Методическая разработка. Картотека речевого материала по дифференциации звуков.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ершова Ольга Владимировна

Речевой материал по дифференциации звуков разработан для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющих общее недоразвитие речи, а также для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и  для удобства разбит на отдельные листы и сгруппирован по дифференцируемым звукам в слогах, словах, предложениях и стихах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

[Щ] - [С]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ща – ся          щу – сю         що – сё              щи – си

ся – ща          сю – щу         сё – щё              си – щи

ще – се          ащ – ась         ощ – ось           ущ – усь

се – ще          ющ – юсь       ищ – ись          ящ – ясь

ещ – есь        юсь – ющ       ись – ищ          ясь – ящ

есь – ещ

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

Трещина - трясина, лещ - лезь, вещь - навесь, овощ – авось, плащ – карась, плющ - злюсь, хрящ - колосья, прыщ - брысь, помощь – брось; сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носищи, освещать, сгущённый, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся.

Упражнение № 3. Произносить (читать) предложения.

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пруду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают летом и осенью. Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз. И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки. У гусыни усов не ищи – не сыщешь.

[Щ] - [Ш]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ща – ша          щу – шу         щи – ши

ша – ща          шу – щу         ши – щи          еш – ещ

ще – ше          ащ – аш         ощ – ош           ущ – уш

ше – ще          ющ – юш       ищ – иш           ящ – яш

ещ – еш          юш – ющ       ишь– ищ          яш – ящ

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

Гуща – туша, чаща – чаша, роща – пороша, пищать – лишать, трещать – решать, щавель – шалфей, помещать – помешать, обещать – мешать, навещать – вешать, укрощать – украшать, щёлк – шёлк, щёки – шёпот, щётка – шёрстка, лущёный – тушёный, мощёный – гашёный, прошу – пишу, прощу – прошу, угощу – укушу, помещу – спешу, щука – шубка, пищи – пиши, трещи – реши, защита – зашита, лещи – ерши, плащи – наши, вещи – ваши, щепка – шейка, щебет – шелест, ищет – пишет, пуще – тише, вращение – решение.

Упражнение № 3. Произносить (читать) предложения.

Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша – пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать.

Упражнение № 4. Произносить (читать) предложения.

На площади шумит народ. Мы рвали щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва и щебечут птицы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь, ищешь – не найдёшь, не разыщешь – так пойдёшь. Под кувшинками а тиши ходят важные лещи. Щёки красные у Саши: щей он много ел и каши.

Упражнение № 5. Выучить стихотворение.

Щебетал щегол и щёлкал,

Раздувал, как шарик, щёки.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась: что за штука?

(А. Пудваль)

[Ч] – [Щ]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ща – ча         що – чо         щу – чу          щи – чи

ча – ща         чо – що         чу – щу          чи – щи

ащ – ач         ощ – оч         ущ – уч          ищ – ич

ящ – яч         ищ – ич         ещ – еч          ач – ащ

оч – ощ         уч – ущ         ыч – ыщ        яч – ящ

ич – ищ         еч – ещ         юч – ющ       ющ – юч

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

Гуща – куча, пуще – туча, пищать – печать, трещать – встречать, освещать – свеча, помещать – помечать, тащу – точу, угощу – молчу, щука – чурка, щётка – чётка, мощёный – мочёный, лощёный – точёный, сгущённый – копчёный, щит – чиж, клещи – плечи, гонщик – гончий, ящик – мячик, тащить – точить, трещит – рычит.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Лещи – лечи, пищит – мычит, лущить – получить, вещица – волчица, ищите – учитель, щель – качель, щели – качели, щепка – чепчик, ущелье – ученье, щегол – чехол, щетина – четыре; чаща, чище, щёчка, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ручища, щепочка, щёточка.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

Учащиеся, точильщик, часовщик, дощечка, волчище, кричащий, скучающий; чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочный овощи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, птичий щебет, прочный щит, молочная пища, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 5. Произносить (читать) предложения.

В чаще грачи. У Миши ящичек. На двери прибита дощечка. Рыщет в лесу волчище. У мальчика щётка. Носильщик несёт вещи. Свеча едва освещала избушку. В буфете сгущенное молоко и копчёная колбаса. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Щёткой чищу я щенка щекочу ему бока. Над дымком, у самой тучки пудрит щёки щука щучке. В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 7. Выучить загадку.

