Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звуков [р]-[рь] в словах и фразовой речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Демьяненко Вера Николаевна

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ОНР (при ЗПр)

на тему «Автоматизация звуков [р]-[рь]

в словах и фразовой речи

(по мотивам сказки Ш.Перро «Красная шапочка»)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_krasnaya_shapochka.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 11

Конспект индивидуального логопедического занятия

на тему «Автоматизация звуков [р]-[рь]

в словах и фразовой речи

(по мотивам сказки Ш.Перро «Красная шапочка»)»

Составила: учитель - логопед

Демьяненко Вера Николаевна

Алексин, 2017

Организационная информация

Тема НОД

«Автоматизация звуков Р-Рь в словах и фразовой речи

(по мотивам сказки Ш.Перро «Красная шапочка»)»

Цель

Автоматизация звуков [ р] [рь]  в словах и фразовой речи

Задачи

Образовательные:

1. учить чётко произносить звуки [ р] [рь] в словах и фразовой речи;

2. дифференцировать звуки [ р] [рь] на слух и по артикуляции;

3. учить определять место звука в слове (начало, конец слова);

3. автоматизировать звуки [ р] [рь] в словах и фразах;

4. уточнить артикуляцию сонорных звуков.

Коррекционно-развивающие:

1.развивать фонематический слух;

2.развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;

3.развивать внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;

4. развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

1.        воспитывать самоконтроль;

2.        воспитывать желание активно работать на занятии.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Педагогическая технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе, компьютерная технология, игровая технология. Словесные, наглядные, практические, игровые методы. Наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы.

Время реализации  занятия

15-20мин

Необходимое оборудование и материалы

ноутбук; презентация на автоматизацию звуков [р] [рь];

Дидактическое обеспечение занятия

деревья из картона, грибы с картинками на дифференциацию звуков [ р] [рь]; шарик «Су-джок»; карандаш, корзинки, красная шапочка, перчатки для проведения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.

Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

«Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Предварительная работа

Закрепление характеристики звуков [ р] [рь]; чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»

Ход и содержание НОД

Установление эмоционального контакта с ребёнком

Ты любишь сказки?  Посмотри у меня есть книга? Из какой сказки эта картинка (показ иллюстрации к сказке «Красная Шапочка»). Правильно. Ой! А страницы потерялись! Мы соберем сказку вместе. Давай не просто расскажем по новому, но и покажем её.

Уточнение артикуляции звука

[р]

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

Автоматизация звуков [р] [рь]

в слогах

Автоматизация звуков [р] [рь]

 в словах

Послушай внимательно и скажи какой звук я выделяю в слове крррасная. (Р)

Какой это звук? (Твёрдый, согласный, звонкий)

Будем стараться произносить этот звук правильно: выдыхаемая воздушная струя сильная, кончик языка дрожит.

Раз, два, три! Сказка в гости к нам приди! (Ребёнок закрывает глаза, логопед одевает на ребёнка красную шапочку). Ой! Кто это? (Ребёнок смотрится в зеркало и видит, что она – Красная шапочка). Да, ты теперь Красная Шапочка. (Музыка из сказки «Красная Шапочка»).

Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась Упражнение «Улыбка»(губы растянуты в улыбке. Видны сомкнутые зубы. Удерживать так под счет от 1до10. Показ картинки).

Приготовила чашечку, чтобы попить чай. Упражнение «Чашечка»(рот широко раскрыт, края и кончик языка подняты вверх. Показ картинки).

А чай она пила с вкусным вареньем. Упражнение «Вкусное варенье»(облизывать широким кончиком языка верхнюю губу.Показ картинки).

После завтрака Красная Шапочка вышла во двор и увидела индюка. Упражнение «Индюки»(при открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад.). А потом и лошадку. Упражнение «Лошадка»(цокать языком быстро и медленно).

К Красной Шапочке подбежал маленький щенок. Как он рычит Рь-рь-рь. Звук [рь] какой? (Мягкий, согласный, звонкий).

Потом пришла мама и предложила Красной шапочке сходить к бабушке. Девочка взяла корзинку и побежала по тропинке (Ребёнок берет корзинку и двигается между деревьями). А чтобы в лесу не было страшно давай споём песенку: Ра-ра-ра! На дворе у нас гора!Ру-ру-ру! Забирайте детвору! Ры-ры-ры! Покатаемся с горы! Ра-ра-ра! Очень рада детвора! (Песенка распевка, включаю запись, ребёнок подпевает слоги)

По дороге Красная Шапочка собирала грибы (Ребёнок собирает грибы под деревьями. Подходим к столу, где стоят 2 корзины). В оранжевую корзину положим грибы с картинками, в которых есть звук Р-твёрдый, а в коричневую грибы, на которых картинки с мягким звуком [рь] (Ребёнок называет каждую картинку и раскладывает грибы)

Зрительная гимнастика с использованием ИКТ

 Пошла Красная Шапочка дальше по лесу. Вдруг с дерева взлетела сова и начала летать и ухать.  Посмотри, как летала сова. (Подходим к ноутбуку. Зрительная гимнастика на слайде)

Закрепление обобщающих понятий дикие и домашние животные», «птицы»

Определение места звука [р] в словах

В лесу жили ещё много разных зверей и птиц. Они решили послушать песенку Красной Шапочки.

Посмотри на картинку. Назови кого нельзя встретить в лесу? (на картинке 3 диких животных, 1 домашнее; 3 птицы, 1 домашняя птица). (Картинки на слайде, при нажатии лишнего исчезают.)

Где стоит звук [Р] в слове рысь? Покажи нужную схему.

На каком месте стоит звук [Р] в слове ворона? Где стоит звук [Р] в слове бобёр? Покажи нужную схему.

Автоматизация звуков [р] [рь]

в фразовой речи

Звери испугались и спрятались, Красная Шапочка пошла дальше.

Шла, шла и встретила волка. Не пускает волк к бабушке, пока она не выполнит задание (Игра «Нелепицы», на слайде). Объясни, что неправильно нарисовал художник?

Отпустил волк Красную Шапочка.

Вдруг что-то под ногами зафырчало, зашуршало. Как ты думаешь кто это? (ёжик)

Самомассаж рук мячиком

«Су-джок»

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Самомассаж пружинками «Су-джок» (на каждый палец поочерёдно надевается пружинка)

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Задания на развитие зрительного восприятия

Но зайти в него Красная Шапочка не может, потому что не знает какой ключик. Подбери ключ к замку, соедини линией нужный ключ с замком.

Подведение итогов

Девочка поздоровалась с бабушкой и отдала гостинцы.

Тарам-парам-возвращаться надо нам! (Логопед снимает красную шапочку с ребёнка).

Кем ты сегодня была? Тебе понравилось? Какие звуки мы учились правильно произносить? Ты сегодня очень старалась. Мы придумали интересную сказку.

Книгу, которую мы с тобой собрали ты можешь взять домой и ещё раз перечитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)

 Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы  сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях»

Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Л] слогах и словах. Путешествие в волшебный Лего-остров.»

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах и предложениях через использование совместного конструирования ЛЕГО.Задачи:1. Коррекционно - образовательные:• автоматизировать звук [л]...