Картотека речевых заданий на дифференциацию звуков.
картотека по логопедии (старшая группа) по теме
Дифференциация (или различение звуков)-очень важный раздел логопедической работы. Нарушение звукопроизношения- это не только дефект артикуляции, но и полное в речи одного или нескольких звуков, котрые замещаются другими звуками. При нарушении речи, кроме замещения отсутствующих звуков, также широко распространено явление смешения уже имеющихся у ребенка звуков речи. Нарушение фонетики родного языка, затрагивающее большое количество звуков, котрые и замещаютсяи смешиваются между собой, рассматривается сегодня как недостаток отчетливого слухового восприятия или как фонетико-фонематическое неразвитие речи. Речевой материл на различение звуков представлен как механическое противопосталение изучаемых звуков в слогах, словах, предложениях, стихах, потешках, поговорках. Карточки составлены на онове пособия Надежды Жуковой "Уроки логопеда. Исправление нарушений речи". Материал может быть использован в работе учителя-логопеда и также предложен родителям для закрепления иученного материала дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевой материал на дифференциацию звуков | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация С и Ш. Карточка № 1.
СА-ША СА-ША СА-ША СО-ШО СО-ШО СО-ШО СУ-ШУ СУ-ШУ СУ-ШУ СЫ-ШИ СЫ-ШИ СЫ-ШИ 2.Проговаривание слов. Саша шоссе смешно Сашенька шест слышно сушки шесть солнышко 3. Шалаш-салат ваш-вас нос-нож мешок-песок башня-басня усы-уши шутки-сутки кашка-каска мыс-мышь шило-сила посол-пошел масса-Маша 4. Проговаривание слогов. спа-шпа сма-шма сва-шва ста-шта спо-шпо смо-шмо сво-шво сто-што спу-шпу сму-шму сву-шву сту-шту спы-шпы смы-шмы свы-швы сты-шты 5. Изменить слова. Я спешу и ты спешишь. Он спешит – и вы спешите. Мы спешим – и они спешат. Я сушу сушки – и ты сушишь сушки. Я слышу ваш бас, а ты слышишь наши басы. | Дифференциация С и Ш. Карточка № 2.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон. У болота вдоль опушки Мимо вспаханных полей Шли веселые лягушки В гости к бабушке своей.
Маша и Саша любят кашу. Маша и Саша любят кашу. Каша вкусная, каша пшенная и пышная. Маша кушает кашу с маслом, а Саша ест кашу с молоком. Саша и его семья. У нашего Саши есть собака Шу-шу. Она шалунишка. Есть у Саши и котик Васенька, он котишка-плутишка. Шалунишка Шу-шу и Васенька вместе спят, вместе из одной миски едят. Если Саша идет гулять, он надевает сапожки, а Шу-шу лает и хвостиком виляет. А если Саша не спешит идти, Шу-шу шалит – за штаны Сашу хватает, за сапожки кусает.
В шалаше шесть шалунов. Шишки на сосне, шашки на столе. Шапкой Саша шишки сшиб. Шила шубку-сшила юбку, Шила шапку- сшила тапку. |
Дифференциация Л и Ль. Карточка № 1.
ла-ля ал – аль вла-вля лу-лю ул-уль кла-кля ло-лё ол-оль пла-пля лы-ли ыл-иль сла-сля 2.Проговаривание слов. лавка-лямка лоб-лёд лук-люк пола-поля лом-лён лужа-Люда юла-Юля пилот-полёт лыко-лихо игла-петля болото-полёты лысый-лисий галка-галька кашалот-самолёт улыбка-улитка даль-дал уголь-угол мель-мел цель-цел сельдь-сел полька-пол ель-ел пыль-пил 4. Проговаривание предложений. В этом году было тёплое лето. В углу уголь. За садом поля и леса. Юле купили юлу. 5.Изменить слова. Алла упала – и мы упали. Коля устал – и мы устали. Алла села на стул и Коля сел на стул. А дети давно сидели на стульях. Один лимон и одно яблоко. Два лимона и два яблока. Много лимонов и много яблок. | Дифференциация Л и Ль. Карточка № 2.
С клёна упала Соседка Алёнка. Алёнку намазали зелёнкой. И стала Алёна зеленее клёна. На неделе у налима Состоялись именины, Там надменные лини, Ели сладкие блины. Улитка Алина В лесу обитала, Алине дела В лесу хватало- Плясала, гуляла, Делала сальто И весело пела.
Не сыпь уголь в этот угол. Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела. Колотил Клим клин, колотил да не выколотил. Ловким клювом клюкву с блюда клюёт плутовка-мухоловка. Клинья клином выбивали- Только клинья поломали- Клин сломался пополам, Клинья лопнули по шва. |
Дифференциация Р и Рь. Карточка № 1.
