Развитие фонематического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Данный материал и игры можно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по развитию фонематического слуха.
Хорошо развитый фонематический слух облегчает процесс овладения грамотой ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_fonematicheskiy_sluh.docx | 96.08 КБ |
razvitie_fonematicheskogo_sluha.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
1) Где позвонили. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, взрослый встаете в стороне от него и тихо звонит (гремит, шуршит). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.
2) Незнайкины ошибки - различаем на слух слова, произнесённые неправильно.
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
3) Шумящие коробочки. Ищем одинаковые на слух коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.
4) «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять
определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.
5)“Подскажи словечко”. Взрослый читает интересные загадки – складки и просит добавить последнее слово.
Зайку бросила хозяйка – под дождём остался …(зайка).
Уронили мишку на пол – оторвали мишке…(лапку).
На просёлки, на лужок тихо падает…(снежок).
На снегу-то посмотри – с красной грудкой…(снегири).
6) Будь внимательным – учимся слышать звук в слове. Взрослый в медленном темпе называет разные слова и просит детей хлопать в ладоши, когда они услышат слово со звуком (например: “с”).
7)“Кто больше назовет слов на звук…”Взрослый предлагает придумать слова на какой-либо звук, за правильно придуманное слово ребёнок получает фишку.
8)Зоркий глаз. Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
9)Какой одинаковый звук во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например, шуба, кошка, мышь). И спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех словах.
10) Слова. Взрослый придумывает слово. Ребенку необходимо придумать слово, окончившееся на последнюю букву услышанного слова и т. д.
Успехов!
АОУ детский сад общеразвивающего вида №7 «Улыбка»
Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
учитель-логопед Гришина Е.С.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Наиболее чувствительным периодом является возраст до двух лет. В это время родители, которые много и правильно разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки , понятные по смыслу ребенку данного возраста, незаметно для себя развивают его фонематический слух.
Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. При восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается неправильно.
Это приводит к неправильному восприятию слов и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук-щук ). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и смысл высказывания. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные
Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма).
Как развивать фонематический слух?
1) Первый уровень – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
«КТО ЧТО УСЛЫШИТ?» Взрослый за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
« УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ» У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз. Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.
«СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?» Взрослый говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
«ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?» Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко .
«КТО СКАЗАЛ «МЯУ»» Взрослый включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос. Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.
2) Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте. «УЗНАЙ СВОЙ ГОЛОС» Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.
«ГРОМКО-ТИХО» Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко. «ТРИ МЕДВЕДЯ» Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
3) Третий уровень – различение сходных по звучанию слов. «СЛУШАЙ И ВЫБИРАЙ» Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
«ВЕРНО-НЕВЕРНО» Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву ( форота , корота , морота , ворота, порота, хорота ). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
«СВЕТОФОР» Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:
«ПОХОЖЕ – НЕ ПОХОЖЕ» Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три: Мак-бак-так-банан Сом-ком-индюк-дом Лимон-вагон-кот-бутон Мак-бак-веник-рак Совок-гном-венок-каток Пятка-ватка-лимон-кадка Ветка-диван-клетка-сетка Каток-дом-моток-поток
4) Четвертый уровень – различение слогов. «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Взрослый произносит ряды слогов « па-па-па-ба-па », « фа-фа-ва-фа-фа »… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«ПОХЛОПАЕМ» Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова ( па-па , ло-па-та , ба-ле-ри-на ), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
5) Пятый уровень – различение звуков. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз , ветер дует – сссс , жук жужжит – жжжж , тигр рычит – рррр … Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
Взрослый показывает картинку и говорит: поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поёт и-и-и, Затем взрослый произносит, а ребёнок показывает соответствующую картинку. Далее даются согласные: лопнул шарик ш-ш-ш , песенка водички с-с-с , комара з-з-з …
6) Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза. «СКОЛЬКО ЗВУКОВ» Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
«ПОХЛОПАЕМ» Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине. «ОТГАДАЙ СЛОВО» Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (. мпа , мы.о , . ук , ку.ак ).
Уделяя внимание развитию фонематического слуха, Вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Успехов Вам и Вашим детишкам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Развитие простых и сложных форм фонематического анализа у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...
Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""
Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детейсреднего и старшего дошкольного возраста посредством констр...
"Развитие фонематического восприятия у детей младшего и старшего дошкольного возраста"
Выступила с сообщением с целью расширения знаний о приемах работы по развитию фонематического восприятия...
Использование инновационных технологий в развитии фонематических процессов у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Для того чтобы у детей не пропадал интерес к усвоению материала и повышалась эффективность коррекционной работы - в своей практической деятельности я активно использую всевозможные средства визу...
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека игр и упражнений со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста"
Игры и упражнения со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста....
отчет по самообразованию "Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук детей среднего и старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей...