Конспект логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Обучение грамоте "Гласные звуки буквы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия  по обучению грамоте на тему: «Гласные звуки и буквы».

Цель: Совершенствование навыка звуко- буквенного анализа и синтеза.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнение артикуляции гласных звуков.

Дифференциация звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Закрепление умения определять количество слогов в слове, ударный слог.

Закрепление образа гласных букв; формирование навыка чтения слогов и слов с буквами К, Т,  М.
Актуализация словаря.

Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие: 

Развитие фонематического слуха, чувства ритма.

Развитие оптико-пространственного представления, слухового и зрительного внимания и восприятия, памяти.

Развитие артикуляционной, тонкой и  общей моторики, пространственной ориентации, умение координировать речь с движениями.

Развитие воображения, внимания, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии. Развитие эмпатии, навыков коммуникации, воспитание бережного отношения к животным, чувства партнёрства. Развитие навыков самоконтроля. Воспитание интереса к коллективной деятельности. Воспитание звуковой культуры речи.

Коррекционно-оздоровительные:

Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

 Профилактика умственного, зрительного утомления на занятии.

 Формирование правильной осанки.

 Оборудование: Мяч, буквы на магнитах, мешочек, цветные фишки (красные, синие, зеленые), таблица №1, слоговые  схемы, таблица №2, игрушка- Кот, карточки- «бусы», таблица №3, предметные картинки (ананас, кубики, сани, утки),  простые карандаши, картинки дома нарисованного пунктиром.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

 Логопед: — П … Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.

 1 ребенок: Звуки гласные мы знаем,

 Без труда их различаем.

 Вызываем по порядку

 Наши звуки на зарядку.

 [А] — откройте рот пошире,

 Руки в сторону — три, четыре.

 2 ребенок: [У] — надул капризно губки,

 Подними скорее руки!

  [О] — округлив побольше губы,

 О, прикрыл немного зубы.

 Согни руки в колесо,

Получилось хорошо!

3 ребенок: [И] — Улыба, весельчак,

 Он смеется звонко, так.

 Руки в стороны развели

 И немного потрясли.

 [Ы] — Хоть гласный, но тихоня,

 Все зевает он спросонья.

 Бок рукою он подпер,

 Ногу в сторону отвел,

 Другой рукою потянулся

 Словно только что проснулся.

 [Э] — В задумчивом сомненье,

 Он высказывает мнение.

 Уважительный я звук,

 Поклонюсь я всем вокруг.

 А, У, О, Ы, И - Вот такие все они,

Нет для них нигде преграды.

Петь мы эти звуки рады.

 II. Основная часть.

1. Игра с мячом «Назови слово».

Л.:  — А теперь еще игра

Мяч скорее мне сюда!

Подарю вам звуки я,

 Вы вернете мне слова.

 Ты подумай, милый друг,

Чтобы был вначале звук. (Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т.д.)

 Л.: —  Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки и я хочу с вами поиграть. Присаживайтесь за столы. (Дети садятся на свои места).

 2. Игра «Четвертый лишний».

 Л.: — С какими звуками мы сейчас играем?

Дети: — Мы играем с гласными звуками.

Л.: — Почему мы их называем гласными?

Дети: — Потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно без преград.

Л.: — Назовите лишний звук и объясните, почему он лишний. АОУК

Д.: — Лишний звук «К», потому что он согласный, а остальные гласные. (Аналогично: АМОИ, КТЭП, МПИК).

3. Игра « Волшебный мешочек».

Л.: — Давайте поиграем в игру « Волшебный мешочек». Узнайте буквы на ощупь (дети угадывают и выставляют на магнитную доску буквы).  

Л.: — Вы называли звуки, затем угадывали буквы. Чем звук отличается от буквы?

Д.: —  Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.

4. Чтение слогов.

 Л.: — Образуйте слоги с помощью гласных и согласного «Т» в конце. (AT, УТ,ОТ, ИТ, ЭТ, ЫТ.)

Л.: — Образуйте слоги с помощью гласных и согласного «К» вначале. (КА, КУ, КО, КИ, КЭ, КЫ.)

 Л.: — Назовите гласную, перед которой согласный звучит мягко.

Д.: —   Перед «и» согласный звучит мягко.

Л.: — Составьте схему слога «КИ».(один у доски, остальные индивидуально).

 Л.: — Назовите первый звук.

Д.: —  Первый звук «КЬ».

Л.: — Звук «КЬ» какой?

Д.: — Звук «КЬ» согласный, мягкий, глухой.

Л.: — Назовите второй звук.

Д.: — Второй звук «И».

Л.: —  Звук «И» какой?

Д.: — Звук «И» гласный.

