Формирование предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи
план-конспект урока по логопедии на тему
Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Именительный падеж имен существительных.
Цель: научить детей различать и правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в именительном падеже с окончаниями ы-и;
Развивать фразовую речь(фраза из 2 слов)
Научить детей внимательно слушать инструкцию логопеда;
Научить детей внимательно слушать ответы своих сверстников
Ход занятия:
- Организационный момент.
Сядет тот, кого я попрошу об этом вежливо:
Вова, садись!
Катя, садись, пожалуйста!
- А) Возьмите со стола из двух картинок ту картинку, которую я попрошу (на столе лежат картинки, где изображены существительные в единственном и множественном числе):столы, кубик, утки, мухи, петух, кони, утюг…
Б) Проверим, что вы взяли. Логопед берет у детей картинки и ставит их в две колонки(один предмет – много предметов), называет их, за логопедом повторяет ребенок:
- кубик, петух, утюг…
- столы, утки, мухи, петухи, кони…
Напротив поставить оставшиеся на столе картинки и еще раз повторить за логопедом, выделяя голосом окончания слов:
Стол – столы, утюг – утюги, петух – петухи, муха – мухи, конь – кони…
В) Договорить предложение. Вместо пропущенного слова логопед показывает картинку:
- Вове купили …(кубики).
- Катя взяла …(кубик).
- По реке плывет …(утка).
- На озере громко крякают…(утки).
- На столе стоит… (утюг).
- В магазине продаются …(утюги).
3. Физкультминутка
4. Составление предложений. Дети вытаскивают из «волшебного сундучка» картинки и составляют предложения:
- Это утюг. Это петухи. Это утки. Это мухи…
5. Итог занятия.
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Винительный падеж имен существительных.
Цель: научить детей различать и правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже,
Различать в речи существительные в форме именительного и винительного падежей.
Закрепить знания детей по теме «Овощи».
Развивать фразовую речь (фраза из трех слов).
Развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения, графические навыки, внимание, память, моторику пальцев рук.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Сядет тот, кто назовет овощ.
- А) Игра «Чудесный мешочек»: узнать овощ на ощупь, достать его и назвать.
-Что это? – морковка
- Что ты достал? – морковку
- Что это? – репа.
- Что ты достал? – репу
Аналогично играем с др.овощами(свекла, картошка, капута…).
Чтобы сложить овощи, мы возьмем…(корзину). Дети еще аз называют овощи, выделяя голосом окончание У:
В корзину положим свеклу, морковку, репу, капусту, картошку.
Б) Игра «Поможем повару приготовить обед».
Дети берут со стола разрезные картинки, складывают их ,называют, какой овощ они принесу для приготовления обеда:
- Я принесу картошку.
- Я принесу свёклу.
- Я принесу репу. И т.д.
3. Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика:
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я - капуста?
Мы капусту рубим, рубим…
Мы морковку трем, трем…
Мы капусту солим, солим…
Мы капусту жмем, жмем…
4.Договори слово:
На грядке выросла большая …(репа).
Катя взяла большую …(репу).
На столе лежит крупная…(картошка).
Мама чистит эту…(картошку).
В магазине продается зеленая…(капуста).
Мама режет зеленую…(капусту). И т.д.
Игра «Что возьмем на огород».
Обвести точечный контур предметов и сказать, что каждый возьмет на огород:
- Это корзина. Я возьму корзину.
- Это лопата. Я возьму лопату.
- Это лейка. Я возьму лейку.
- Это тачка. Я возьму тачку.
- Это пила. Я возьму пилу.
- Это коса. Я возьму косу.
5. Итог.
Уйдет тот, кто вспомнит, какие овощи мы видели на занятии.( Я видел капусту. Я видел репу. Я видел свёклу….).
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Винительный падеж существительных. Предлог под.