- Рученька – ручище,

Что в земле ты ищешь?

- Ничего я не ищу,

Землю рою и тащу.

(Экскаватор)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 8. Выучить стихотворение.

Щётки.

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 10. Выучить стихотворение.

Добрый врач, бывалый врач,

Чуть услышит детский плач,

В ранний час и в полночь

Поспешит на помощь.

(В. Титов)

Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [С]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ча – са          чу – су         чо – со             чи – сы

ча – ся          чу – сю        чо – сё              чи – си

са – ча          су – чу         со – чо              сы – чи

ся – ча          сю – чу        сё – чё              си – чи

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Упражнение № 2. Произносить (читать) слоги.

че – се          ач – ась         оч – ось           уч – усь

се – че          юч – юсь       ич – ись          яч – ясь

еч – есь        юсь – юч       ись – ич          ясь – яч

есь – еч

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Чайка – сайка, чашка – Сашка, овчарня – псарня, качал – писал, стучал – кусал, кричал – плясал, причал – присядь, бачок – басок, пучок – кусок, курчонок – гусёнок, чёрный – сорный, печёнка – сосёнка, копчёный – поросёнок, вылечу – вынесу, хочу – несу, точу – косу, чудак – судак, лачуга – посуда, перчик – персик, личинка – осинка, точил – косил, обучил – укусил, очень - осень, чей – посей, качели – сели, кочерга – серьга, плач – квас, качка – каска, собачка – колбаска, ночка – Моська.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

Волчица – лисица, кочки – доски, ночка – носки, колюч – колюсь, линюч – ленюсь, горяч – борясь, косички – сосиски, печка – леска, речник – лесник; учусь, верчусь, мучаюсь, качусь, лечусь, сычи, час, часто, часть, сачок, свеча, сучок, смельчак, причёска, скачки, вскачь, собачка, кусачки, сочный, сорочка, кусочки, спячка, спрячь, спичка, косичка, часы, лисичка, свечка, словечко, саночки, сумочка, семечки, Сонечка, сибирячка, скамеечка.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 5. Произносить (читать) предложения.

Ручка в сумочке. У девочки часики. У Сонечки косички. У мальчика сорочка и носочки. Соня очень любит осень. Пойдём на качели – карусели. Началась качка, закачалась мачта. Есть у Алёнки две косички – торчат, как ушки у лисички. Вот какие чудеса! Вася хнычет два часа! Волк ночью, думая попасть в овчарню, попал на псарню. Ходит мальчик невесёлый, - искусали злые пчёлы. Речка течёт, печка печёт. Чем тыл крепче, тем врага бить легче. Час от часу нелегче!

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 6. Произносить (читать) предложения.

Напал на нас мороз трескучий, кусачий – прекусачий, колючий – преколючий. Честь лучше бесчестья. Зайчишка – трусишка спрятался у пенёчка. Кукушка в новом чине уселась важно на осине. Горячо – сыро не бывает. Овчинка выделки не стоит. Свои люди – сочтёмся. Сам не научишься – никто не научит. Что есть в печи, всё на стол мечи. Счастье сквозь пальцы просочилось. Рыболов – не новичок, сам попался на крючок. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 7. Выучить стихотворение.

Гусь гнездо своё чинил,

Гусь считалку сочинил.

И гогочет. И гогочет –

Заучить считалку хочет!

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 8. Выучить стихотворение.

Чики – чики – чикалочки,

Едет гусь на палочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [Т]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ча – та          чу – ту         чо – то             чи – ты

ча – тя          чу – тю        чо – тё              чи – ти

та – ча          ту – чу         то – чо              ты – чи

тя – ча          тю – чу        тё – чё              ти – чи

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Упражнение № 2. Произносить (читать) слоги.

че – те          ач – ать         оч – оть           та – ча – тя

те – че          юч – ють       ич – ить          ты – чи – ти

еч – еть        ють – юч       ить – ич           то – чё – тё

уч – уть        яч – ять         ять – яч           те – че – те

еть – еч                                                       ту – чу – тю

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубатый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка, учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечный, течёт, учить, лечить, молчать, качать.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

Мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать; чашка – тяжкий, чайка – лентяйка, чавкать – тявкать, качать – катят, ворчат – вертят, мычат – мостят, внучата – утята, крольчата – котята, круча – крутят, бачок – потёк, бочонок – утёнок, зайчонок – котёнок, чёлка – тёлка, прочёл – котёл, чёрный – тёмный, чёткий – тётка, чёсанный – тёсанный, ночёвка – путёвка.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.

