Картотека речевого материала для дифференциации звуков С - Ш.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Шевченко Валентина Дмитриевна

Речевой материал  для дифференциации звуков  [с-ш] разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слоги, слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие тексты для пересказа. Предлагаемый материал также позволяет отрабатывать в речи детей навыки словообразования и словоизменения: употребление возвратных глаголов с постфиксом –ся, употребление глаголов в форме второго лица единственного числа, согласование существительных с числительными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_-_sh_dlya_sayta.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой материал для  дифференциации звуков [с-ш].

С

звук похож на свист воды из крана

губы улыбаются

язычок опускается вниз и становится «горочкой»

изо рта идёт прохладный воздух

звук может звучать сердито, твёрдо ( с - синий цвет) и мягко  ( сь - зелёный)

Ш

звук похож на шипение змеи

губы круглые

язычок поднимается вверх к «бугоркам» и становится похож на «чашечку»

изо рта идёт тёплый воздух

звук  всегда твёрдый, обозначается синим цветом

Задания к буквам.

  1. Раскрасить буквы двумя цветами.
  2. Придумать слова со звуками [с,ш]
  3. Обсудить символы звуков.
  4. Читать пары слогов и цепочки.
  5. Проговаривать пары слов с «дирижированием»: на [с] ладошка горизонтально над столом, на [ш] пальцы собраны в кольцо.
  6. Приклеить (или нарисовать) картинки к буквам.

1

Проговаривать серии слогов с «дирижированием». Отработать произношение звуков [с-ш.].

ша – са

шо – со

су – шу                сы – ши                                          

са – ша – са                               ши – сы – ши        

со – шо – со

ша – су – шу  

су – шу – су  

сы – ши – сы  

ше – сэ – ше

шо – со – шо                            

сэ – шу – са

ша – со – шу

ши – су – шо

ас – аш – ас                    

уш – ус – уш                 иш – ис – иш                  

         

2

Проговаривать пары слов. Отработать произношение звуков [с-ш]. Уточнить значение выделенных слов.

сутки –  шутки  

скала – шкала

споры –  шпоры

сок – шок  

стиль – штиль 

солить – шалить   

каска – кашка

миска – мишка                                                      

маска – Машка                          

крыса – крыша  

басня башня

касса – каша

плюс –  плюш

мыс – мышь

марс – марш

вас – ваш

3

Проговаривать слова с «дирижированием». Отработать произношение звуков [с-ш].

        суша сушка спешу смешу слышу стишок слишком солнышко сушёный стёклышко соловушка смешной шанс шалость шелест шесть шоссе

насмешка душистый послушный  пастушок нашествие путешествие пушистый трусишка

4

Проговаривать слова с «дирижированием». Отработать произношение звуков [с-ш].

      Саша Сашенька сынишка старушка старший сушить смешить слушать страшный шест шерсть шелестеть бесшумный  ушастый шустрый машинист шахматист штангист шестой услышу скушаю босоножки сапожки шоссе раскладушка

5

Изменять слова по образцу, перекидывая мяч друг другу. Отработать произношение звуков [с-ш].

Шептал – шептался

Шевелил - …

Нашёл - ….

Ушиб - …

Прошёл - …

Решил - …

Шатал - …

Надышал - …

Мешал - ….

Лишил - …

Шлёпнул - …

Ошпарил -…

6

Изменить слова по образцу, перекидывая мяч друг другу. Мама произносит слова из первого столбика, ребёнок из второго.

ИГРА «Я И ТЫ».

Я спешу

стою

ставлю

слушаю

сливаю

смотрю

слабею

Ты спешишь

стоишь

ставишь

слушаешь

сливаешь

смотришь

слабеешь

7

Проговаривать словосочетания. Отработать произношение звуков [с-ш].

Весёлый пастушок. Послушный малыш. Пушистая кошка. Опасное путешествие. Спасательная шлюпка. Солдатская шинель. Стальной шлем. Толстые шпалы. Весёлая шутка. Душистый ландыш. Лисья шапка. Спелая вишня.

8

Проговаривать словосочетания. Отработать произношение звуков [c-ш].

Пушистый снег. Сладкий шоколад. Лесная глушь. Шелестят камыши. Шумный класс. Сушёные шампиньоны. Спешу на поезд. Шагаю по шоссе. Большая собака. Соленые волнушки. Уставшая бабушка. Соня – болтушка.  Кашка в миске.

9

Игра с мячом  «Всего по 6». Изменять слова по образцу: соболь – шесть соболей, отработать произношение звуков [с -  ш].

Сухарь –

Лось –

Карась –

Сани –

Гусь –

Кость –

Соловей –

Стул –

Лист –

Свинья –

Гость –

Рысь –

10

Игра с мячом  «Всего по 6». Изменять слова по образцу: Отработать произношение звуков [с -  ш].

Ухо – шесть ушей

Мышь –

Карандаш –

Душ –

Камыш –

Малыш –

Ландыш –

Рысь – шесть рысей

Лось –

Гусь –

Карась –

Колос –

Новость –

11

Проговаривать предложения. Отработать произношение звуков [с-ш].

