Формирование предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи
план-конспект урока по логопедии на тему

Савина Светлана Владимировна

Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

              Именительный падеж имен существительных.

Цель: научить детей различать и правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в именительном падеже с окончаниями ы-и;

Развивать фразовую речь(фраза из 2 слов)

Научить детей внимательно слушать инструкцию логопеда;

Научить детей внимательно слушать ответы своих сверстников

                                                        Ход занятия:

  1. Организационный момент.                        

  Сядет тот, кого я попрошу об этом вежливо:

Вова, садись!

Катя, садись, пожалуйста!

  1. А) Возьмите со стола  из двух картинок ту картинку, которую я попрошу (на столе лежат картинки, где изображены существительные в единственном и множественном числе):столы, кубик, утки, мухи, петух, кони, утюг…

 Б) Проверим, что вы взяли. Логопед берет у детей картинки и ставит их в две колонки(один предмет – много предметов), называет их, за логопедом повторяет ребенок:

- кубик, петух, утюг…

- столы, утки, мухи, петухи, кони…

Напротив поставить оставшиеся на столе картинки и еще раз повторить за логопедом, выделяя голосом окончания слов:

Стол – столы, утюг – утюги, петух – петухи, муха – мухи, конь – кони…

В)  Договорить предложение. Вместо пропущенного слова логопед показывает картинку:

- Вове купили …(кубики).

- Катя взяла …(кубик).

- По реке плывет …(утка).

- На озере громко крякают…(утки).

- На столе стоит… (утюг).

- В магазине продаются …(утюги).

3. Физкультминутка

4. Составление предложений. Дети вытаскивают из «волшебного сундучка» картинки и составляют предложения:

- Это утюг. Это петухи. Это утки. Это мухи

5. Итог занятия.

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

                    Винительный падеж имен существительных.

Цель: научить детей различать и правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже,

Различать в речи существительные в форме именительного и винительного падежей.

Закрепить знания детей по теме «Овощи».

Развивать фразовую речь (фраза из трех слов).

Развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения, графические навыки, внимание, память, моторику пальцев рук.

                                                         Ход занятия:

  1. Организационный момент:

 Сядет тот, кто назовет овощ.

  1. А)  Игра «Чудесный мешочек»: узнать овощ на ощупь, достать его и назвать.

 -Что это? – морковка

- Что ты достал? – морковку

- Что это? – репа.

- Что ты достал? – репу

Аналогично играем с др.овощами(свекла, картошка, капута…).

Чтобы сложить овощи, мы возьмем…(корзину). Дети еще аз называют овощи, выделяя голосом окончание У:

В корзину положим свеклу, морковку, репу, капусту, картошку.

Б) Игра «Поможем повару приготовить обед».

Дети берут со стола разрезные картинки, складывают их ,называют, какой овощ они   принесу для приготовления обеда:

- Я   принесу картошку.

- Я  принесу свёклу.

- Я  принесу репу. И т.д.

3. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика:

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я -  капуста?

Мы капусту рубим, рубим…

Мы морковку трем, трем…

Мы капусту солим, солим…

Мы капусту жмем, жмем…

4.Договори слово:

На грядке выросла большая …(репа).

Катя взяла большую …(репу).

На столе лежит крупная…(картошка).

Мама чистит эту…(картошку).

В магазине продается зеленая…(капуста).

Мама режет зеленую…(капусту).       И т.д.

Игра «Что возьмем на огород».

Обвести точечный контур предметов и сказать, что каждый возьмет на огород:

 - Это корзина. Я возьму корзину.

- Это лопата. Я возьму лопату.

- Это лейка. Я возьму лейку.

- Это тачка. Я возьму тачку.

- Это пила. Я возьму пилу.

- Это коса. Я возьму косу.

5. Итог.

Уйдет тот, кто вспомнит, какие овощи мы видели на занятии.( Я видел капусту. Я видел репу. Я видел свёклу….).

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

              Винительный падеж существительных. Предлог под.