Л.: — Теперь добавьте звуковое обозначение звука «Т».

 Л.: —  Какое слово получилось?

Д.: — Получилось слово КИТ.

Л.: —  Какое слово получится, если в слове КИТ звук «И» заменить звуком «О»?

Д.: — Получится слово КОТ.

 Л.: — Что нужно изменить в схеме слова КИТ, чтобы получилось слово КОТ? ( Дети меняют зелёный квадрат в схеме на синий квадрат.).

Д.: —  Надо заменить зеленую фишку обозначающею мягкий звук КЬ, синей фишкой.

Л.: — Расскажите все о слове КОТ. Сколько слогов в слове КОТ?

Д.: — В слове кот один слог.

 Л.: — Как вы узнали, сколько слогов в слове КОТ?

Д.: —  Сколько гласных звуков столько и слогов.

Л.: — Назовите гласный звук в слове КОТ.

Д.: — О.

Л.: —  Назовите согласные твердые звуки.

Д.: —  К, Т.

Л.: —  Назовите согласные мягкие звуки.

Д.: —  Мягких согласных в слове КОТ нет.

 Л.: — Сколько всего звуков в слове КОТ?

Д.: — В слове КОТ три звука.

 Л.: — А вот и КОТ. (Выставляется игрушка).  Он очень любит петь. Давайте для него споем песенку гласных, соблюдая ударение. (Дети выполняют задание). (табл. №1)

5. Су- Джок  «Мяч».

Л.: —  КОТ принес нам свои любимые игрушки -  мячики. Давайте с ними поиграем. (Дети повторяют слова и выполняют действия с мячиком в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю,

Взад- вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто б я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

6. Определение места гласных звуков.

 Л.: — Итак, сегодня мы повторяем гласные звуки и буквы. Мы уже убедились, что гласные очень любят петь.

Л.: — КОТ очень любит гласные звуки и приготовил нам сюрприз — это картинки с изображением предметов. Они лежат у вас на столах, переверните их. (Дети переворачивают картинки на столах).

 Л.: — КОТ просит вас показать на звуковых домиках, сколько гласных звуков в слове и где они слышатся. ( Работа со звуковыми домиками — индивидуально).

7. Игра «Телефон».

 Л.:—  Назовите гласные звуки по порядку. (Дети показывают и называют — сани «а, и» и т.д.).

8. Игра «Телеграф».

 Л.:—  Поиграем в игру телеграф, разделите своё слово на слоги. (Дети отхлопывают и проговаривают слово по слогам). Подберите слоговую схему слова.

 Л.: — Поднимите картинки, в названии которых один слог (два слога).

 Л.: — Какое важное правило, мы вспомнили?

Д.: —   Сколько в слове гласных столько и слогов.

9. Игра «Бусы».

 Л.: — Посмотрите, КОТ подарил нам бусы. Постарайтесь запомнить цепочку гласных и правильно сделайте себе такие же бусы. АУИО (дети выполняют задание с липучками).

 10. Игра «Стол находок».

Л.: — А вот еще одна игра «Стол находок», буквы потерялись, найдите потерянные буквы и прочитайте слова. М…к, к…т, т…к, к…м, м…х, к…т, м…к…, м…к…. (А О У И Ы). (Дети читают, подчеркивая счетными палочками прочитанные слова) (табл. №3)

 Л.: — Соберите счетные палочки. Сколько счетных палочек у вас?

 Д.: — 8.

 Л.: — Значит, сколько слов вы прочитали?

 Д.: — Мы прочитали 8 слов.

11. Игровое задание «Строим по звукам».

Л.: —У вас лежат листочки. Что на них изображено, узнали?

Д.: —   Это дом.

 Л.: — Правильно. Но вот незадача!  У КОТА дом непрочный, пунктирный. Мы его сейчас будем строить по звукам. Я буду называть первый звук той части дома, которую надо укрепить и обвести простым карандашом. А вы отгадайте: «К» - крыша (обводят), «О» - окна (обводят), «Т» - труба (обводят), «Д» -  дым (обводят),  «ЛЬ» -  лестница (обводят), «З» -  забор (обводят). Вот дом для КОТА - какой он?

Д.: — Прочный.

III. Рефлексия. Итог занятия.

Л.: — Наше занятие подошло  к концу. О чем мы говорили на занятии?

Д.: —   О гласных звуках и буквах.

 Л.: —  Возьмите ваши листочки, дома раскрасьте цветными карандашами домик для кота. В таких  хороших домах должен жить домашний питомец. Выберите себе котенка, и он с радостью поселится в вашем доме. А завтра принесите свои рисунки, мы организуем выставку города котов. Дома придумайте название городу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...