Развитие фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время вопрос оказания специализированной логопедической помощи детям в условиях образовательных организаций стоит очень актуально. Статистика показывает, что число детей с дефектами речи, увеличивается. В связи с этим предупреждение и оказание своевременной логопедической помощи просто необходимо. Очень многие родители заблуждаются, думая, что не четкое произношение звуков пройдет у ребенка само собой. А ведь требования начальной школы стали выше, и многие родители хотят, чтобы их ребенок учился хорошо, писал грамотно и правильно, изучать иностранные языки. В связи с этим хочется поделиться с вами следующей информацией, которая поможет в воспитании ребенка.
Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства. Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.
Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток; различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.
Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ. Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха.
С самого рождения нас окружает многообразие звуков. Мир звуков прекрасен. Жить в нём радостно, увлекательно и интересно. Но стоит на мгновение закрыть уши, погрузиться в тишину, как тебя сразу окружает множество безликих предметов. Мир, теряя свои звуковые краски, блекнет. Так будем наслаждаться этим разнообразием звуков, которые нас окружают. Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить, благодаря тому, что слышит речь окружающих его взрослых.
Слух - это больше, чем просто функция одного из органов чувств. Он играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка. Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. Слух дает ребенку возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с взрослыми и сверстниками, приобретать коммуникативные навыки.
Формирование слухового восприятия у ребенка проходит ряд этапов:
0-4 месяца
Ребенок начинает поворачивать голову в сторону исходящего звука, ищет глазами источник звуков. Он пугается внезапных или громких звуков.
3-6 месяцев
Ребенок проявляет интерес к разным звукам и сам начинает издавать звуки. Это период появления «гуления». Кроме того, он предположительно узнает знакомые голоса.
6-12 месяцев
Ребенок начинает лепетать и понимать простые слова, как, например, "мама" и "баба". Также начинает реагировать на простые предложения.
12-18 месяцев
Лепет постепенно превращается в слова. Ребенок может использовать около 20 слов, а понимает большее количество слов около 50.
2 года
Чаще всего ребенок может строить простые предложения и пользоваться словарным запасом, состоящим из 200-300 слов. Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, он может указать пальцем на рисунки в книге и называть знакомые, встречающиеся в ней предметы.
3-4 года
Ребенок использует слова и предложения для того, чтобы спрашивать, выражать свои желания и чувства. В течение этих двух лет значительно улучшаются произношение и понимание речи, и расширяется словарный запас.
При поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение или в школу родителям необходимо пройти ряд специалистов, в том числе и учителя - логопеда. На приеме, у которого выявляется уровень речевого развития ребенка.
Одной из причин нарушения речи, нарушения звукопроизношения у дошкольников является нарушение артикуляционной моторики, другая причина это нарушение фонематического слуха.
Нарушение фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребенка -звукопроизношение формируются с большой задержкой, а звуки произносятся ребенком искаженно. Услышав о нарушении фонематического слуха, родители очень часто в недоумении отвечают: «Мой ребенок хорошо слышит?!»
У человека можно выделить следующие виды слуха:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛУХ в норме - ребенок слышит, на расстоянии 2 -3 метров отдельные слова, шепотную речь, отличает звук приближающегося мотоцикла от звука машины, гул вертолета от гула самолета.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ – способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков. Если ребенок двигается в такт музыки, держа в руках бубен или деревянные ложки, не нарушает ритмического рисунка песни, поет в нужной тональности, - поздравляем: у вашего ребенка прекрасный музыкальный слух.
Что же такое фонематический слух? Способность слышать от природы дана птицам, животным и человеку, но только человеку дана способность - говорить.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это речевой слух, это умение слушать, способность выделять, воспроизводить и различать фонемы, то есть звуки речи.
Сформированность фонематического слуха, является залогом успешного обучения ребенка грамоте в школе. Звуковой анализ и синтез слова - это умение правильно назвать по порядку звуки в слове, различать и называть «гласные» и «согласные» звуки в словах, умение услышать «звук» и перевести его в графический символ «букву», и, наоборот, увидев «букву» правильно ее прочитать, то есть дать ей звуковую окраску.
Если пятилетний ребенок:
- без ошибок повторяет чистоговорку: « Шла Саша по шоссе и сосала сушку»;
- называет первый звук в слове «арка», «мост»;
- может сказать, сколько звуков в слове «мак», «мост»
- правильно раскладывает картинки, начинающиеся со звуков «Ш» - «Ж» в две стопки без ошибок;
- может посчитать количество слов в предложении: «Пушистая белка сидела на елке». (В предложении 5 слов.) Это значит, что у ребенка сформирован фонематический слух.
Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, фонематический слух ребенка оказывается сформирован. Но если все же на приеме у учителя - логопеда, у вашего ребенка выявлено нарушение звукопроизношения в следствии несформированности фонематического слуха, надо начать занятия с логопедом. Своевременно оказанная коррекционная помощь, является залогом успешного обучения ребенка в детском саду, а затем и в школе. Наиболее оптимальным возрастом для начала занятий с учителем - логопедом является возраст ребенка 3-5 лет. Это наиболее подходящий период для развития психических процессов и речи ребенка. Таким образом, процесс правильного формирования звукопроизношения неразрывно связан с формированием фонематического слуха.
Дети-дошкольники очень любят играть. Игра для ребенка является основным видом деятельности. Мне хотелось бы познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на формирование фонематического слуха.
Игры и упражнения на формирование у детей фонематического слуха делятся на два вида:
Первый вид игр направлен на развитие и формирование слухового восприятия на материале неречевых звуков - это восприятие начинается с узнавания природных звуков: шума воды, ветра, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки;
Второй вид игр - направлен непосредственно на развитие фонематического слуха.