         Петушок уселся на шест. Лукошко вишен стоит на столе.  В тишине далеко слышен гул самолета. Наташа посолила кашу.  Сластена Саша любит шоколад. В кадушке у старушки солёные волнушки. Кошка лакает кашку из миски.

12

Проговаривать предложения. Отработать произношение звуков                [с-ш].

Вымыли мышки миски для Мишки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Соне снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

13

Проговаривать предложения. Отработать произношение звуков                [с-ш].

      У Саши машина.  У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша – трусишка, страшно ему. Кошки сидят на окошке и греются на солнышке. Шесть котят есть хотят. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое.

14

Проговаривать скороговорки. Отработать произношение звуков [с-ш].

           Береги нос в большой мороз.  Дышит паром паровоз, пышет пар из-под колёс. Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске. По шоссе бегут машины, по асфальту шуршат шины. Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки. Соловушка, соловушка, весёлая головушка! У большого шалаша слон качает малыша, а мамаша не спеша шубку шьёт для малыша. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей.

15

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла!

Не смотрите, что мала.

16

Проговаривать предложения - рифмовки . Отработать произношение звуков [с - ш].

Скушай, Саша, шесть сушек.  В Сашином лукошке шесть кошек. Кешка в спешке скушал пешку. Хороша стрижка у нашей Иришки. Наша Маша всех детишек краше.

Пастушок к пастушке спешит.

Пастушок пастушку смешит.

Пошёл Паша пешком,

Понёс мешок с песком.

17

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].

Кот сибирский,

Кот пушистый,

Нежен мех его душистый,

Сам он важен и спесив

Видно, знает, что красив.

19

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].

….Несушка с петушком

Угощались пирожком,

И смеялся петушок,

Так что трясся гребешок,

А несушка хохотала –

Чуть с насеста не упала…

20

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поёшь,

Ване спать не даёшь?

21

Выучить наизусть стихотворение «Бабушкины руки». Отработать произношение звуков [с - ш].

Это чья рубашка – синие горошинки?

Бабушка старалась, шила для Алёшеньки!

Это чей сарафан белыми ромашками?

Бабушка старалась, шила для Наташеньки!

22

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].

Веселая старушка

Весь день сегодня шьёт.

За кругленькой катушкой

Следит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

23

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофера,

Без приказа светофора,

Шла сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

24

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с-ш].

  • Ёж, ёж, где живёшь?
  • Я живу в густом лесу.
  • Ёж, ёж, что несёшь?
  • В норку яблоки несу.

Буду яблоки делить,

Своих деточек кормить.

25

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с - ш].

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!!!

26

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с - ш].

Говорил осёл слону:

- Бедная скотина я!

Ходит слух, что у ослов

Уши слишком длинные.

А ведь уши у слонов

Больше, чем ослиные!

Слон ответил:

- Верно, брат,

Уши наши длинные,

Но хвастливо не торчат

Кверху, как ослиные.

27

Проговаривать построчно и выучить стихотворение наизусть. Следить за качеством звучания звуков [ш - с].

Не спеша идёт старушка.

Рядом с ней шагают стружки.

Да, охапка чёрных стружек.

Только это лишь снаружи.

Стружки – хвост,

Макушка – стружки…

А попробуй, тронь старушку.

Вот тогда узнают люди,

Что внутри  - собака пудель.

28

Выучить наизусть диалог Н. Сладкова «Сорока и мышь». Отработать произношение звуков [с - ш]. Рассказывать диалог по ролям. Раскрасить картинки.

- Мышка – трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошечки не боюсь!

- А громкого топота?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рёва?

- Нисколечко не боюсь!

- А чего же ты тогда боишься?

- Да тихого шороха….

29

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с - ш].

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш,

И дождь шуршит,

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихооонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат…

30

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звуков [с - ш].

За окошком на крушине

Даже листья не шуршат,

Даже шинами машины

По шоссе не шелестят.

В это время даже мыши

Нашей кошке не слышны.

Тишина…

31

Подготовить текст к пересказу. Отработать произношение звуков [с-ш].  

         Шёл Алёша из школы и увидел на старой черешне полосатую кошку. Алёша хотел спугнуть кошку и бросил в неё шапку. Шапка повисла на ветке. Что делать? Пришлось Алёше лезть на черешню за шапкой. Будешь знать,  как шалить, Алёша.

32

Подготовить текст к пересказу. Отработать произношение звуков [с-ш].  Уточнить значение выделенных слов. Нарисовать к рассказу рисунок.

         Вот под ёлкой сидит маслёнок. У маслёнка на скользкой шляпке полоски. Это пушистая белка покусала. В августе белки сушат маслята, подосиновики, белые на ветках. Готовят запасы. Зимой найдёт белка душистый сушёный гриб и съест. А сытой и теплее, и веселее.

33

Подготовить текст «Портнихи» к пересказу. Отработать произношение звуков [с-ш].  

