Конспект логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте на тему: «Гласные звуки и буквы».
Цель: Совершенствование навыка звуко- буквенного анализа и синтеза.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнение артикуляции гласных звуков.
Дифференциация звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Закрепление умения определять количество слогов в слове, ударный слог.
Закрепление образа гласных букв; формирование навыка чтения слогов и слов с буквами К, Т, М.
Актуализация словаря.
Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие:
Развитие фонематического слуха, чувства ритма.
Развитие оптико-пространственного представления, слухового и зрительного внимания и восприятия, памяти.
Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, пространственной ориентации, умение координировать речь с движениями.
Развитие воображения, внимания, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование положительной установки на участие в занятии. Развитие эмпатии, навыков коммуникации, воспитание бережного отношения к животным, чувства партнёрства. Развитие навыков самоконтроля. Воспитание интереса к коллективной деятельности. Воспитание звуковой культуры речи.
Коррекционно-оздоровительные:
Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Профилактика умственного, зрительного утомления на занятии.
Формирование правильной осанки.
Оборудование: Мяч, буквы на магнитах, мешочек, цветные фишки (красные, синие, зеленые), таблица №1, слоговые схемы, таблица №2, игрушка- Кот, карточки- «бусы», таблица №3, предметные картинки (ананас, кубики, сани, утки), простые карандаши, картинки дома нарисованного пунктиром.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед: — П … Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.
1 ребенок: Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
[А] — откройте рот пошире,
Руки в сторону — три, четыре.
2 ребенок: [У] — надул капризно губки,
Подними скорее руки!
[О] — округлив побольше губы,
О, прикрыл немного зубы.
Согни руки в колесо,
Получилось хорошо!
3 ребенок: [И] — Улыба, весельчак,
Он смеется звонко, так.
Руки в стороны развели
И немного потрясли.
[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Бок рукою он подпер,
Ногу в сторону отвел,
Другой рукою потянулся
Словно только что проснулся.
[Э] — В задумчивом сомненье,
Он высказывает мнение.
Уважительный я звук,
Поклонюсь я всем вокруг.
А, У, О, Ы, И - Вот такие все они,
Нет для них нигде преграды.
Петь мы эти звуки рады.
II. Основная часть.
1. Игра с мячом «Назови слово».
Л.: — А теперь еще игра
Мяч скорее мне сюда!
Подарю вам звуки я,
Вы вернете мне слова.
Ты подумай, милый друг,
Чтобы был вначале звук. (Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т.д.)
Л.: — Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки и я хочу с вами поиграть. Присаживайтесь за столы. (Дети садятся на свои места).
2. Игра «Четвертый лишний».
Л.: — С какими звуками мы сейчас играем?
Дети: — Мы играем с гласными звуками.
Л.: — Почему мы их называем гласными?
Дети: — Потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно без преград.
Л.: — Назовите лишний звук и объясните, почему он лишний. АОУК
Д.: — Лишний звук «К», потому что он согласный, а остальные гласные. (Аналогично: АМОИ, КТЭП, МПИК).
3. Игра « Волшебный мешочек».
Л.: — Давайте поиграем в игру « Волшебный мешочек». Узнайте буквы на ощупь (дети угадывают и выставляют на магнитную доску буквы).
Л.: — Вы называли звуки, затем угадывали буквы. Чем звук отличается от буквы?
Д.: — Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.
4. Чтение слогов.
Л.: — Образуйте слоги с помощью гласных и согласного «Т» в конце. (AT, УТ,ОТ, ИТ, ЭТ, ЫТ.)
Л.: — Образуйте слоги с помощью гласных и согласного «К» вначале. (КА, КУ, КО, КИ, КЭ, КЫ.)
Л.: — Назовите гласную, перед которой согласный звучит мягко.
Д.: — Перед «и» согласный звучит мягко.
Л.: — Составьте схему слога «КИ».(один у доски, остальные индивидуально).
Л.: — Назовите первый звук.
Д.: — Первый звук «КЬ».
Л.: — Звук «КЬ» какой?
Д.: — Звук «КЬ» согласный, мягкий, глухой.
Л.: — Назовите второй звук.
Д.: — Второй звук «И».
Л.: — Звук «И» какой?
Д.: — Звук «И» гласный.
Л.: — Теперь добавьте звуковое обозначение звука «Т».
Л.: — Какое слово получилось?
Д.: — Получилось слово КИТ.
Л.: — Какое слово получится, если в слове КИТ звук «И» заменить звуком «О»?