Цель: Научить детей правильному употреблению существительных в винительном падеже с предлогом под,
Научить различать предлоги под и на,
Развивать фразовую речь,
Закрепить знания детей по теме «Мебель», «Игрушки»,
Развивать внимание, память, тактильные ощущения, моторику пальцев рук.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет мебель.
- А) Игра «Прятки».
Спрячьте куклу под шкаф, кошку под стол, мишку под кресло. Потом дети должны вспомнить, куда они спрятали игрушки:
- Куда ты спрятала куклу? – …под шкаф.
- Куда ты посадил кошку? - … под стол.
- Куда ты спрятал мишку? - …под кресло
Б) Договори предложение по картинке:
- Машина заехала …(под мост).
- Катя спряталась…(под зонт).
-Мяч закатился…(под диван).
-Улитка заползла …(под лавку).
-Кошка залезла …(под стол).
Повторить все предложения.
- Физкультминутка
- А) «Угадай, что там»
Вспомните, какие вы прятали игрушки. Сейчас эти игрушки накрыты платком. Узнайте их на ощупь и скажите, кто спрятался под платок:
- Под платок спряталась кукла.
- Под платок спрятался мишка.
И т.д.
Б) Играем с игрушечной мебелью
В комнате Незнайки беспорядок. Назовите, куда положил свои вещи Незнайка:
-Незнайка положил подушку под кровать.
-Незнайка поставил тапочки на кровать.
-Незнайка положил мяч на стол.
-Незнайка поставил тарелку под стол.
А теперь положите все предметы правильно и скажите, что вы сделали:
-Я положил подушку на кровать.
- Я поставил тапочки под кровать
- Я положил мяч под стол(на пол).
- Я поставил тарелку на стол.
5. Итог занятия.
Уйдет тот, кто вспомнит , какая мебель есть дома.
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Повторение предлогов на, у, под, за, от.
Цель: Закрепить умение правильно употреблять в речи предлогов,
Закрепить знания детей по теме «Зима. Новый год»,
Развивать связную речь,
Развивать моторику пальцев рук, логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, память
Ход занятия:
!. Организационный момент.
Поздороваться, отстукивая пальцами ритмический рисунок слова:
Здравст – вуй – те
2.
А) Отгадайте загадку:
Снег на полях, лед на прудах,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
Мы сегодня будем говорить о зиме.
Б) У детей на столах разрезные картинки по теме «Зима». Собрать картинку и сказать, что получилось:
У меня елка. У меня Снегурочка. У меня шарик… и т.д.
В) «Украсим елку»:
Разместите картинки на «ёлке» и скажите, что вы сделали:
- Я повесил на елку шар.
- Я повесила на елку снежинку.
- Я положил под елку подарок.
- Я поставил под елку Снегурочку.
- Я посадил под елку зайца и т.д.
Г) На праздник пришли животные. Они спрятались за елкой. Угадайте, кто спрятался (из-за елки видна только часть животного: (заячьи уши, лисий хвост, волчья голова, беличий хвост…):
За елкой спрятался заяц. З а елкой спряталась лиса. За елкой спрятался волк. И т.д.
Кто от кого убежит? – Заяц убежит от лисы. Белка убежит от волка и т.д.
- Физкультминутка
Речь с движениями: Выпал беленький снежок,
Соберемся мы в кружок.
Дети все на лыжи встали
И на лыжах побежали.
Дети к вечеру устали
И в кроватках задремали.
4.Составление рассказа по картинно-графическому плану, заучивание рассказа:
Зима.
Наступила зима. На земле лежит снег. У Пети санки. За Петей бежит собака.
- Итог занятия.
Уйдет тот, кто запомнит и повторит 3 слова: снег, снежок, снежинка; зима, зимушка, зимний; лед, льдинка, ледяной… и т.д.
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Именительный падеж имен существительных.