Цель: Научить детей правильному употреблению существительных в винительном падеже с предлогом под,

Научить различать предлоги под и на,

Развивать фразовую речь,

Закрепить знания детей по теме «Мебель», «Игрушки»,

Развивать внимание, память, тактильные ощущения, моторику пальцев рук.

                                                    Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет мебель.

  1. А) Игра «Прятки».

Спрячьте куклу под шкаф, кошку под стол, мишку под кресло. Потом дети должны вспомнить, куда они спрятали игрушки:

- Куда ты спрятала куклу? – …под шкаф.

- Куда ты посадил кошку? - … под стол.

- Куда ты спрятал мишку? - …под кресло

Б) Договори предложение по картинке:

- Машина заехала …(под мост).

- Катя спряталась…(под зонт).

-Мяч закатился…(под диван).

-Улитка заползла …(под лавку).

-Кошка залезла …(под стол).

Повторить все предложения.

  1. Физкультминутка
  2. А) «Угадай, что там»

Вспомните, какие вы прятали игрушки. Сейчас эти игрушки накрыты платком. Узнайте их на ощупь и скажите,  кто спрятался под платок:

- Под платок спряталась кукла.

- Под платок спрятался мишка.

            И т.д.

Б) Играем с игрушечной мебелью

В комнате Незнайки беспорядок. Назовите, куда положил свои вещи Незнайка:

-Незнайка положил подушку под кровать.

-Незнайка поставил тапочки на кровать.

-Незнайка положил мяч на стол.

-Незнайка поставил тарелку под стол.

А теперь положите все предметы правильно и скажите, что вы сделали:

-Я положил подушку на кровать.

- Я поставил тапочки под кровать

- Я положил мяч под стол(на пол).

- Я поставил тарелку на стол.

5. Итог занятия.

Уйдет тот, кто вспомнит , какая мебель есть дома.

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

                           Повторение предлогов на, у, под, за, от.  

Цель: Закрепить умение правильно употреблять в речи предлогов,

Закрепить знания детей по теме «Зима. Новый год»,

Развивать связную речь,

Развивать  моторику пальцев рук, логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, память

                                                               Ход занятия:

!. Организационный момент.

Поздороваться, отстукивая пальцами ритмический рисунок слова:

Здравст – вуй – те

2.

А) Отгадайте загадку:

Снег на полях, лед на прудах,

Вьюга гуляет, когда это бывает?      (зимой)

Мы сегодня будем говорить о зиме.

Б) У детей на столах разрезные картинки по теме «Зима». Собрать картинку и сказать, что получилось:

   У меня елка. У меня Снегурочка. У меня шарик… и т.д.

В) «Украсим елку»:

Разместите картинки на «ёлке» и скажите, что вы сделали:

- Я повесил на елку шар.

- Я повесила на елку снежинку.

- Я положил под елку подарок.

- Я поставил под елку Снегурочку.

- Я посадил под елку зайца и т.д.

Г) На праздник пришли животные. Они спрятались за елкой. Угадайте, кто спрятался (из-за елки видна только часть животного: (заячьи уши, лисий хвост, волчья голова, беличий хвост…):

   За елкой спрятался заяц. З а елкой спряталась лиса. За елкой спрятался волк. И т.д.

Кто от кого убежит? – Заяц убежит от лисы. Белка убежит от волка и т.д.

  1. Физкультминутка

Речь с движениями: Выпал беленький снежок,

                                       Соберемся мы в кружок.

                                        Дети все на лыжи встали

                                        И на лыжах побежали.

                                        Дети к вечеру устали

                                        И в кроватках задремали.

4.Составление рассказа по картинно-графическому плану, заучивание рассказа:

                                                   Зима.

Наступила зима. На земле лежит снег. У Пети санки. За Петей бежит собака.

  1. Итог занятия.

  Уйдет тот, кто запомнит и повторит 3 слова: снег, снежок, снежинка; зима, зимушка, зимний; лед, льдинка, ледяной… и т.д.

     



Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

              Именительный падеж имен существительных.