ррра-ря дррра-дря тррра-тря тррра-тря ррро-рё дррро-дрё тррро-трё тррро-трё ррру-рю дррру-дрю тррру-трю тррру-трю ррры-ри дррры-дри тррры-три тррры-три
здра-здря пры-при вру-врю жры-жри кра-кря бры-бри шра-шря хра-хря гра-гря вры-ври шро-шрё хро-хрё вра-вря жра-жря шры-шри хру-хрю вро-врё жро-жрё стра-стря стры-стри
рад-ряд трап-тряпка парад-наряд красный –грязный играть-нырять Жора-Боря град-грядка Нюра-Варя
РА-РЯ Радостно в ряске ныряет карась. Жора и Боря моют грязные грабли. На красной рябине корявая кора.
Играют в прятки кроты на грядке. Под порогом в ларёк прорыл ход хорёк. | Дифференциация Р и Рь. Карточка № 2.
РО-РЁ роза-берёза брови-брёвна рожки-сережки ворона-верёвка народ-вперёд робкий-рёбра корова-Бурёнка порог-ларёк РУ-РЮ руки-брюки фрукты-урюк рубашка-рюмка стручок-крючок берусь-борюсь комару-снегирю круг-крюк Андрюша-игрушка У Андрюшки три игрушки и большая груша. Свинья ест фрукты- хурму и урюк И радостно хрюкает: хрюк-хрюк! РЫ-РИ куры-курица комары-комарики пары-парить осетры-глухари рыбы-грибы пожары-буквари рычать –кричать рысь-рис корыто-Рита кедры-кудри шары-шарики Игривые тигры катают шарики, а над ними летают комарики. Тигры рычат – снегири кричат. У моей сестры Марины есть гранат и мандарины. У маленькой Риты в аквариуме маленькие рыбы. |
Дифференциация Р и Рь. Карточка № 3. Р-Рь
жар-жарь горка-горька удар-ударь зорко-зорька сыр-пузырь пример-январь
На горке – хор зверьков из породистых хорьков. Зорко смотрит снегирь на зорьке. Мурзик, смерь температуру, а потом прими микстуру.
Арь-арь-арь – вот висит фонарь. Один фонарь, два… три…четыре…пять. Ирь-ирь-ирь – у Раи снегирь. Один снегирь, два… три…четыре…пять. | Дифференциация Р и Л. Карточка № 1.
ра-ла ла-ра ал-ар ра-ал ро-ло ло-ро ол-ор ор-ол ру-лу лу-ру ул-ур ур-ул ры-лы лы-ры ил-ир ир-ил
рад-лад рот-флот рука-Лука рак-лак рокот-локоть беру-силу рама-лама урок-улов рубка-голубка рамка-лавка герой-удалой выручать-получать
серый – смелый игры-иглы метры-метлы горы-скалы
Ла-ра, ра-ла – вышел Рома со двора. Ло-ро, ро-ло – ведро наше уплыло. Лы-ры, ры-лы – волки серые злы. Мыло серо, да моет бело. Карл у Клары украл кораллы. А Клара у Карла карнет. Взял носорог коловорот И нырнул в водоворот. |
Дифференциация Рь и Ль. Карточка № 1.
ря-ля ля-ря ре-ле рё-лё лё-рё ле-ре рю-лю лю-рю ри-ли ли-ри
Боря-Поля горит – болит Варя-Валя сорить-солить моря-поля дарить-повалить говорят- не велят берись-не хвались апрель-капель вперёд-самолёт рейка-лейка берёт-полёт скорей-налей рёва-Лёва море-поле поперёк-кулёк варю-валю крюк-люк брюква-клюква урюк-посолю
Ря-ля, ля-ря-улетели самолёты за моря. Ри-ли, ли-ри- полено на дворе убери. Ре-ле, ле-ре – ребята пели во дворе. На дворе – апрель, за окном- капель. За дело берись, сделал дело- не хвались. Из лейки поливаем, а рейки прибиваем. Юля пескари в реке на мели. | Дифференциация Р и Л в стихах.. Карточка № 1. Потешка. Рослая сорока и робкая ворона Прогнали из гороха Хромого носорога. Ворона. -Кра!- Кричит ворона.- Кража! Караул! Грабёж! Пропажа! Вор прокрался Утром рано! Грош украл он Из кармана! Карандаш! Картошку! Пробку! И красивую коробку! Рыбка Рыбка плавает в водице, Рыбка спинку изогнула, Рыбке весело играть, Крошку хлебную взяла, Рыбка, рыбка-озорница, Рыбка хвостиком вильнула, Мы хотим тебя поймать. Рыбка быстро уплыла. |
Дифференциация С и З. Карточка № 1.
