | «Часы тикают» Звук Ть (движения как на звук Т) | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов с движением: ТЯ-ТЮ-ТЁ-ТИ. Движение на звук Ть плавно переходит в движение на гласный звук. |
3 неделя | К | «Дождь идет» Руки согнуть на уровне груди, пальцы сжать в кулачки, локти направить в стороны. Произнося звук К, имитировать разрыв ткани. Движение резкое, динамичное. | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов с движением: АК-УК-ОК-ИК. Движение на гласный звук плавно переходит в движение на звук К. |
4 неделя | Кь | «Дождик капает» Звук Кь (движения как на звук К). | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов с движением: КЯ-КЮ-КЁ-КИ. Движение на звук Кь плавно переходит в движение на гласный звук. |
Январь 1 неделя | Каникулы | ||
2 неделя | Логопедическое обследование | ||
3 неделя | К - Кь | Повторение: «Дождь идет, дождик капает» Руки согнуть на уровне груди, пальцы сжать в кулачки, локти направить в стороны. Произнося звуки К, Кь имитировать разрыв ткани. Движение резкое, динамичное. | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов с движением: КА-КЯ, КУ-КЮ, КО-КЁ, КЫ-КИ. Движение на звуки К, Кь плавно переходит в движение на гласный звук. |
4 неделя | Б | «Барабан играет» Наклониться вперед, расслабленно уронив руки и одновременно произнести БА (БУ). | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов в разном темпе: БА-БА-БА, БУ-БУ-БУ, раскачивая руками из стороны в сторону. Начинать в замедленном темпе с переходом на средний, затем на быстрый. |
Февраль 1 неделя | Бь | «Маленький барабан играет» Звук Бь (движения как на звук Б) | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов в разном темпе: БИ-БИ-БИ, БЯ-БЯ-БЯ, раскачивая руками из стороны в сторону. Начинать в замедленном темпе с переходом на средний, затем на быстрый. |
2 неделя | Э | «Девочка ругает кота» Вдох, плавно согнуть руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч вверх при одновременном произнесении Э (интонация укора). | «Громко – тихо – громко» |
3 неделя | Г | «Гуси гогочут» «Гусята гогочут» Запрокинуть голову назад с одновременным произнесением слога ГА (ГИ). | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов в разном темпе: ГА-ГА-ГА, ГИ –ГИ-ГИ. Начинать в замедленном темпе с переходом на средний, затем на быстрый. |
4 неделя | Ль | «Самолетик летит» Вращать кистями рук над головой, делать «фонарики», произнося ЛЯ (ЛИ, ЛЕ). | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов в разном темпе: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ЛИ-ЛИ-ЛИ, ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ. Начинать в замедленном темпе с переходом на средний, затем на быстрый. |
Март 1 неделя | Ы | Отводить в стороны согнутые в локтях руки при одновременном произнесении звука Ы (сердито). | «Беззвучная артикуляция – шепот – тихо – громко» |
2 неделя | С | «Вода льется» Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично, произнося звук С, поднять руки вверх и соединить их в кольцо над головой. | «Собери слово» Проговаривание слова ОСЫ с движениями: О - разведение рук в стороны. С - поднять руки вверх и соединить их в кольцо над головой. Ы - отводить в стороны согнутые в локтях руки. |
3 неделя | Сь | «Водичка льется» Звук Сь (движения как на звук С) | «Собери слово» Проговаривание слова ГУСЬ с движениями: ГУ – запрокинуть голову назад. Сь - поднять руки вверх и соединить их в кольцо над головой |
4 неделя | Ш | «Змея шипит» Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук Ш. | «Собери слово» Проговаривание слова ШАЛЬ с движениями: Ш - руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево. А - разведение рук вверх. Ль - вращать кистями рук над головой, делать «фонарики». |
5 неделя | С - Ш | Повторение: «Вода льется» Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично, произнося звук С, поднять руки вверх и соединить их в кольцо над головой. «Змея шипит» Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук Ш. | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов с движением: СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ, СЫ-ШИ. Движение на звуки С, Ш плавно переходит в движение на гласный звук. |
Апрель 1 неделя | Х | «Дедушка храпит» Соединить руки в замок над головой. Ноги на ширине плеч. Произнося звук Х, уронить руки вниз, имитируя движения дровосека. | «Собери слово» Проговаривание слова МОХ с движениями: М - поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны. О - разведение рук в стороны давящим движением. Х - уронить руки вниз, имитируя движения дровосека. |
2 неделя | В | «Мельница крутится» Вытянуть руки в стороны и покачивая ими вверх - вниз, имитируя полет самолета, произносить звук В. | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов в разном темпе: ВА-ВА-ВА, ВУ-ВУ-ВУ, покачивая руками вверх - вниз. Начинать в замедленном темпе с переходом на средний, затем на быстрый. |
3 неделя | З | «Муха летит» Описать в воздухе 2-3 раза кистями рук небольшие круги при одновременном произнесении звука З. | «Собери слово» Проговаривание слова ЗУБ с движениями: З - описать кистями рук небольшие круги. У - вытянуть руки вперед. П (Б) - разжимать пальцы, имитируя лопающие пузыри. |
4 неделя | Ж | «Жук жужжит» Руки перекрестить перед грудью и сжать в кулачки. Произнося звук Ж, совершать быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторять движение с разжатыми пальцами. | «Собери слово» Проговаривание слова ЖУК с движениями: Ж - руки перекрестить перед грудью и совершать быстрые, дрожащие движения руками. У - вытянуть руки вперед. К - локти направить в стороны, имитировать разрыв ткани. |
Май 1 неделя | З - Ж | Повторение: «Муха летит» Описать в воздухе 2-3 раза кистями рук небольшие круги при одновременном произнесении звука З. «Жук жужжит» Руки перекрестить перед грудью и сжать в кулачки. Произнося звук Ж, совершать быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторять движение с разжатыми пальцами. | «Запомни – повтори» Проговаривание слогов с движением: ЗА-ЖА, ЗО-ЖО, ЗУ-ЖУ, ЗЫ-ЖИ. Движение на звуки З, Ж плавно переходит в движение на гласный звук. |
2 неделя | Д | «Дятел стучит» Произнося слог ДА ударять резко вниз то правым, то левым кулачком. Произнося слог ДУ выбрасывать резко вперед руки со сжатыми кулачками. Произнося слог ДО поочередно ударять резко вверх. | «Собери слово» Проговаривание слова ДОМ с движениями: ДО - произнося слог ДОударить резко вверх правым кулачком. М - поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением произнося звук М. |
3 неделя | Ф | «Воздушный шар сдувается» Поднять руки со сжатыми кулачками к голове. Произнося звук Ф, резко разжать кулачки. | «Собери слово» Проговаривание слова ФЕН с движениями: Ф - поднять руки со сжатыми кулачками к голове. Произнося звук Ф, резко разжать кулачки. Э – покачать головой при одновременном произнесении Э. Н - Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением произнося звук. |
4 неделя | Логопедическое обследование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие фонематического слуха - основа речевого развития дошкольников»
Материал из опыта работы на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольнгого возраста...
Программа по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовительной группе.
Перспективное планирование по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовмтельной группе....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Развитие фонематического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Данный материал и игры можно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по развитию фонематического слуха. Хорошо развитый фонематический слух облегчает процесс овлад...
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека игр и упражнений со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста"
Игры и упражнения со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста....
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.
В рамках профилактики речевых нарушений необходима систематическая работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник при...