приемы для усвоения дошкольниками предложно-падежных форм
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кривощекова Елена Владимировна

Предложены различные задания для усвоения грамматических форм

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предлог «на»

Вспомни, что такое предложение. (Это высказывание из нескольких слов, связанных между собой по смыслу). Произнеси любое предложение из двух слов; из трех слов. Какое из этих слов в твоём предложении самое длинное? А самое короткое?

Есть очень маленькие слова, которые помогают нам понять, где находится какой-нибудь предмет, например, слово «на». Послушай, как оно используется:

На полке посуда. На окне комнатные цветы. Лужи на асфальте. Я на голову одену шапку.

Какое из слов постоянно повторялось? Сколько слов в каждом из этих предложений?

Закончи предложения, используя слова справа, покажи это стрелками.

Мы едем на                                         столе

Я лечу на                                        автобусе

Пальто висит на                                пароходе

Книги лежат на                                блюдце

Кружка стоит на                                полке

Люди плывут на                                вешалке

Придумай предложения, используя слово «на» и данные ниже слова:

Матросы – корабль; мел – доска; ученик – урок; яблоко – яблоня; помидор – грядка; лето – море; труба – крыша; шишка – сосна; белка – ветка;.

        Ответь на вопросы, используя слово «на»:

- Где растут цветы?

- Где спят люди?

- Куда отправляются, чтобы отдохнуть?

- Куда лучше подняться, чтобы прокатиться на санках?

- Где строят птицы гнёзда?

Предлоги «с», «со»

Вспомни, какое маленькое слово мы изучали прошлый раз (см. предыдущее задание).

 Есть и другие маленькие слова, которые указывают, где находится предмет или куда он движется. Например, слово «с». Вот как оно применяется:

Мы вышли с автобуса. Я снял пальто с вешалки. Матросы сошли с корабля. Ветер сорвал шляпу с головы.

Посчитай количество слов в каждом из этих предложений.

Закончи предложения (записать)

Я снял шапку с …                Воробей слетел с…                                   Лист слетел с…                Мама пришла с…        

Придумай предложения со словом «с», противоположные данным по смыслу (записать):

Машина заехала на гору. –  …        (Машина съехала с горы)

Колобок положили на окошко. –

Сосулька висит на крыше. –

Друг был на море. –

Всадник ехал на лошади. –

Игрушка лежит на полке.-

Лыжник забирается на трамплин. –

Парашютист летит на самолете. –

Папа ушел на работу.-

Предлоги «в» и «из»

Вспомни из предыдущих заданий, какие маленькие слова мы используем в речи («на» и «с»). Придумай предложения с ними.

Послушай и догадайся, какие маленькие слова мы будем изучать сегодня:

Мальчик входит в автобус. Мальчик едет в автобусе. Мальчик вышел из автобуса.

Женщина зашла в магазин. Она покупает продукты в магазине. Женщина вышла из магазина.

Кот вбежал в комнату. Он играет в комнате. Кот выбежал из комнаты.

Сегодня мы изучаем слова «в» и «из». Предлагаю тебе вернуть «сбежавшие» маленькие слова в предложения. (Мама говорит предложения, намеренно пропуская предлоги, а ребенок произносит их в исправленном виде):

Дети пошли … кинотеатр. Они смотрят фильм … кинотеатре. Фильм окончился и дети вышли … кинотеатра. (Сколько слов в первом предложении? 3 или 4?)

Придумай предложения (записать маме), противоположные по смыслу следующим:

Автомобиль заехал в гараж.        -(Автомобиль выехал из гаража.)

Котята сидят в корзине.        -

Собака залезла в будку.        -

Старик вошел в подъезд.        -

Уж вполз в нору.        -

Пассажир вошел в трамвай.        -

Предлоги «над» и «под»

Вы уже познакомились с некоторыми маленькими словами (вспомнить предложения с ними).

Сегодня мы узнаем, как использовать в речи слова «над» и «под»:

        Самолет летит над облаками. Под самолетом видны облака.

Какие слова здесь были самыми маленькими? Сколько слов в этих предложениях?

        Закончи предложения со следующими словами (записать):

Над столом висит …                        Под стол закатился…

        Покажи стрелками, каким словом лучше закончить предложение:

Шалаш стоит под                                        зонтом

Цветы растут под                                        крышей

Ласточка вьёт гнездо под                                окном

Идет дождь и мальчик стоит под                        дубом

Журавли летят над                                        полкой

Портрет висит над                                        лесом

Лампа висит над                                        городом

Самолет пролетел над                                столом

Придумай предложения со следующими словами, используя также слова над и под:

Вова-душ, пастух-дерево, орёл-горы, заяц-куст, шмель-цветок.

        Составь предложения из «разбросанных» слов:

Над, бабочка, порхать, цветок.  

Трава, стрекоза, над, лететь.    

 

Ласточка, поле, над, промчаться.

Ёлка, найти, под, грибы.

               

Под, лодка, мост, плыть.    

     

Дуб, желуди, лежать, под.

Предлоги «для» и «без»

Произнеси предложения и скажи, какие слова в них самые маленькие:

Для растений нужна вода.         Без воды растения погибнут.

        Придумай сам предложения со словами для и без.

Закончи фразу, договаривая подходящее по смыслу слово:

Девочка купила поводок для        …        

Человек не может жить без                …

Зимой холодно ходить без                …        

Мебель привезли для        …

Букет купили для                …        

Врача вызвали для        …        

В  лесу трудно согреться без     …

        Какое слово пропущено? (Взрослый произносит предложения, делая паузу там, где должен быть предлог; ребенок произносит целиком):

…        лодки нужны вёсла.        

Собака грустит     …     хозяина.        

Зимой птицам холодно   …  корма.                

Женщина купила нитки     …      шитья.

Не бывает сливы    …     косточки.                

Мальчику купили портфель    …    школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи

Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи ....

Методы и приемы работы над предложно-падежными конструкциями

Предлагаю вашему вниманию некоторые виды деятельности  над усвоением предложно-падежных конструкций на логопедических занятиях  с детьми 5-7 лет....

Методика работы по усвоению предложно-падежных конструкций детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Значимость речевого недоразвития определяется не только речевой патологией  у детей, но и тем, какое оно оказывает влияние на общее психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Усвоение грамм...

Обучение детей навыкам ориентации в пространстве и употребления предложно-падежных форм

Как показывает практика, дети с речевым нарушениями (ОНР, ФФНР)  испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающим их пространстве. Отсюда несформированность пространственный понятий и, ...

Игры-занятия по формированию предложно-падежных грамматических форм в речи детей дошкольного возраста

Данный материал поможет сформировать грамматически правильную речь у детей дошкольного возраста...

Обследование правильности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста

Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предло...