Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников с ЗПР посредством нетрадиционных техник рисования
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В процессе рисования нетрадиционными техниками у детей развивается мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, все это служит гарантией овладения ребенком письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников с ЗПР посредством нетрадиционных техник рисования
Первой продуктивной деятельностью ребёнка, как известно, является изобразительная деятельность. При обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) рисованию возникают следующие проблемы: движения рук детей бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука[1].
Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для её осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребёнок часто промахивается при попытке нарисовать предмет. Её возникновение тесно связано у ребёнка с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребёнка.
Трудности в овладении предметным изображением, в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ЗПР, тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой речи, т.е. тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Всё это обращает внимание на необходимость обучения изобразительной деятельности детей с ЗПР на всём протяжении дошкольного детства.
У детей с ЗПР нет даже самого начального эмоционального интереса к деятельности. А эмоции, как известно, – это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции.
Мотивация успешности при использовании нетрадиционных ИЗО-техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания. К методическим особенностям построения занятия на коррекционной группе данного вида относятся:
1. авторские пальчиковые игры (массажи) непосредственно, с используемым на данном занятии ИЗО-материалом;
2. преподнесение и закрепление программного материала в форме дидактических или подвижных игр;
3. обязательное использование музыки;
4. постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз);
5. включение в занятия дыхательных упражнений, самомассажей, (помимо пальчиковых игр), ритмических и релаксационных упражнений[2].
Одной из вышеназванных особенностей построения занятий по ИЗО-деятельности в группе ЗПР является использование пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с использованием тех нетрадиционных материалов, при помощи которых рисуют дети. Например:
№ | Речевое сопровождение | Движения рук |
1 | КОРОБОК | Поворачивание коробка вокруг своей оси, держа двумя пальцами за ребра. Имитация поджигания спичек. |
2 | ЗУБНАЯ ЩЕТКА | Вертикальное зажатие щетки ладонями и совершение вращательных движений. Поменять руку, |
3 | ПЕЧАТКИ (морковь) | Погрозить пальчиком правой руки |
4 | ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ | Держать двумя пальцами за середину, поворачивать вокруг своей оси, передавая в другую руку. |
5 | ЗУБОЧИСТКА (при технике грантажа) | Легкий нажим на каждую из ладоней поочередно (либо на поверхность стола). Вращение между ладонями. |
6 | ШАРИКИ (бусинки, камушки) | Круговые вращения |
Использование нетрадиционных техник повышает интерес к занятиям, развивает детей интеллектуально и физически. В процессе рисования пальчиком, ладошкой, кулачком, у детей развивается кисть, формируется мелкая мускулатура пальцев рук, зрительно – двигательная координация – всё это служит гарантией овладения ребёнка письмом.
Список использованной литературы
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.: Просвещения, 2002.
- Пудова С.Т. Особые дети. М.: РГГУ, 2009.
[1] Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.: Просвещения, 2002. С. 98.
[2] Пудова С.Т. Особые дети. М.: РГГУ, 2009. С. 76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/02/picture-475478-1409673100.jpg)
Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования
информация о нетрадиционных методиках рисования в детском саду...
Формирование творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционных техник рисования
Формирование творческой личности – одна из важных педагогических задач.Решение этой задачи должно начинаться уже в дошкольном возрасте.Воспитанники находятся на том этапе становления личности, когда б...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/12/picture-648849-1552387807.jpg)
«Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
«Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/02/picture-731128-1451734744.jpg)
Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).
Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458846-1403180804.jpg)
Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанных с самостоятельной практической и творческой деятельнос...
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема: «Развитие изобразительных умений и навыков у детей 5–6 лет посредством нетрадиционных техник рисования»
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема: «Развитие изобразительных умений и навыков у детей 5–6 лет посредством нетрадиционных техник рисования»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/25/picture-150376-1614270661.jpg)
Семинар-практикум для педагогов "Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений"
Семинар-практикум для педагогов "Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений"...