«Развитие фонематического слуха - основа речевого развития дошкольников»
материал (старшая группа) по теме
Материал из опыта работы на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольнгого возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_bakutskaya.docx | 14.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие фонематического слуха - основа
речевого развития дошкольников»
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой
Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать "кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Конечно, дети усваивают фонематическую систему языка, но не до конца.
К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но в моей группе есть дети с нарушениями звукопроизношений (с-з. с-ц, ж-ш, ч-щ, д-т и пр). Это Севинч А., Серёжа Т, Марина К, Дамир М, Стас Х., которым я по-прежнему уделяю внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата. Для различения звуков с-з, с-ц. ж-ш. и др. в собственном произношении ребёнку предлагаю называть изображения на картинках предметы, в названии которых есть оба дифференцируемых звука. При этом учу произносить слова так, чтобы в них ясно слышались отрабатываемые звуки , т.е. произносить звуки протяжно, например: ссслон-зззаяц.
Таким образом, ребёнок упражняется в чёткости произнесения трудных в артикуляционном отношении звуков и одновременно укрепляют свой артикуляционный аппарат.
Для развития фонематического восприятия, умение вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, я использую игры и упражнения, направленные на подбор слов с заданными звуками или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Постепенно я усложняла задания: сначала дети учились выделять из фраз слова только с одним заданным звуком. Например, во фразе «На двери висит замок» я предлагаю назвать слово, в котором есть звук «з». Это наиболее лёгкое задание: выделение слова, в котором заданный звук находиться в начальной позиции (замок). Дальнейшее усложнение идёт в двух направлениях: по линии месторасположения звука ( даю фразы, в которых заданный звук в словах находится в конце и середине слова), по линии подбора слов, относящихся к разным частям речи, в которых есть заданные звуки.
Имена существительные выделяются детьми чаще, чем слова, обозначающие, например, действия или качества педметов. Учитывая это, даю фразы, в которых слова с заданными звуками относятся к разным частям речи. Например, «На небе появились грозовые тучи» - прошу выделить звук «З». «Весной оживает природа»- звук «с». После того, как дети научились справляться с такими заданиями, я усложняю задание на выделение из фраз слов, включающие определённые пары звуков, требующие дифференциации. Например, во фразе «Мама купила Оксане зайчика» предлагаю выделить сначала слова, в которых есть звук «с», а затем слово, включающее звук «з».
С детьми, у которых есть трудности в произношении шипящих и свистящих (это Севинч, Серёжа Т, Дамир М., Стас Х) сонорных (р-л, м-н) - Серёжа Т. Марина К, Ксюша Х.. с ними заучиваю чистоговорки на определённые звуки: са - са-са-в лесу бегает лиса, со-со-со - у Вовы колесо;.за-за-за- уходи домой коза, Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу и т.д.
Детям нравится играть в такие игры, как «Подскажи словечко», «Какой звук пропал в слове?», «Найди и назови нужное слово», «Повтори скороговорку» и др., которые учат детей слышать в словах звуки, правильно выделять во фразах нужные слова.
Проводила работу и с родителями: давала заучивать чистоговорки на определённый отрабатываемый звук, оформила консультации «Развитие фонематического слуха», «Развитие фонематического восприятия – первый шаг к обучению грамоте».
Работу над развитием фонематическим слухом, восприятием я продолжу, т.к через год дети поступят в школу и должны уметь различать отдельные звуки в слове, т.к. необходимое условие обучению чтению -это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т.е представлять себе , как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у старших дошкольников
Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной...
Игры для развития фонематического слуха у старших дошкольников.
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово....
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников»
Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызыв...
Развитие фонематического слуха у старших дошкольников
Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной...
Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»
Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»...
Развитие фонематического слуха у младших дошкольников
Картотека игр...
"Игры на развитие фонематического слуха для старших дошкольников".
В статье размещены игры на развитие фонематического слуха у старших дошкольников, которые являются профилактикой нарушений чтения и письма....