Картотека речевого материала для дифференциации звуков С - Ш.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Речевой материал для дифференциации звуков [с-ш] разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слоги, слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие тексты для пересказа. Предлагаемый материал также позволяет отрабатывать в речи детей навыки словообразования и словоизменения: употребление возвратных глаголов с постфиксом –ся, употребление глаголов в форме второго лица единственного числа, согласование существительных с числительными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_-_sh_dlya_sayta.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой материал для дифференциации звуков [с-ш].
1 Проговаривать серии слогов с «дирижированием». Отработать произношение звуков [с-ш.].
| 2 Проговаривать пары слов. Отработать произношение звуков [с-ш]. Уточнить значение выделенных слов.
|
3 Проговаривать слова с «дирижированием». Отработать произношение звуков [с-ш]. суша сушка спешу смешу слышу стишок слишком солнышко сушёный стёклышко соловушка смешной шанс шалость шелест шесть шоссе насмешка душистый послушный пастушок нашествие путешествие пушистый трусишка | 4 Проговаривать слова с «дирижированием». Отработать произношение звуков [с-ш]. Саша Сашенька сынишка старушка старший сушить смешить слушать страшный шест шерсть шелестеть бесшумный ушастый шустрый машинист шахматист штангист шестой услышу скушаю босоножки сапожки шоссе раскладушка |
5 Изменять слова по образцу, перекидывая мяч друг другу. Отработать произношение звуков [с-ш].
| 6 Изменить слова по образцу, перекидывая мяч друг другу. Мама произносит слова из первого столбика, ребёнок из второго. ИГРА «Я И ТЫ».
|
7 Проговаривать словосочетания. Отработать произношение звуков [с-ш]. Весёлый пастушок. Послушный малыш. Пушистая кошка. Опасное путешествие. Спасательная шлюпка. Солдатская шинель. Стальной шлем. Толстые шпалы. Весёлая шутка. Душистый ландыш. Лисья шапка. Спелая вишня. | 8 Проговаривать словосочетания. Отработать произношение звуков [c-ш]. Пушистый снег. Сладкий шоколад. Лесная глушь. Шелестят камыши. Шумный класс. Сушёные шампиньоны. Спешу на поезд. Шагаю по шоссе. Большая собака. Соленые волнушки. Уставшая бабушка. Соня – болтушка. Кашка в миске. |
9 Игра с мячом «Всего по 6». Изменять слова по образцу: соболь – шесть соболей, отработать произношение звуков [с - ш].
| 10 Игра с мячом «Всего по 6». Изменять слова по образцу: Отработать произношение звуков [с - ш].
|
11 Проговаривать предложения. Отработать произношение звуков [с-ш]. Петушок уселся на шест. Лукошко вишен стоит на столе. В тишине далеко слышен гул самолета. Наташа посолила кашу. Сластена Саша любит шоколад. В кадушке у старушки солёные волнушки. Кошка лакает кашку из миски. | 12 Проговаривать предложения. Отработать произношение звуков [с-ш]. Вымыли мышки миски для Мишки. Шесть мышат в шалаше шуршат. Соне снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. |
13 Проговаривать предложения. Отработать произношение звуков [с-ш]. У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша – трусишка, страшно ему. Кошки сидят на окошке и греются на солнышке. Шесть котят есть хотят. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое. | 14 Проговаривать скороговорки. Отработать произношение звуков [с-ш]. Береги нос в большой мороз. Дышит паром паровоз, пышет пар из-под колёс. Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске. По шоссе бегут машины, по асфальту шуршат шины. Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки. Соловушка, соловушка, весёлая головушка! У большого шалаша слон качает малыша, а мамаша не спеша шубку шьёт для малыша. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей. | ||
15 Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш]. В огороде нашем Нет редиски краше. Как сочна, красна, кругла! Не смотрите, что мала. | 16 Проговаривать предложения - рифмовки . Отработать произношение звуков [с - ш]. Скушай, Саша, шесть сушек. В Сашином лукошке шесть кошек. Кешка в спешке скушал пешку. Хороша стрижка у нашей Иришки. Наша Маша всех детишек краше.
|
17 Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш]. Кот сибирский, Кот пушистый, Нежен мех его душистый, Сам он важен и спесив – Видно, знает, что красив. | 19 Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш]. ….Несушка с петушком Угощались пирожком, И смеялся петушок, Так что трясся гребешок, А несушка хохотала – Чуть с насеста не упала… |
20 Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш]. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка! Что ты рано встаешь, Голосисто поёшь, Ване спать не даёшь? | 21 Выучить наизусть стихотворение «Бабушкины руки». Отработать произношение звуков [с - ш]. Это чья рубашка – синие горошинки? Бабушка старалась, шила для Алёшеньки! Это чей сарафан белыми ромашками? Бабушка старалась, шила для Наташеньки! |
22 Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш]. Веселая старушка Весь день сегодня шьёт. За кругленькой катушкой Следит пушистый кот. Устала шить старушка И села у ворот, А с кругленькой катушкой Играть пустился кот. | 23 Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш]. Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофера, Без приказа светофора, Шла сама, куда не зная, Шла машина заводная. |
24 Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].