Цель: научить детей различать и правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в именительном падеже с окончаниями ы-и;
Развивать фразовую речь(фраза из 2 слов)
Научить детей внимательно слушать инструкцию логопеда;
Научить детей внимательно слушать ответы своих сверстников
Ход занятия:
- Организационный момент.
Сядет тот, кого я попрошу об этом вежливо:
Вова, садись!
Катя, садись, пожалуйста!
- А) Возьмите со стола из двух картинок ту картинку, которую я попрошу (на столе лежат картинки, где изображены существительные в единственном и множественном числе):столы, кубик, утки, мухи, петух, кони, утюг…
Б) Проверим, что вы взяли. Логопед берет у детей картинки и ставит их в две колонки(один предмет – много предметов), называет их, за логопедом повторяет ребенок:
- кубик, петух, утюг…
- столы, утки, мухи, петухи, кони…
Напротив поставить оставшиеся на столе картинки и еще раз повторить за логопедом, выделяя голосом окончания слов:
Стол – столы, утюг – утюги, петух – петухи, муха – мухи, конь – кони…
В) Договорить предложение. Вместо пропущенного слова логопед показывает картинку:
- Вове купили …(кубики).
- Катя взяла …(кубик).
- По реке плывет …(утка).
- На озере громко крякают…(утки).
- На столе стоит… (утюг).
- В магазине продаются …(утюги).
3. Физкультминутка
4. Составление предложений. Дети вытаскивают из «волшебного сундучка» картинки и составляют предложения:
- Это утюг. Это петухи. Это утки. Это мухи…
5. Итог занятия.
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Винительный падеж имен существительных.
Цель: научить детей различать и правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже,
Различать в речи существительные в форме именительного и винительного падежей.
Закрепить знания детей по теме «Овощи».
Развивать фразовую речь (фраза из трех слов).
Развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения, графические навыки, внимание, память, моторику пальцев рук.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Сядет тот, кто назовет овощ.
- А) Игра «Чудесный мешочек»: узнать овощ на ощупь, достать его и назвать.
-Что это? – морковка
- Что ты достал? – морковку
- Что это? – репа.
- Что ты достал? – репу
Аналогично играем с др.овощами(свекла, картошка, капута…).
Чтобы сложить овощи, мы возьмем…(корзину). Дети еще аз называют овощи, выделяя голосом окончание У:
В корзину положим свеклу, морковку, репу, капусту, картошку.
Б) Игра «Поможем повару приготовить обед».
Дети берут со стола разрезные картинки, складывают их ,называют, какой овощ они принесу для приготовления обеда:
- Я принесу картошку.
- Я принесу свёклу.
- Я принесу репу. И т.д.
3. Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика:
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я - капуста?
Мы капусту рубим, рубим…
Мы морковку трем, трем…
Мы капусту солим, солим…
Мы капусту жмем, жмем…
4.Договори слово:
На грядке выросла большая …(репа).
Катя взяла большую …(репу).
На столе лежит крупная…(картошка).
Мама чистит эту…(картошку).
В магазине продается зеленая…(капуста).
Мама режет зеленую…(капусту). И т.д.
Игра «Что возьмем на огород».
Обвести точечный контур предметов и сказать, что каждый возьмет на огород:
- Это корзина. Я возьму корзину.
- Это лопата. Я возьму лопату.
- Это лейка. Я возьму лейку.
- Это тачка. Я возьму тачку.
- Это пила. Я возьму пилу.
- Это коса. Я возьму косу.
5. Итог.
Уйдет тот, кто вспомнит, какие овощи мы видели на занятии.( Я видел капусту. Я видел репу. Я видел свёклу….).
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Винительный падеж существительных. Предлог под.
Цель: Научить детей правильному употреблению существительных в винительном падеже с предлогом под,
Научить различать предлоги под и на,
Развивать фразовую речь,
Закрепить знания детей по теме «Мебель», «Игрушки»,
Развивать внимание, память, тактильные ощущения, моторику пальцев рук.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет мебель.