Бечёвка – потёмки, мочёный – метёный, печёный – плетёный, Чук – тюк, каучук – утюг, чулан – тюльпан, чижик – тише, плечи – плети, зайчик – зонтик, мычит – летит, точить – катить, овчина – паутина, калач – желать, врач – брать, трубач – срубать, вскачь – исткать, кумач – поймать, поплачь – послать, речка – редька, беречь – белеть, натечь – надеть, напечь – запеть.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова.

Зачем – затем, качели – хотели, леченье – плетень, черно – темно, вечер – ветер, чернеть – терпеть, чернота – теснота, черноголовый – темноголовый, черенок – теремок, черноволосый – темноволосый, луч – муть, мяч – мять, толочь – полоть, тянуч – тянуть, могуч – погнуть, впрячь – пять, дичь – водить, меч – иметь, печь – петь, лечь – клеть, печка – Петька, речь – смотреть.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 7. Произносить (читать) предложения.

Горячий утюг, тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Сова днём прячется, а ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки. Учёного учить – только дело портить.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 8. Выучить загадки.

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн)

Из железа тучка,

А у тучки ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой, грядку. (Лейка)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 9. Выучить стихотворение.

Наша Таня.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

(А. Барто)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 10. Выучить стихотворение.

- Ты зачем примчалась, птичка,

К родничку, где льёт водичка?

- Прилетела я попить,

Малых птенчиков умыть! (Ю. Кыркелан)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [т] не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко. Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [Ш]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ча – ша          чу – шу         чо – шо              чи – ши

ша – ча          шу – чу         шо – чо              ши – чи

ач – аш          уч – уш         оч – ош              че – ше

юч – юш       уш – уч          ош – оч              ше – че

юш – юч       яш – яч          иш – ич              еш – еч

яч – яш                                 ич – иш             еч – еш

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [ш] не смешивались в произношении.

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

Чаша, чашка, частушка, чешуя, чиж, шапочка, шашечка, чашечка, кукушечка, кошечка, кувшинчик, штучка, пичужка, шепчет, избушечка, шкатулочка, ковшичек, мешочек, пушочек, макушечка, лягушечка, катушечка, кадушечка.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [ш] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 3. Произносить (читать) предложения.

Маша часто поёт частушки. Луша налила чай в чашки. Машенька и Тонечка приехали учиться в Москву из Чувашии. Беленькая кошечка катала по полу клубочки и катушечки. Наташа сложила катушечки и шпулечки с шёлковыми ниточками в бабушкину шкатулочку, а клубочки – в мешочек. Маленькая пичужка чистила пёрышки, сидя на скворечнике. В лесной избушечке жили не тужили петушок, лягушечка и кукушечка. Ржаной хлебушко пшеничному калачу дедушка.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [ш] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 4. Выучить стихотворение.

Ну и кошка,

Вот так кошка,

Даже страх берёт немножко.

И у этой кисочки

На ушах по кисточке. (В. Лившиц)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [ш] не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

 

Упражнение № 5. Выучить стихотворение.

- Ты опять, Алешка,

Расколол окошко?

- Нет, - Алешка плачет, -

То не я, а мячик!

(Л. Корчагин)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [ш] не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 6. Выучить стихотворение.

- Чиж, чиж!

Ты куда летишь?

- Лечу на опушку,

На птичью пирушку.

Там возле тына

Поспела рябина.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [ш] не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 7. Выучить стихотворение.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты что шуршишь, шуршишь!»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [ш] не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 8. Выучить стихотворение.

Перед печкой вечерком

Пляшут блошка со сверчком.

Раздобыл себе сапожки,

Шпоры медные сверчок.

А у блошки – быстроножки

Чёрный вязаный платок.

С. Маршак)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [ш] не смешивались в произношении.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] – [Ц]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ца – ча         цо – чо         цу – чу          цы – чи

ча – ца         чо – цо         чу – цу          чи – цы

ац – ач         оц – оч         уц – уч          иц – ич

яц – яч         иц – ич         ец – еч          ач – ац

оч – оц         уч – уц         ыч – ыц        яч – яц

ич – иц         еч – ец         юч – юц       юц – юч

Следить за тем, чтобы звуки [ц] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [ц] и [ч] произносить длительно.

