Круглый стол- семинар с педагогами "Формирование речевых и графо-моторных навыков у старших дошкольников с учётом ФГОС ДОО."
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Формирование речевых и графо-моторных навыков
у старших дошкольников с учётом ФГОС ДОО.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее». В.А.Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Трудности, которые испытывают дети в дошкольном возрасте.
Дети испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д.
Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Цель развития мелкой мускулатуры пальцев.
формирование изобразительно-графического навыка;
формирование реального отображения предметов;
умение пропорционально изображать фигуры;
учитывать размеры и величину углов.
Графической навык формируется в зависимости от:
зрительного восприятия;
произвольной графической активности;
зрительно-моторной координации.
Этапы формирования графо-моторных навыков:
•В возрасте 1-2 года ребёнок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
•В возрасте 2-3 года малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
•В возрасте от 3 до 5 лет ребёнок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
•Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.
Графомоторные навыки включают в себя:
Развитие мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений). (игра с карандашом)возьми ручку указательным и большим пальцем левой рукифото детей
Зрительный анализ и синтез (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, задания с условиями по выбору нужных направлений). (найди клад) фото детей пескотерапия
Рисование (штриховка по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовки деталей, предметов с натуры; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями; упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей; задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти) (технологические карты)
Взаимосвязь речевого и моторного развития ребенка
Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Возможность познания окружающего мира и предметов у детей в большей мере связана с развитием действий рук. Со стороны может показаться, что ребенку протянуть руку к предмету, достать и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания. Но какими бы простыми не казались эти действия для нас, взрослых, нужно отметить:
• у ребенка первых месяцев жизни эти движения еще отсутствуют, он не может еще выполнять координированные, целенаправленные действия;
• целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения его взрослыми.
Ряд экспериментов, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу, так и пролонгированно во времени, способствуя стойкому повышению работоспособности коры. Еще была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Письмо не включено в программу обучения в дошкольных учреждениях, так как в этом возрасте для большинства детей оно не доступно. Вместе с тем, подготовка к письму и развитие графомоторных навыков и умений осуществляется косвенно, через другие виды деятельности ребенка. Активно должны использоваться доступные средства. Это –лепка, аппликация, рисование, как наиболее эффективные занятия. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке. Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут эффект от упражнений.
Особенности графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Дети плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности, а как известно, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.
Многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать, проведя целенаправленную подготовительную работу на дошкольном этапе. Многие дети не могут ориентироваться на листе бумаги, не замечают клеток и строчек, неправильно держат карандаш или ручку. Для формирования графо-моторных навыков ребенка надо научить правильному захвату карандаша, для этого иногда требуются специальные коррекционные упражнения. Необходимо, прежде всего, развивать дифференциальные движения пальцев рук. Ребенок должен научиться следить глазами за движениями своей руки, копировать различные фигуры и изображения. Методы обучения зависят от возраста и испытываемых трудностей.
Коррекционная работа по развитию координации движений
начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них ( «в коридорчике» и без « коридорчика»)
Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.
По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточится зрительно. Речь и движение - единый механизм. Поэтому внешние ритмичные движения помогают не только сохранять, но и исправлять в случае необходимости внутренний ритм, приводят его к гармонии. Во время выполнения ритмичных движений помимо глазомера развивается координация движений, расширяется угол зрения, что очень важно для будущего школьника. Часто сложные ритмические движения, вызывающие поначалу недоверие у некоторых, особенно неумелых, детей, потом переходят в разряд самых любимых (жонглирование).
В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, 1973, с моторной алалией (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождествеская, 1977, с детским церебральным параличом (М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, 1980, с общим недоразвитием речи (О. С. Бот, 1983, с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 1994, с заиканием (Л. И. Белякова, И. Кумалья, 1985; Н. А. Рычкова, 1988). Все вышеуказанные авторы подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для развития речевых и графо-моторных навыков..
Предлагаю рассмотреть одну из них. Методика Воскобовича.
Воскобович Вячеслав Вадимович признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр, которые в игровой форме формируют творческий потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы, а также предлагают малышам увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок.
Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игруВоскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Для родителей и педагогов данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с малышом, выполняя различные творческие задания.
Популярные развивающие игры Воскобовича
Все игры Воскобовича имеют различную направленность: развивают у ребенка воображение и логическое мышление обучают чтению формируютматематические навыки направленны на конструирование и моделирование развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала
Игра-конструктор «Геоконт»
«Геоконт» вводит детей в мир геометрии развивает мелкую моторику рук помогает изучить цвета, величины и формы ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить развивает психологические процессы малыша.
Головоломка «Чудо-крестики»
«Чудо-крестики» являются многофункциональным пособием для развития у детей математических и творческих способностей. Данная игра представлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по форме и цвету.
Кораблик «Плюх-Плюх»
Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая: знакомит малыша с различными цветами формирует математические навыки прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет
Игра-шнуровка «Ромашка»
Игра-шнуровка «Ромашка» развивает у детей: сообразительность навыки чтения обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.
«Теремки Воскобовича»
«Теремки Воскобовича» признаны уникальной учебной моделью для подготовки ребенка к раннему чтению. Малыши в игровой форме учатся соединять буквы в слоги, а слоги преобразовывать в слова. Пособие включает в себя 12 разноцветных кубиков-теремков, на которых расположенные различные звуки.
Дискуссия с педагогами
Вывод:
Графо-моторный навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).
Формирование речевого и графо-моторного навыка есть длительный и сложный процесс. В ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма. Поэтому, необходимо проводить целенаправленную и систематическую подготовительную работу на дошкольном этапе по формированию речевых и графо-моторных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevyh_i_grafo-motornyh_navykov.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речевых и графо-моторных навыков
у старших дошкольников с учётом ФГОС ДОО.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее». В.А.Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Трудности, которые испытывают дети в дошкольном возрасте.
Дети испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д.
Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Цель развития мелкой мускулатуры пальцев.
формирование изобразительно-графического навыка;
формирование реального отображения предметов;
умение пропорционально изображать фигуры;
учитывать размеры и величину углов.
Графической навык формируется в зависимости от:
зрительного восприятия;
произвольной графической активности;
зрительно-моторной координации.
Этапы формирования графо-моторных навыков:
•В возрасте 1-2 года ребёнок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
•В возрасте 2-3 года малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
•В возрасте от 3 до 5 лет ребёнок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
•Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.
Графомоторные навыки включают в себя:
Развитие мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений). (игра с карандашом)возьми ручку указательным и большим пальцем левой рукифото детей
Зрительный анализ и синтез (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, задания с условиями по выбору нужных направлений). (найди клад) фото детей пескотерапия
Рисование (штриховка по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовки деталей, предметов с натуры; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями; упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей; задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти) (технологические карты)
Взаимосвязь речевого и моторного развития ребенка
Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Возможность познания окружающего мира и предметов у детей в большей мере связана с развитием действий рук. Со стороны может показаться, что ребенку протянуть руку к предмету, достать и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания. Но какими бы простыми не казались эти действия для нас, взрослых, нужно отметить:
• у ребенка первых месяцев жизни эти движения еще отсутствуют, он не может еще выполнять координированные, целенаправленные действия;
• целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения его взрослыми.
Ряд экспериментов, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу, так и пролонгированно во времени, способствуя стойкому повышению работоспособности коры. Еще была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Письмо не включено в программу обучения в дошкольных учреждениях, так как в этом возрасте для большинства детей оно не доступно. Вместе с тем, подготовка к письму и развитие графомоторных навыков и умений осуществляется косвенно, через другие виды деятельности ребенка. Активно должны использоваться доступные средства. Это –лепка, аппликация, рисование, как наиболее эффективные занятия. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке. Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут эффект от упражнений.
Особенности графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Дети плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности, а как известно, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.
Многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать, проведя целенаправленную подготовительную работу на дошкольном этапе. Многие дети не могут ориентироваться на листе бумаги, не замечают клеток и строчек, неправильно держат карандаш или ручку. Для формирования графо-моторных навыков ребенка надо научить правильному захвату карандаша, для этого иногда требуются специальные коррекционные упражнения. Необходимо, прежде всего, развивать дифференциальные движения пальцев рук. Ребенок должен научиться следить глазами за движениями своей руки, копировать различные фигуры и изображения. Методы обучения зависят от возраста и испытываемых трудностей.
Коррекционная работа по развитию координации движений
начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них ( «в коридорчике» и без « коридорчика»)
Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.
По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточится зрительно. Речь и движение - единый механизм. Поэтому внешние ритмичные движения помогают не только сохранять, но и исправлять в случае необходимости внутренний ритм, приводят его к гармонии. Во время выполнения ритмичных движений помимо глазомера развивается координация движений, расширяется угол зрения, что очень важно для будущего школьника. Часто сложные ритмические движения, вызывающие поначалу недоверие у некоторых, особенно неумелых, детей, потом переходят в разряд самых любимых (жонглирование).
В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, 1973, с моторной алалией (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождествеская, 1977, с детским церебральным параличом (М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, 1980, с общим недоразвитием речи (О. С. Бот, 1983, с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 1994, с заиканием (Л. И. Белякова, И. Кумалья, 1985; Н. А. Рычкова, 1988). Все вышеуказанные авторы подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для развития речевых и графо-моторных навыков..
Предлагаю рассмотреть одну из них. Методика Воскобовича.
Воскобович Вячеслав Вадимович признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр, которые в игровой форме формируют творческий потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы, а также предлагают малышам увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок.
Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игруВоскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Для родителей и педагогов данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с малышом, выполняя различные творческие задания.
Популярные развивающие игры Воскобовича
Все игры Воскобовича имеют различную направленность: развивают у ребенка воображение и логическое мышление обучают чтению формируютматематические навыки направленны на конструирование и моделирование развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала
Игра-конструктор «Геоконт»
«Геоконт» вводит детей в мир геометрии развивает мелкую моторику рук помогает изучить цвета, величины и формы ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить развивает психологические процессы малыша.
Головоломка «Чудо-крестики»
«Чудо-крестики» являются многофункциональным пособием для развития у детей математических и творческих способностей. Данная игра представлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по форме и цвету.
Кораблик «Плюх-Плюх»
Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая: знакомит малыша с различными цветами формирует математические навыки прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет
Игра-шнуровка «Ромашка»
Игра-шнуровка «Ромашка» развивает у детей: сообразительность навыки чтения обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.
«Теремки Воскобовича»
«Теремки Воскобовича» признаны уникальной учебной моделью для подготовки ребенка к раннему чтению. Малыши в игровой форме учатся соединять буквы в слоги, а слоги преобразовывать в слова. Пособие включает в себя 12 разноцветных кубиков-теремков, на которых расположенные различные звуки.
Дискуссия с педагогами
Вывод:
Графо-моторный навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).
Формирование речевого и графо-моторного навыка есть длительный и сложный процесс. В ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма. Поэтому, необходимо проводить целенаправленную и систематическую подготовительную работу на дошкольном этапе по формированию речевых и графо-моторных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников с ЗПР посредством нетрадиционных техник рисования
В процессе рисования нетрадиционными техниками у детей развивается мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, все это служит гарантией овладения ребенком письма....
Развитие графо-моторных навыков у старших дошкольников
Консультация для воспитателей...
Программа по формированию графо-моторных навыков у старших дошкольников
В программе сформулированы цели, задачи и виды графо-моторной деятельности...
Семинар-практикум для педагогов "Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений"
Семинар-практикум для педагогов "Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений"...
Перспективный план работы по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников
В перспективный план по месяцам внесены дидактические игры и упражнения, графические задания, задания по рисованию для развития функций: подвижности кистей и пальцев рук, пространственного ориентирова...
Конспект ООД (итоговое) по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников
ООД представляет собой подведение итогов по работе развития у дшкольников графо-моторных навыков...
Конспект ООД по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников
В ООД собран материал для совершенствования графо-моторных навыков у старших дошкольников...