В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные игры и упражнения для формирования неречевого восприятия. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.
Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.
Игры и упражнения направленные
на развитие слухового внимания и памяти.
1. Чудо-звуки.
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков - шум дождя, журчание ручья, шум морского прибоя, перезвон весенней капели, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки: какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.
Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем - сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке зимой: скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной обратите внимание ребенка на перестук капели, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра Осенью можно услышать, как шуршат листья, как барабанит дождь по подоконнику. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей.
2. Скажи, что ты слышишь.
Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
3. Угадай, что звучало.
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы - скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.
4. Шумящие коробочки.
Нужно взять два комплекта небольших коробочек -для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем, он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую, аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.
5. Что как звучит.
Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант - узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»
6. Где позвонили - определяем направление звука.
Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? - слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант - «жмурки». Ребенок в роли водящего.
Игры, направленные на развитие фонематического слуха.
1. Хлопни в ладоши
Детям предлагают внимательно послушать и хлопнуть в ладоши, когда они услышат заданный звук в ряду других звуков. Например «А» - взрослый произносит « У-И-А-О-И-А-У-А». Ребенок хлопает в ладоши, услышав звук «А»
2. Определи первый звук
Сначала детей учат слышать, определять первый звук в слове (если слово начинается на гласный звук, то звук должен стоять под ударением «облако»). Например, ИРА, ОСТРОВ, АИСТ, МАШИНА, КОШКА, РЫБА и т.д.
3. Где звук?
Определение позиции звука «С» в слове: в начале, в середине, в конце. Например, СОВА - НОСОК - АВТОБУС.» Дети сидят за столом, у каждого из них полоска и фишка /кружок/. Педагог или родители называют слово, в зависимости от того где слышится звук фишка ставиться в начало, конец или середину полоски.
4. Подбери словечко
Подбор слов с определенным звуком, например «Ш». Педагог или родители показывают ребенку картинки и называют их. Ребенок должен выбрать картинки, начинающиеся на заданный звук.
5. Фанты
Педагог или родители называют какой-нибудь звук и просят детей придумать слова, в которых встречается этот звук. За каждое правильно придуманное слово ребенок получает фант.
6. Возьми картинку
Различение слов-паронимов близких по звуковому составу. Перед ребенком лежит ряд картинок на которых изображены различные предметы. Взрослый называет слова, а ребенок кладет перед собой картин с изображением предметов. Например, ДОМ-КОМ, МИШКА- МИСКА, МАК-БАК, ЛАК- РАК.
Рис 2. Крыса-крыша, мишка-миска, лак-рак.
7. Телеграф
Деление слов на слоги с помощью хлопков, шагов, отбивание мячом: ВА-ТА, СО-БА-КА, БУ-СЫ. Ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в этом слове.
Такое многообразие игровых дидактических приемов позволяет учителю-логопеду, родителям, педагогам детских садов постоянно поддерживать интерес детей к занятиям в процессе формирование фонематического слуха.
В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
Не подделывайте свою речь под детскую, своевременно устраняйте нарушения звукопроизношения у ребенка и это будет залогом правильно и четкой речи вашего ребенка.
Приложение 1.
ЗВУКИ ЯЗЫКА
Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Однако в отличие от последних сам по себе он не имеет никакого значения.
Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.
Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКОВ ЯЗЫКА
Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.
В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые — из голоса и шума.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В русском языке основных, то есть находящихся под ударением, гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласные звуки бывают ударными и безударными.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, конь [кон'] и кон [кон]; лук [лук] и люк [л'ук].
Звонкие и глухие согласные могут различать слова, например: шар — жар, кол — гол, дом — том.
Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (дуб [п], пробка [п]).
Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, и) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного (просьба [з']).
Приложение 2.
ПРИМЕРЫ ЗВУКОВОГО
АНАЛИЗА СЛОВ
ДОМ
д- [д]- согласный, твёрдый, звонкий
о- [о]- гласный
м- [м]- согласный, твёрдый, звонкий
ЗИМА
з- [з’]- согласный, мягкий, звонкий
и- [и]- гласный
м- [м]- согласный, твёрдый, звонкий
а- [а]- гласный
МЯЧ
м- [м’]- согласный, мягкий, звонкий
я- [а]- гласный
ч- [ч’]- согласный, мягкий, глухой
КАМЕНЬ
к- [к]- согласный, твёрдый, глухой
а- [а]- гласный
м- [м’]- согласный, мягкий, звонкий
е- [э]- гласный
н- [н’]- согласный, мягкий, звонкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематических процессов у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Конспект фрагмента подгруппового логопедического занятия...
отчет по самообразованию «Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста».
Отчет по самообразованию....
Тема выступления «Дидактические игры в развитии фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс на районном методическом объединении для воспитателей и учителей-логопедов. Цель выступления:ознакомить воспитателей со спецификой проведения логопедических игр, повысить профессиональное...
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека игр и упражнений со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста"
Игры и упражнения со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста....
ПРОЕКТ на тему: «Развитие слухового внимания и восприятия у детей старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР»
Актуальность проектаАктуальность проекта обусловлена требованиями ФГОС, которые направлены на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмо...
План по самообразованию на тему: "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Актуальность.Нарушения речи у детей – достаточно распространенное явление. У детей с нарушениями речи в той или иной степени присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонема...
Проект "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
Изучение вопроса развития фонематического слуха у дошкольников....