- А) Игра «Прятки».
Спрячьте куклу под шкаф, кошку под стол, мишку под кресло. Потом дети должны вспомнить, куда они спрятали игрушки:
- Куда ты спрятала куклу? – …под шкаф.
- Куда ты посадил кошку? - … под стол.
- Куда ты спрятал мишку? - …под кресло
Б) Договори предложение по картинке:
- Машина заехала …(под мост).
- Катя спряталась…(под зонт).
-Мяч закатился…(под диван).
-Улитка заползла …(под лавку).
-Кошка залезла …(под стол).
Повторить все предложения.
- Физкультминутка
- А) «Угадай, что там»
Вспомните, какие вы прятали игрушки. Сейчас эти игрушки накрыты платком. Узнайте их на ощупь и скажите, кто спрятался под платок:
- Под платок спряталась кукла.
- Под платок спрятался мишка.
И т.д.
Б) Играем с игрушечной мебелью
В комнате Незнайки беспорядок. Назовите, куда положил свои вещи Незнайка:
-Незнайка положил подушку под кровать.
-Незнайка поставил тапочки на кровать.
-Незнайка положил мяч на стол.
-Незнайка поставил тарелку под стол.
А теперь положите все предметы правильно и скажите, что вы сделали:
-Я положил подушку на кровать.
- Я поставил тапочки под кровать
- Я положил мяч под стол(на пол).
- Я поставил тарелку на стол.
5. Итог занятия.
Уйдет тот, кто вспомнит , какая мебель есть дома.
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Повторение предлогов на, у, под, за, от.
Цель: Закрепить умение правильно употреблять в речи предлогов,
Закрепить знания детей по теме «Зима. Новый год»,
Развивать связную речь,
Развивать моторику пальцев рук, логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, память
Ход занятия:
!. Организационный момент.
Поздороваться, отстукивая пальцами ритмический рисунок слова:
Здравст – вуй – те
2.
А) Отгадайте загадку:
Снег на полях, лед на прудах,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
Мы сегодня будем говорить о зиме.
Б) У детей на столах разрезные картинки по теме «Зима». Собрать картинку и сказать, что получилось:
У меня елка. У меня Снегурочка. У меня шарик… и т.д.
В) «Украсим елку»:
Разместите картинки на «ёлке» и скажите, что вы сделали:
- Я повесил на елку шар.
- Я повесила на елку снежинку.
- Я положил под елку подарок.
- Я поставил под елку Снегурочку.
- Я посадил под елку зайца и т.д.
Г) На праздник пришли животные. Они спрятались за елкой. Угадайте, кто спрятался (из-за елки видна только часть животного: (заячьи уши, лисий хвост, волчья голова, беличий хвост…):
За елкой спрятался заяц. З а елкой спряталась лиса. За елкой спрятался волк. И т.д.
Кто от кого убежит? – Заяц убежит от лисы. Белка убежит от волка и т.д.
- Физкультминутка
Речь с движениями: Выпал беленький снежок,
Соберемся мы в кружок.
Дети все на лыжи встали
И на лыжах побежали.
Дети к вечеру устали
И в кроватках задремали.
4.Составление рассказа по картинно-графическому плану, заучивание рассказа:
Зима.
Наступила зима. На земле лежит снег. У Пети санки. За Петей бежит собака.
- Итог занятия.
Уйдет тот, кто запомнит и повторит 3 слова: снег, снежок, снежинка; зима, зимушка, зимний; лед, льдинка, ледяной… и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ». Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 БАЗАРНОВА О.В.
Отражает деятельность и системный подход к изучению и коррекции нарушений речи....
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.
Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которое проявляется в случае несформированности операции грамматического структурирования (исхо...
Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"
Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...
Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"
Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...
"Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Нарушение предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи, является одним из видов нарушений граммматического строя. В татье описываются виды нарушений в предложно - падежных констру...