Цель: научить детей различать и правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в именительном падеже с окончаниями ы-и;

Развивать фразовую речь(фраза из 2 слов)

Научить детей внимательно слушать инструкцию логопеда;

Научить детей внимательно слушать ответы своих сверстников

                                                        Ход занятия:

  1. Организационный момент.                        

  Сядет тот, кого я попрошу об этом вежливо:

Вова, садись!

Катя, садись, пожалуйста!

  1. А) Возьмите со стола  из двух картинок ту картинку, которую я попрошу (на столе лежат картинки, где изображены существительные в единственном и множественном числе):столы, кубик, утки, мухи, петух, кони, утюг…

 Б) Проверим, что вы взяли. Логопед берет у детей картинки и ставит их в две колонки(один предмет – много предметов), называет их, за логопедом повторяет ребенок:

- кубик, петух, утюг…

- столы, утки, мухи, петухи, кони…

Напротив поставить оставшиеся на столе картинки и еще раз повторить за логопедом, выделяя голосом окончания слов:

Стол – столы, утюг – утюги, петух – петухи, муха – мухи, конь – кони…

В)  Договорить предложение. Вместо пропущенного слова логопед показывает картинку:

- Вове купили …(кубики).

- Катя взяла …(кубик).

- По реке плывет …(утка).

- На озере громко крякают…(утки).

- На столе стоит… (утюг).

- В магазине продаются …(утюги).

3. Физкультминутка

4. Составление предложений. Дети вытаскивают из «волшебного сундучка» картинки и составляют предложения:

- Это утюг. Это петухи. Это утки. Это мухи

5. Итог занятия.

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

                    Винительный падеж имен существительных.

Цель: научить детей различать и правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже,

Различать в речи существительные в форме именительного и винительного падежей.

Закрепить знания детей по теме «Овощи».

Развивать фразовую речь (фраза из трех слов).

Развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения, графические навыки, внимание, память, моторику пальцев рук.

                                                         Ход занятия:

  1. Организационный момент:

 Сядет тот, кто назовет овощ.

  1. А)  Игра «Чудесный мешочек»: узнать овощ на ощупь, достать его и назвать.

 -Что это? – морковка

- Что ты достал? – морковку

- Что это? – репа.

- Что ты достал? – репу

Аналогично играем с др.овощами(свекла, картошка, капута…).

Чтобы сложить овощи, мы возьмем…(корзину). Дети еще аз называют овощи, выделяя голосом окончание У:

В корзину положим свеклу, морковку, репу, капусту, картошку.

Б) Игра «Поможем повару приготовить обед».

Дети берут со стола разрезные картинки, складывают их ,называют, какой овощ они   принесу для приготовления обеда:

- Я   принесу картошку.

- Я  принесу свёклу.

- Я  принесу репу. И т.д.

3. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика:

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я -  капуста?

Мы капусту рубим, рубим…

Мы морковку трем, трем…

Мы капусту солим, солим…

Мы капусту жмем, жмем…

4.Договори слово:

На грядке выросла большая …(репа).

Катя взяла большую …(репу).

На столе лежит крупная…(картошка).

Мама чистит эту…(картошку).

В магазине продается зеленая…(капуста).

Мама режет зеленую…(капусту).       И т.д.

Игра «Что возьмем на огород».

Обвести точечный контур предметов и сказать, что каждый возьмет на огород:

 - Это корзина. Я возьму корзину.

- Это лопата. Я возьму лопату.

- Это лейка. Я возьму лейку.

- Это тачка. Я возьму тачку.

- Это пила. Я возьму пилу.

- Это коса. Я возьму косу.

5. Итог.

Уйдет тот, кто вспомнит, какие овощи мы видели на занятии.( Я видел капусту. Я видел репу. Я видел свёклу….).

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

              Винительный падеж существительных. Предлог под.

Цель: Научить детей правильному употреблению существительных в винительном падеже с предлогом под,

Научить различать предлоги под и на,

Развивать фразовую речь,

Закрепить знания детей по теме «Мебель», «Игрушки»,

Развивать внимание, память, тактильные ощущения, моторику пальцев рук.