         Шёл дождь. Мама устала и заснула днём. Девочки соня и Наташа сидели в этой же комнате и говорили шёпотом.

Соня шила кукле поясок, а Наташа – капюшон. Обе сестрёнки шили хорошо. Когда мама проснулась, она пошла на кухню делать к обеду соус, а девочки убрали мусор с пола и пошли немного погулять перед обедом. Дождь уже прошёл, и сияло солнышко. Песок на дорожках просох, и можно было гулять посаду.

34

Подготовить текст к пересказу, следить за произношением звуков [с - ш].

           Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несёт свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. «Обманул меня мишка, - решила свинья, полмешка насыпал!» Шагает свинья дальше, устаёт. Мешок ей кажется тяжелее с каждым шагом. «Нет, не обманул мишка, -  думает свинья, - мешок насыпал!» Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжёлый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: «Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!»

35

Подготовить к пересказу текст «Поезд».  Отработать произношение звуков [с-ш].

        Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. 
Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины - к Машиным, Машины - к Мишиным. Получился поезд. 
Миша кричит: « Ту-ту!». Он машинист. Маша кричит: 
«Ваши билеты!» Она кондуктор.  А папа тянет за верёвку и приговаривает: « Чух-чух.. Чух-чух...»Значит, он паровоз.

36

Подготовить текст «Сумерки» .к пересказу. Отработать произношение звуков [с-ш]. Уточнить значение выделенных слов.

       Наступили сумерки. В лесу было тихо. Даже не шуршали сухие листья. Белка суетилась целый день; она устала и укладывалась спать в своём дупле. Вдруг напротив её дупла кто-то громко ухнул. Белка высунулась из дупла и спросила: «Что это за шум?» Напротив сидел филин. Он сказал: «Это я пошутил, хотел тебя напугать!» Белочка сердито ответила: «Что за шутки на ночь глядя?!»

37

Подготовить к пересказу текст «Как Мыша за сыром ездил». Отработать произношение звуков [с-ш]. 

         Утром мышонок Мыша сел на велосипед и поехал в магазин за сыром. Только отъехал от дома, смотрит – кот на дороге разлёгся и спит.  Объехал его Мыша тихонечко и дальше поехал. Съехал с горки, подъехал к магазину, сыру купил и обратно поехал. Только въехал на горку, видит – кот проснулся. Потягивается. «Посижу-ка я пока  под кустиком, - думает Мыша, - съем кусочек сыра». Сел и отъел кусочек. Потом ещё отъел и ещё.  Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек: « Эх! Только сел, а уже всё съел… Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром!».

38

Отвечать на вопросы по тексту. Подготовить текст «Карандаш» к пересказу.

Папа принёс большой карандаш. Маша кричит: "Мне!" Миша кричит: "Мне!" Папа сказал:
«Тише, мы его разделим». Провёл одним концом - синий. Провёл другим концом - красный.  Миша с Машей смеются: "Давай делить карандаш!" Мише синий конец, а Маше - красный. Миша рисует синие картинки, а Маша - красные.

Вопросы:
1. Что принёс в подарок Маше и Мише папа?
2. Из-за чего поссорились ребята?
3. Как поступил папа?
4. Какие картинки нарисовал Маша и Миша?

39

Пересказывать текст  « Почему у месяца платья нет». Отработать произношение звуков [с-ш].

           Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье-то узко и коротко. 
- Видно, я ошибся, - говорит портной.
И снова сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало. 
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. 
И снова стал кроить и шить. 
В третий раз пришёл месяц к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл. Так и остался месяц без платья. 

Литература:

  1. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996.
  2. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб, 2009.
  3. Крупенчук О.И. стихи для развития речи. – СПб, 2007.
  4. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль, 2002.
  5. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевого материала для дифференциации звуков Р – Л.

Речевой материал для дифференциации звуков Р – Л разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный материал...

Речевой материал для дифференциации звуков [С - Ч]

Представляю подборку речевого материала для автоматизации и дифференциации звуков "С - Ч". Материал пдобран по степени сложности и может использоваться как на занятиях, так и в качестве домашних задан...

Речевой материал для дифференциация звуков С-Ш

Данный материал используется в качестве домашнего задания для детей и их родителей.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"9476319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Картотека речевого материала для дифференциации звуков Л - Н.

Представленный речевой материал разбит на отдельные карточки и сгруппирован по лексическим единицам: слова,  словосочетания, предложения, стихи и тексты для пересказа....

Картотека речевого материала для дифференциации звуков Л - В.

Речевой материал для дифференциации звуков Л – В разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный ма...

Методическая разработка. Картотека речевого материала по дифференциации звуков.

Речевой материал по дифференциации звуков разработан для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющих общее недоразвитие речи, а также для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и  для ...

Картотека речевого материала для дифференциации звуков [с-з].

Представленный речевой материал разбит на отдельные карточки и сгруппирован по лексическим единицам: слова,  словосочетания, предложения, стихи и тексты для пересказа. Часть карточек иллюстрирова...


 

Комментарии

Лактионова Анастасия Владимировна

Спасибо за материал!