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

Дача – яйца, чеки – цепи, чех – цех, чайка – цапля, плечо – лицо, челюсть – целый, чиркнуть – циркуль, меч – жнец, жарче – сальце, бахча – овца, добыча – водица, гречка – грецкий; лётчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыплёночек, чайница, черепица, цепочка, цыпочки.

Следить за тем, чтобы звуки [ц] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [ц] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 4. Произносить (читать) словосочетания.

Чёрный скворец, чистая улица, чужая пуговица, чёрная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печёные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвёртый палец, точёное кольцо, целая чашка, цепкий крючок, печёт солнце, цветёт черёмуха.

Следить за тем, чтобы звуки [ц] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [ц] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 5. Произносить (читать) предложения.

Вова чистит яйцо. Я хочу напиться чаю. Кузнец куёт горячий металл. У крыльца лежат кирпичи. Учить – всегда пригодится. Птички отпели, цветы отцвели. Жучка на цепи у крыльца. На акации чирикает воробей. Кучер сел на облучок. Мчит коляска: цок – цок – цок. У мельницы злится река. Лучше оступиться, чем оговорится. Чего нет, того и хочется. Чистое небо не боится ни молнии, ни грому.

Следить за тем, чтобы звуки [ц] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [ц] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 3. Изменить слова так, чтобы вместо звука [ч] слышался звук [ц]. Произнести два слова вместе.

Птичка - …(птица), водичка -…(водица), больничка -…(больница), сестричка -…(сестрица), лисичка - …(лисица), синичка -…(синица), колечко -…(кольцо).

Следить за тем, чтобы звуки [ц] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [ц] и [ч] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 7. Выучить стихотворение.

Солнце в золоте лучей мне подмигивает,

Через улицу ручей перепрыгивает.

- Ах, ручей! Чей ты, чей?

- Я от снега и лучей,

Я бегу, я смеюсь,

Я сейчас с другим сольюсь!

Следить за тем, чтобы звуки [ц] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [ц] и [ч] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 8. Выучить стихотворение.

Осторожные.

Смолк над лесом гром гремучий

Целых три часа назад.

Но грибы на всякий случай

Из-под зонтиков глядят.

(В. Орлов)

Следить за тем, чтобы звуки [ц] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [ц] и [ч] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Упражнение № 10. Выучить стихотворение.

Пчела.

На цветке сидит пчела,

До чего она мала.

Набирает сладкий сок

Наша пчёлка в хоботок.

А цветок качается –

Это ей не нравится.

(К. Быкова)

Следить за тем, чтобы звуки [ц] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [ц] и [ч] произносить длительно. Читать стихотворение выразительно и чётко. Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Л] – [Л’]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слова.

пола – поля                     игла – земля            флаги – фляги

лавка – лямка                 метла – петля           кукла – туфля

лапа – шляпа                  гладя – глядя           флаг – фляжка

юла – Юля                       глазки – коляски      вобла – воля

кулачок – светлячок       плачем – пляшем

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

лоб – лёд                   пилот – полёт                 зло – взлёт

лов – Лёва                 болото – полёты            клок – клён

лом – лён                  колосья – колёса            плот – плётка

ложка – лёжа            кашалот – самолёт         слон – силён

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

лук – люк                 скорлупка – шлюпка    клуб – клюв

лужа – Люда            лучший – колючий      клубок – любой

блузка – блюдце      клумба – клюква          случай – ключ

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

слышать – слишком       ослы – росли           клык – клин

лысый – лисий               чехлы – несли          плыть – лить

улыбка – улитка             щеглы – текли         хлыст – лить

полынь – павлин            башлык – велик       лыко – лихо

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.

был – быль                 цел – цель                 мал – мальчик

ел – ель                       стал – сталь               пел – пельмени

дал – даль                   стул – стулья             кол – кольцо

пыл – пыль                 угол – уголь              жил – жильё

Упражнение № 6. Произносить (читать) предложения.

Оля пела. Наша Юля как юла. У коли лыжи. Стояло тёплое лето. Голуби влетели в голубятню. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы бродили по полям и делили пополам всё, что находили. Вот идут на задних лапах две собачки в модных шляпах.