                                                    Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет мебель.

  1. А) Игра «Прятки».

Спрячьте куклу под шкаф, кошку под стол, мишку под кресло. Потом дети должны вспомнить, куда они спрятали игрушки:

- Куда ты спрятала куклу? – …под шкаф.

- Куда ты посадил кошку? - … под стол.

- Куда ты спрятал мишку? - …под кресло

Б) Договори предложение по картинке:

- Машина заехала …(под мост).

- Катя спряталась…(под зонт).

-Мяч закатился…(под диван).

-Улитка заползла …(под лавку).

-Кошка залезла …(под стол).

Повторить все предложения.

  1. Физкультминутка
  2. А) «Угадай, что там»

Вспомните, какие вы прятали игрушки. Сейчас эти игрушки накрыты платком. Узнайте их на ощупь и скажите,  кто спрятался под платок:

- Под платок спряталась кукла.

- Под платок спрятался мишка.

            И т.д.

Б) Играем с игрушечной мебелью

В комнате Незнайки беспорядок. Назовите, куда положил свои вещи Незнайка:

-Незнайка положил подушку под кровать.

-Незнайка поставил тапочки на кровать.

-Незнайка положил мяч на стол.

-Незнайка поставил тарелку под стол.

А теперь положите все предметы правильно и скажите, что вы сделали:

-Я положил подушку на кровать.

- Я поставил тапочки под кровать

- Я положил мяч под стол(на пол).

- Я поставил тарелку на стол.

5. Итог занятия.

Уйдет тот, кто вспомнит , какая мебель есть дома.

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

                           Повторение предлогов на, у, под, за, от.  

Цель: Закрепить умение правильно употреблять в речи предлогов,

Закрепить знания детей по теме «Зима. Новый год»,

Развивать связную речь,

Развивать  моторику пальцев рук, логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, память

                                                               Ход занятия:

!. Организационный момент.

Поздороваться, отстукивая пальцами ритмический рисунок слова:

Здравст – вуй – те

2.

А) Отгадайте загадку:

Снег на полях, лед на прудах,

Вьюга гуляет, когда это бывает?      (зимой)

Мы сегодня будем говорить о зиме.

Б) У детей на столах разрезные картинки по теме «Зима». Собрать картинку и сказать, что получилось:

   У меня елка. У меня Снегурочка. У меня шарик… и т.д.

В) «Украсим елку»:

Разместите картинки на «ёлке» и скажите, что вы сделали:

- Я повесил на елку шар.

- Я повесила на елку снежинку.

- Я положил под елку подарок.

- Я поставил под елку Снегурочку.

- Я посадил под елку зайца и т.д.

Г) На праздник пришли животные. Они спрятались за елкой. Угадайте, кто спрятался (из-за елки видна только часть животного: (заячьи уши, лисий хвост, волчья голова, беличий хвост…):

   За елкой спрятался заяц. З а елкой спряталась лиса. За елкой спрятался волк. И т.д.

Кто от кого убежит? – Заяц убежит от лисы. Белка убежит от волка и т.д.

  1. Физкультминутка

Речь с движениями: Выпал беленький снежок,

                                       Соберемся мы в кружок.

                                        Дети все на лыжи встали

                                        И на лыжах побежали.

                                        Дети к вечеру устали

                                        И в кроватках задремали.

4.Составление рассказа по картинно-графическому плану, заучивание рассказа:

                                                   Зима.

Наступила зима. На земле лежит снег. У Пети санки. За Петей бежит собака.

  1. Итог занятия.

  Уйдет тот, кто запомнит и повторит 3 слова: снег, снежок, снежинка; зима, зимушка, зимний; лед, льдинка, ледяной… и т.д.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование  предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...

Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.

Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которое проявляется в случае несформированности операции грамматического структурирования (исхо...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

"Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Нарушение предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи, является одним из видов нарушений граммматического строя. В татье описываются виды нарушений в предложно - падежных констру...