Буду яблоки делить, Своих деточек кормить. | 25 Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с - ш]. Кран, откройся! |
26 Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с - ш].
| 27 Проговаривать построчно и выучить стихотворение наизусть. Следить за качеством звучания звуков [ш - с].
|
28 Выучить наизусть диалог Н. Сладкова «Сорока и мышь». Отработать произношение звуков [с - ш]. Рассказывать диалог по ролям. Раскрасить картинки. - Мышка – трусишка, ты треска боишься? - Ни крошечки не боюсь! - А громкого топота? - Ни капельки не боюсь! - А страшного рёва? - Нисколечко не боюсь! - А чего же ты тогда боишься? - Да тихого шороха…. | 29 Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с - ш]. Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, И дождь шуршит, И мышь, шурша, В нору спешит. А там тихооонечко шуршат Шесть шустрых маленьких мышат… |
30 Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с - ш]. За окошком на крушине Даже листья не шуршат, Даже шинами машины По шоссе не шелестят. В это время даже мыши Нашей кошке не слышны. Тишина… | 31 Подготовить текст к пересказу. Отработать произношение звуков [с-ш]. Шёл Алёша из школы и увидел на старой черешне полосатую кошку. Алёша хотел спугнуть кошку и бросил в неё шапку. Шапка повисла на ветке. Что делать? Пришлось Алёше лезть на черешню за шапкой. Будешь знать, как шалить, Алёша. |
32 Подготовить текст к пересказу. Отработать произношение звуков [с-ш]. Уточнить значение выделенных слов. Нарисовать к рассказу рисунок. Вот под ёлкой сидит маслёнок. У маслёнка на скользкой шляпке полоски. Это пушистая белка покусала. В августе белки сушат маслята, подосиновики, белые на ветках. Готовят запасы. Зимой найдёт белка душистый сушёный гриб и съест. А сытой и теплее, и веселее. | 33 Подготовить текст «Портнихи» к пересказу. Отработать произношение звуков [с-ш]. Шёл дождь. Мама устала и заснула днём. Девочки соня и Наташа сидели в этой же комнате и говорили шёпотом. Соня шила кукле поясок, а Наташа – капюшон. Обе сестрёнки шили хорошо. Когда мама проснулась, она пошла на кухню делать к обеду соус, а девочки убрали мусор с пола и пошли немного погулять перед обедом. Дождь уже прошёл, и сияло солнышко. Песок на дорожках просох, и можно было гулять посаду. |
34 Подготовить текст к пересказу, следить за произношением звуков [с - ш]. Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несёт свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. «Обманул меня мишка, - решила свинья, полмешка насыпал!» Шагает свинья дальше, устаёт. Мешок ей кажется тяжелее с каждым шагом. «Нет, не обманул мишка, - думает свинья, - мешок насыпал!» Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжёлый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: «Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!» | 35 Подготовить к пересказу текст «Поезд». Отработать произношение звуков [с-ш]. Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. |
36 Подготовить текст «Сумерки» .к пересказу. Отработать произношение звуков [с-ш]. Уточнить значение выделенных слов. Наступили сумерки. В лесу было тихо. Даже не шуршали сухие листья. Белка суетилась целый день; она устала и укладывалась спать в своём дупле. Вдруг напротив её дупла кто-то громко ухнул. Белка высунулась из дупла и спросила: «Что это за шум?» Напротив сидел филин. Он сказал: «Это я пошутил, хотел тебя напугать!» Белочка сердито ответила: «Что за шутки на ночь глядя?!» | 37 Подготовить к пересказу текст «Как Мыша за сыром ездил». Отработать произношение звуков [с-ш]. Утром мышонок Мыша сел на велосипед и поехал в магазин за сыром. Только отъехал от дома, смотрит – кот на дороге разлёгся и спит. Объехал его Мыша тихонечко и дальше поехал. Съехал с горки, подъехал к магазину, сыру купил и обратно поехал. Только въехал на горку, видит – кот проснулся. Потягивается. «Посижу-ка я пока под кустиком, - думает Мыша, - съем кусочек сыра». Сел и отъел кусочек. Потом ещё отъел и ещё. Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек: « Эх! Только сел, а уже всё съел… Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром!». |
38 Отвечать на вопросы по тексту. Подготовить текст «Карандаш» к пересказу. Папа принёс большой карандаш. Маша кричит: "Мне!" Миша кричит: "Мне!" Папа сказал:
| 39 Пересказывать текст « Почему у месяца платья нет». Отработать произношение звуков [с-ш]. Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье-то узко и коротко. |
Литература:
- Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996.
- Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб, 2009.
- Крупенчук О.И. стихи для развития речи. – СПб, 2007.
- Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль, 2002.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека речевого материала для дифференциации звуков Р – Л.
Речевой материал для дифференциации звуков Р – Л разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие рассказы. Данный материал...
Речевой материал для дифференциации звуков [С - Ч]
Представляю подборку речевого материала для автоматизации и дифференциации звуков "С - Ч". Материал пдобран по степени сложности и может использоваться как на занятиях, так и в качестве домашних задан...
Речевой материал для дифференциация звуков С-Ш
Данный материал используется в качестве домашнего задания для детей и их родителей.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"9476319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...
Картотека речевого материала для дифференциации звуков Л - Н.
Представленный речевой материал разбит на отдельные карточки и сгруппирован по лексическим единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и тексты для пересказа....
Картотека речевого материала для дифференциации звуков Л - В.
Речевой материал для дифференциации звуков Л – В разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие рассказы. Данный ма...
Методическая разработка. Картотека речевого материала по дифференциации звуков.
Речевой материал по дифференциации звуков разработан для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющих общее недоразвитие речи, а также для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и для ...
Картотека речевого материала для дифференциации звуков [с-з].
Представленный речевой материал разбит на отдельные карточки и сгруппирован по лексическим единицам: слова, словосочетания, предложения, стихи и тексты для пересказа. Часть карточек иллюстрирова...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Анастасия
Спасибо за материал!