Упражнение № 7. Произносить (читать) предложения.

Летят самолёты, сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник. На кухне стул, а в комнате стулья. На столе лимон и яблоко.

Упражнение № 8. Произносить (читать) предложения.

Алла и Оля катались на лодке. Пилоты сели в самолёт. Метил в цель, попал в пень. Алла посадила фиалки, а Коля – лилии. Не велик соловей, а голосок золотой. Не откладывай безделье, да не откладывай дело. На словах – что на гуслях, а на деле – что на балалайке. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Нил поймал линей: один мал, два длинней.

Упражнение № 9. Произносить (читать) текст.

Сова.

Летала сова – весёлая голова. Вот она летала, летала, летала, да и села. Головой повертела, по сторонам поглядела, снялась и опять полетела. Летела, летала да и села. Головой повертела, по сторонам поглядела, а глаза у неё как плошки, не видят ни крошки.

Упражнение № 10. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Жила в лесу белка.

Была в лесу белка, и были у белки бельчата. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

Упражнение № 13. Выучить загадку.

Летом в огороде при любой погоде

Солнышко сияло, у плетня стояло.

Осенью весёлою жёлтое погасло.

Выжали из солнышка солнечное масло. (Подсолнух)

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Было небо голубое,

Было солнце золотое,

На крылечке кот лежал,

Мальчик деревце сажал.

Время медленно текло,

Было тихо и тепло.

Упражнение № 15. Выучить стихотворение.

Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать

Босиком по лужам.

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

В лесу на опушке, живёт колокольчик

Толстый и важный, ворчливый всегда.

Лишь только проснётся, в лесу раздаётся

Его недовольное: «Ла – ла – ла – ла».

Соседки его на тоненьких ножках

В ответ ему весело: «Ля – ля – ля – ля!»

Хватит ворчать, бурчать и сердиться

Пой лучше с нами «Ля – ля – ля – ля!»

[Р] – [Р’]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ра – ря                            ри – ры

ря – ра                            ра – ря – ре

ро – рё                            ре – ря – ра

рё – ро                            ро – рё – ри

рё – ро                            ре – ры – ри

ру – рю                           ру – рю – ре

рю – ру                           ро – ре – ри

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

Рад – ряд, рады – рядом, Нюра – Варя, Жора – Боря, кора – корявый, парад – наряд, гора – горячий, парадный – нарядный, дыра – дырявый, играть – нырять, роза – берёза, рожки – серёжки, воронка – верёвка, морозы – берёзы, робкий – рёбрышко, коровка – Бурёнка, народ – вперёд, порог – ларёк, шары – шарики, комары – комарики, рысь – рис, корыто – Рита, рычать – кричать.

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Руки – брюки, рубка – рюмка, сахару – пахарю, беру – варю, берусь – борюсь, рукав – рюкзак, круг – крюк, фрукты – урюк, стручок – крючок, жар – жарь, удар – ударь, сыр – пузырь, хор – хорь, горка – горько, зорко – зорька, дверной – дверь, букварный – букварь, январский – январь, горы – гористый, куры – курица, пары – парить, пожары – пожарить, рыбки – грибки.

Упражнение № 4. Произносить (читать) предложения.

Брат чистит пряжку на ремне. Мама будет проверять мою тетрадь. Нюра и Варя  рады, они сидят рядом. Всё у школьников в порядке – перья, ручки и тетрадки. В страхе спрятались вороны. Говорят, мой брат – герой. Красавица черёмуха над речкой расцвела. Сережа взял свою тетрадь, озёра начал повторять. Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть! Хорошо играть нам в прятки на лугу среди травы.

Упражнение № 5. Произносить (читать) предложения.

Идут полки за рядом ряд – на Красной площади парад. Осторожные берёзы прячут листья от мороза. Три сороки, три трещотки потеряли по три щётки: три – сегодня, три - вчера, три – ещё позавчера. Разговорами кашу не сваришь. Рыба в реке – не в руке. Рыбка хороша, да бережок крут. Рот не огород: не затворить ворот. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Не мудри без меры – перемудришь. Три тропинки, три тропки.

Упражнение № 6. Правильно и быстро произносить скороговорки.

