приемы для усвоения дошкольниками предложно-падежных форм
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предложены различные задания для усвоения грамматических форм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
грамматические упражнения дошкольникам | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Предлог «на»
Вспомни, что такое предложение. (Это высказывание из нескольких слов, связанных между собой по смыслу). Произнеси любое предложение из двух слов; из трех слов. Какое из этих слов в твоём предложении самое длинное? А самое короткое?
Есть очень маленькие слова, которые помогают нам понять, где находится какой-нибудь предмет, например, слово «на». Послушай, как оно используется:
На полке посуда. На окне комнатные цветы. Лужи на асфальте. Я на голову одену шапку.
Какое из слов постоянно повторялось? Сколько слов в каждом из этих предложений?
Закончи предложения, используя слова справа, покажи это стрелками.
Мы едем на столе
Я лечу на автобусе
Пальто висит на пароходе
Книги лежат на блюдце
Кружка стоит на полке
Люди плывут на вешалке
Придумай предложения, используя слово «на» и данные ниже слова:
Матросы – корабль; мел – доска; ученик – урок; яблоко – яблоня; помидор – грядка; лето – море; труба – крыша; шишка – сосна; белка – ветка;.
Ответь на вопросы, используя слово «на»:
- Где растут цветы?
- Где спят люди?
- Куда отправляются, чтобы отдохнуть?
- Куда лучше подняться, чтобы прокатиться на санках?
- Где строят птицы гнёзда?
Предлоги «с», «со»
Вспомни, какое маленькое слово мы изучали прошлый раз (см. предыдущее задание).
Есть и другие маленькие слова, которые указывают, где находится предмет или куда он движется. Например, слово «с». Вот как оно применяется:
Мы вышли с автобуса. Я снял пальто с вешалки. Матросы сошли с корабля. Ветер сорвал шляпу с головы.
Посчитай количество слов в каждом из этих предложений.
Закончи предложения (записать)
Я снял шапку с … Воробей слетел с… Лист слетел с… Мама пришла с…
Придумай предложения со словом «с», противоположные данным по смыслу (записать):
Машина заехала на гору. – … (Машина съехала с горы)
Колобок положили на окошко. –
Сосулька висит на крыше. –
Друг был на море. –
Всадник ехал на лошади. –
Игрушка лежит на полке.-
Лыжник забирается на трамплин. –
Парашютист летит на самолете. –
Папа ушел на работу.-
Предлоги «в» и «из»
Вспомни из предыдущих заданий, какие маленькие слова мы используем в речи («на» и «с»). Придумай предложения с ними.
Послушай и догадайся, какие маленькие слова мы будем изучать сегодня:
Мальчик входит в автобус. Мальчик едет в автобусе. Мальчик вышел из автобуса.
Женщина зашла в магазин. Она покупает продукты в магазине. Женщина вышла из магазина.
Кот вбежал в комнату. Он играет в комнате. Кот выбежал из комнаты.
Сегодня мы изучаем слова «в» и «из». Предлагаю тебе вернуть «сбежавшие» маленькие слова в предложения. (Мама говорит предложения, намеренно пропуская предлоги, а ребенок произносит их в исправленном виде):
Дети пошли … кинотеатр. Они смотрят фильм … кинотеатре. Фильм окончился и дети вышли … кинотеатра. (Сколько слов в первом предложении? 3 или 4?)
Придумай предложения (записать маме), противоположные по смыслу следующим:
Автомобиль заехал в гараж. -(Автомобиль выехал из гаража.)
Котята сидят в корзине. -
Собака залезла в будку. -
Старик вошел в подъезд. -
Уж вполз в нору. -
Пассажир вошел в трамвай. -
Предлоги «над» и «под»
Вы уже познакомились с некоторыми маленькими словами (вспомнить предложения с ними).
Сегодня мы узнаем, как использовать в речи слова «над» и «под»:
Самолет летит над облаками. Под самолетом видны облака.
Какие слова здесь были самыми маленькими? Сколько слов в этих предложениях?
Закончи предложения со следующими словами (записать):
Над столом висит … Под стол закатился…
Покажи стрелками, каким словом лучше закончить предложение:
Шалаш стоит под зонтом
Цветы растут под крышей
Ласточка вьёт гнездо под окном
Идет дождь и мальчик стоит под дубом
Журавли летят над полкой
Портрет висит над лесом
Лампа висит над городом
Самолет пролетел над столом
Придумай предложения со следующими словами, используя также слова над и под:
Вова-душ, пастух-дерево, орёл-горы, заяц-куст, шмель-цветок.
Составь предложения из «разбросанных» слов:
Над, бабочка, порхать, цветок.
Трава, стрекоза, над, лететь.
Ласточка, поле, над, промчаться.
Ёлка, найти, под, грибы.
Под, лодка, мост, плыть.
Дуб, желуди, лежать, под.
Предлоги «для» и «без»
Произнеси предложения и скажи, какие слова в них самые маленькие:
Для растений нужна вода. Без воды растения погибнут.
Придумай сам предложения со словами для и без.
Закончи фразу, договаривая подходящее по смыслу слово:
Девочка купила поводок для …
Человек не может жить без …
Зимой холодно ходить без …
Мебель привезли для …
Букет купили для …
Врача вызвали для …
В лесу трудно согреться без …
Какое слово пропущено? (Взрослый произносит предложения, делая паузу там, где должен быть предлог; ребенок произносит целиком):
… лодки нужны вёсла.
Собака грустит … хозяина.
Зимой птицам холодно … корма.
Женщина купила нитки … шитья.
Не бывает сливы … косточки.
Мальчику купили портфель … школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи
Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи ....
Методы и приемы работы над предложно-падежными конструкциями
Предлагаю вашему вниманию некоторые виды деятельности над усвоением предложно-падежных конструкций на логопедических занятиях с детьми 5-7 лет....
Методика работы по усвоению предложно-падежных конструкций детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Значимость речевого недоразвития определяется не только речевой патологией у детей, но и тем, какое оно оказывает влияние на общее психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Усвоение грамм...
Открытое занятие родителям "Пространство. Предложно-падежные формы"
ПРОСТРАНСТВО. Предложно-падежные формы...
Обучение детей навыкам ориентации в пространстве и употребления предложно-падежных форм
Как показывает практика, дети с речевым нарушениями (ОНР, ФФНР) испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающим их пространстве. Отсюда несформированность пространственный понятий и, ...
Игры-занятия по формированию предложно-падежных грамматических форм в речи детей дошкольного возраста
Данный материал поможет сформировать грамматически правильную речь у детей дошкольного возраста...
Обследование правильности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста
Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предло...