са-за за-са со-зо зо-со су-зу зу-су сы-зы зы-сы
сад-назад соя-Зоя суп-зуб сайка-зайка носок-возок несу- внизу лиса-Лиза сова-зола косы-козы коса-коза совок-кузовок носы-возы
Вот веселая затея- Запускать на нитке змея. На ослике – Соня, На козлике-Зоя. Соня любит букву С, Зоя любит букву З.
Зина знает все буквы. Знает она и букву З. Зина умеет называть слова на букву З: зайка, зяблик, зубы, зонт. Зоя не все буквы знает, зато она умеет называть слова со звуком С: сад, самолет, снег, сон. Назови и ты слова со звуком З, а потом с буквой С. | Дифференциация С и З. Карточка № 2.
Зоя, зайка и коза. Зое купили козу и зайку. Коза была заводная. Зоя стала заводить заводную козу. А у зайки от скуки заболели зубы. Зоя стала баюкать зайку, но зайка не спит, он боится – вот-вот коса забодает зайку.
Зайка не спит Зою зовет. Зайке коза спать не дает. - Возьмите козу! Замкните козу! И зайка тогда заснёт в тазу. Зайка зевнёт и Зоя зевнёт. Зайка заснет и Зоя заснет. Зайку бросила хозяйка. Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.
Если с лесу одни сосны – это лес сосновый. Если в лесу одни березы – это лес какой? Если в лесу одни ели – это лес какой? Если в лесу одни осины – это лес какой? |
Дифференциация Ш и Ж. Карточка № 1.
ша-жа шу-жу ше-же жо-шо жи-ши шо-жо ши-жи жа-ша жу-шу же-ше шпа-жба шта-жда шна-жна жмя шля-жля шпо-жбо што-ждо шно-жно жме шлё-жлё шпа-жба шта-жда шна-жна жми шлю-жлю
Луша-лужа шить-жить шило-жила лужок-пушок шаль-жаль уши-ужи выше-ниже должок-мешок шутка-жутка шьёт-жьёт мыши-лыжи уши-ужин ежата-мышата шест-жест дальше-ближе
Жук шел, шел, шел, желтый камешек нашел. Жук жужжит: -Жу-жу-жу! Я каждый день жужжу И детишек бужу. 4. Задание на словообразование. Составить фразы со словом бежать, используя слова: я , ты, он, мы, вы, они. | Дифференциация Ш и Ж. Карточка № 2.
Наши ежи взяли ножи и точат карандаши. Восхищаются малыши. Лягушка прыгнула однажды в пруд чужой И видит- там плывет налим большой. Жуки рогатые, мужички богатые Шапочками машут, с бабочками пляшут. С мышатами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши, а во ржи не души. Дождик, дождик, не дожди. Не дожди, подожди. Выйди, выйди, солнышко, Золотое донышко. 2. Подготовить пересказ. Луша вышла погулять. Надела шаль. На пути у неё была большая лужа. Луша обошла лужу, но Лушина шаль упала в лужу. Ах, как жаль шелковую шаль! 3.Найди ошибки: «Женя ошибся». Напиши, женя, что делают животные: ёжик, медвежонок, журавль и ужи. Женя написал. И вот что у него получилось. Ёжик лазает по деревьям. Ужи летают. Журавль колется. Медвежонок ползает. Исправь, ошибки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека речевого материала для дифференциации звуков Р – Л.
Речевой материал для дифференциации звуков Р – Л разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие рассказы. Данный материал...
Картотека заданий по дифференциации звуков [Л]-[Ль]
Картотека содержит речевой материал по дифференциации звуков [Л]-[Ль]....
Картотека речевого материала для дифференциации звуков С - Ш.
Речевой материал для дифференциации звуков [с-ш] разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слоги, слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие тексты для п...
Картотека речевого материала для дифференциации звуков Л - Н.
Представленный речевой материал разбит на отдельные карточки и сгруппирован по лексическим единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и тексты для пересказа....
Картотека речевого материала для дифференциации звуков Л - В.
Речевой материал для дифференциации звуков Л – В разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие рассказы. Данный ма...
Методическая разработка. Картотека речевого материала по дифференциации звуков.
Речевой материал по дифференциации звуков разработан для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющих общее недоразвитие речи, а также для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и для ...
Картотека речевого материала для дифференциации звуков [с-з].
Представленный речевой материал разбит на отдельные карточки и сгруппирован по лексическим единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и тексты для пересказа. Часть карточек иллюстрирова...