Баран – буян залез в бурьян. Кашевар кашу варил, подваривал да не доваривал. В огороде старика репка выросла крепка. На горе, на горке герой наш Егорка. На горке горько ревёт Егорка. Тридцать три вагона в ряд тарахтят, тарахтят. Три сороки – тараторки тараторили на горке. Съел молодец тридцать три порога с пирогом, да все с творогом. Гори дрова жарко – приедет Захарка.

Упражнение № 13. Выучить стихотворение.

Как большой сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка –

Погремушка с бубенцом.

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Черепаха как-то раз

На пригорок взобралась,

Чтобы ноги поразмять

На припёке подремать.

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Воробей с берёзы

На дорогу – прыг!

Больше нет мороза,

Чик – чирик – чирик!

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

Две руки.

Две сестрицы – две руки.

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг друга моют.

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки.

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки.

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Носит мама – кенгуру

В тёплой сумке детвору.

А ребятки – кенгурятки

Целый день играют в прятки.

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

У нас в реке живут бобры,

Бобры бодры, бобры добры.

Мудры плотин строители

Бобры – речные жители.

[Р] – [Л]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ра – ла           ро – ло             ру – лу           ры – лы

ря – ля           рё – лё             рю – лю         ри – ли

ре – ле           ла – ра             ло – ро           лу – ру

лы – ры         ля – ря             лё – рё            лю – рю

ли – ри          ле – ре

Упражнение № 2. Произносить (читать) слоги.

ар – ал           ор – ол             ур – ул           ыр – ыл

яр – ял           ёр – ёл             юр – юл         ир – ил

ер – ел           ал – ар             ол – ор           ул – ур

ыл – ыр         ял – яр             ёл – ёр            юл – юр

ил – ир          ел – ер

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Рад – лад, рак – лак, рама – лама, рамка – лавка, Кира – Мила, Юра – юла, Мара – мала, Ира – била, краса – глаза, игра – игла, враг – флаг, грач – плач, парады – палаты, рот – флот, рожь – ложь, рожки – ложки, ров – лов, рос – колос, роза – лоза, Пров – плов, трон – слон, крот – плот, крошка – плошка, Прошка – плошка, пирог – пилот, ручка – лучше, рубка – голубка, шуруп – тулуп.

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

Ручей – лучей, прорубь – голубь, беру – пилу, выручать – получать, пруд – плут, рука – Лука, рыбка – улыбка, топоры – столы, комары – малы, серый – белый, горы – скалы, бурый – алый, игры – иглы, добрый – тёплый, укрыть – уплыть, метры – мётлы, моря – поля, моряк – поляк, горят – болят, Боря – Поля, Варя – Валя, варят – валят, крякать – слякоть, тряпка – лямка.

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова.

Берись – хвались, варить – валить, дарить – удалить, море – поле, перец – палец, серенький – беленький, дар – дал, бар – бал, пар – пал, жар – жал, вар – вал, стар – спал, пожар – стал, жарко – пожал, парта – палка, картон – балкон, комар – поймал, барка – балка, бор – вол, хор – кол, укор – укол, горка – холка, корка – колко.

Упражнение № 7. Произносить (читать) слова.

Горит – болит, сорить – солить, говорить – повалить, парить – палить, шарить – шалить, жарить – жалить, речь – лечь, рейка – лейка, речка – колечко, норка – полка, топор – пол, упорный – полный, горчица – волчица, бурка – булка, ковёр – повёл, боксёр – вошёл, призёр – пришёл, костёр – котёл, шахтёр – новосёл.

Упражнение № 8. Произносить (читать) слова.

Ларь, литр, роль, руль, брал, прял, грел, рояль, орёл, апрель, лавры, лагерь, люстра, слесарь, рельсы, грелка, прялка, тарелка, кресло, зритель, рослый, горло, кролик, рыхлый, зеркало, брали, крыло, картофель, ныряли, играли, боролись, прыгали, смотрели, маляр, столяр, рулет, рулон, рассол, ларёк, крыло, стрела, рублю, Лариса, Валерий, Лукерья, форель, карлик, кастрюля.

Упражнение № 9. Произносить (читать) слова.

Вертолёт, напролёт, рыболов, мармелад, карусель, акварель, уронил, просили, выручали, закрыли, леопард, лекарство, лесоруб, глухарь, словарь, календарь, журнал, бурливый, говорливый, крикливый, правило, верблюд, превратили, Волгоград, Карелия, Урал, иллюстрация, генерал, карнавал, пробел, прогулка, проволока, рубль, корабль, журавль, вермишель, километр, спортзал.