Д.: — Получится слово КОТ.
Л.: — Что нужно изменить в схеме слова КИТ, чтобы получилось слово КОТ? ( Дети меняют зелёный квадрат в схеме на синий квадрат.).
Д.: — Надо заменить зеленую фишку обозначающею мягкий звук КЬ, синей фишкой.
Л.: — Расскажите все о слове КОТ. Сколько слогов в слове КОТ?
Д.: — В слове кот один слог.
Л.: — Как вы узнали, сколько слогов в слове КОТ?
Д.: — Сколько гласных звуков столько и слогов.
Л.: — Назовите гласный звук в слове КОТ.
Д.: — О.
Л.: — Назовите согласные твердые звуки.
Д.: — К, Т.
Л.: — Назовите согласные мягкие звуки.
Д.: — Мягких согласных в слове КОТ нет.
Л.: — Сколько всего звуков в слове КОТ?
Д.: — В слове КОТ три звука.
Л.: — А вот и КОТ. (Выставляется игрушка). Он очень любит петь. Давайте для него споем песенку гласных, соблюдая ударение. (Дети выполняют задание). (табл. №1)
5. Су- Джок «Мяч».
Л.: — КОТ принес нам свои любимые игрушки - мячики. Давайте с ними поиграем. (Дети повторяют слова и выполняют действия с мячиком в соответствии с текстом).
Я мячом круги катаю,
Взад- вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто б я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапку кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
6. Определение места гласных звуков.
Л.: — Итак, сегодня мы повторяем гласные звуки и буквы. Мы уже убедились, что гласные очень любят петь.
Л.: — КОТ очень любит гласные звуки и приготовил нам сюрприз — это картинки с изображением предметов. Они лежат у вас на столах, переверните их. (Дети переворачивают картинки на столах).
Л.: — КОТ просит вас показать на звуковых домиках, сколько гласных звуков в слове и где они слышатся. ( Работа со звуковыми домиками — индивидуально).
7. Игра «Телефон».
Л.:— Назовите гласные звуки по порядку. (Дети показывают и называют — сани «а, и» и т.д.).
8. Игра «Телеграф».
Л.:— Поиграем в игру телеграф, разделите своё слово на слоги. (Дети отхлопывают и проговаривают слово по слогам). Подберите слоговую схему слова.
Л.: — Поднимите картинки, в названии которых один слог (два слога).
Л.: — Какое важное правило, мы вспомнили?
Д.: — Сколько в слове гласных столько и слогов.
9. Игра «Бусы».
Л.: — Посмотрите, КОТ подарил нам бусы. Постарайтесь запомнить цепочку гласных и правильно сделайте себе такие же бусы. АУИО (дети выполняют задание с липучками).
10. Игра «Стол находок».
Л.: — А вот еще одна игра «Стол находок», буквы потерялись, найдите потерянные буквы и прочитайте слова. М…к, к…т, т…к, к…м, м…х, к…т, м…к…, м…к…. (А О У И Ы). (Дети читают, подчеркивая счетными палочками прочитанные слова) (табл. №3)
Л.: — Соберите счетные палочки. Сколько счетных палочек у вас?
Д.: — 8.
Л.: — Значит, сколько слов вы прочитали?
Д.: — Мы прочитали 8 слов.
11. Игровое задание «Строим по звукам».
Л.: —У вас лежат листочки. Что на них изображено, узнали?
Д.: — Это дом.
Л.: — Правильно. Но вот незадача! У КОТА дом непрочный, пунктирный. Мы его сейчас будем строить по звукам. Я буду называть первый звук той части дома, которую надо укрепить и обвести простым карандашом. А вы отгадайте: «К» - крыша (обводят), «О» - окна (обводят), «Т» - труба (обводят), «Д» - дым (обводят), «ЛЬ» - лестница (обводят), «З» - забор (обводят). Вот дом для КОТА - какой он?
Д.: — Прочный.
III. Рефлексия. Итог занятия.
Л.: — Наше занятие подошло к концу. О чем мы говорили на занятии?
Д.: — О гласных звуках и буквах.
Л.: — Возьмите ваши листочки, дома раскрасьте цветными карандашами домик для кота. В таких хороших домах должен жить домашний питомец. Выберите себе котенка, и он с радостью поселится в вашем доме. А завтра принесите свои рисунки, мы организуем выставку города котов. Дома придумайте название городу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЛОГОПЕДУ».
МДОУ г.БалашоваСаратовской области д/с «Зёрнышко»...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.
Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...