Упражнение № 10. Произносить (читать) предложения.

Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Испугали друг друга олень и лось. Бегут врозь олень и лось. У Веры ручка лучше, чем у меня. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Прилетели голуби, сели возле проруби. Не заметил я, как вдруг из кошёлки выпал лук. Зайка летом серый, а зимой белый. Куда ни глянь – везде скалы и горы. Белые бараны били в барабаны.

Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.

Проворонила ворона воронёнка. Наловил Валерий полведра форели. Угостил форелью Дарью и Лукерью. Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила. Улов у Поликарпа – три карася, три карпа. По небу голубому проехал грохот грома. Среди белых голубей скачет шустрый воробей. Съел Валерик вареник, а Варюшка – ватрушку.

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Говорит слонихе слон:

- С детства я люблю бульон.

Сто кастрюлек съел бы сразу,

Но не пробовал не разу.

Упражнение № 13. Выучить потешку.

- Ермил, Ермил,

Чем коня кормил?

- Овсом – серебром,

Белоярым пшеном.

Упражнение № 14. Выучить скороговорку.

Вёз корабль карамель.

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Упражнение № 15. Выучить стихотворение.

Весёлые, проворные,

Из тёплых стран в апреле

Грачи от солнца чёрные,

К нам в гости прилетели.

[Ш] – [Ж]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ЖА – ША     ЖО – ШО      АЖ – АШ        ЖА – ША – ЖА

ША – ЖА     ШО – ЖО      ОЖ – ОШ        ЖО – ШО – ЖО

ЖУ – ШУ     ЖИ – ШИ       УЖ – УШ       ШУ – ЖУ – ШУ

ШУ – ЖУ     ШИ – ЖИ       ЫЖ – ЫШ      ШИ – ЖИ - ШИ

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

жар – шар               жаба – шапка                ложа – лошадь

жаль – шаль           ежата – мышата            лужа – Луша

жатка – шаткий     лежать – мешать           лёжа – Лёша

жалить – шалить    вожатый – лошадка      кожа – ноша

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

жёлоб – шёпот    лужок – пушок          должок – мешок

жёлудь – шёл      дружок – вершок      пирожок – порошок

жёлтый – шёлк   рожок – горшок         дружок – петушок

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

жутко – шутка                         вяжут – пашут

дрожу – дышу                         лижут – пишут

брожу – брошу                        мажут – машут

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.

Женя – шея                            сажень – мишень

ближе – дальше                     ложечка – кошечка

ниже – выше                          бумажечка – букашечка

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова.

жить – шить                        пружинка – пушинка

жир – ширь                         пружина – машина

жила – шило                       наживка – нашивка

ужин – уши                        лижи – мыши

Упражнение № 7. Произносить (читать) слова.

важный – башня                       каждый – кашка

нужно – душно                         окружной – пушной

дружный – радушный             нежный – вешний

Лужники – наушники              нижний – лишний

Упражнение № 9. Произносить (читать) предложения.

Без этой пружины не поедет машина. Как будешь ты один в глуши? С кем будешь ты дружить? Наживка на крючке, а нашивка на одежде. Подальше положишь – поближе возьмёшь. Журавль не каша – еда не наша. Шьёт, а нитки наружу выходят. Двум шпагам в ножнах не ужиться. Живёшь тихо – не увидишь лиха. Жить – не лукошко шить. Жить широко – хорошо, но и ýже не хуже.

Упражнение № 13. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Мишка.

Маленькому Жени пять лет. Бабушка купила ему Мишку. Мишка был плюшевый, большой, мягкий. У Жени была тележка. Женя сажает Мишку в тележку и катает его.

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Раз шажок, два шажок,

Левый, правый сапожок.

Я учу Алёшку

Топать понемножку.

Упражнение № 15. Выучить стихотворение.

Жабы.

Живём мы тихо у воды,

Едим букашек, мошек.

От жаб детишкам нет беды,

Как нет беды от кошек.

Вам жаб не нужно обижать

И ни к чему от них бежать.

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Вот лягушка на дорожке.

У неё озябли ножки.

Значит, ей нужны

Тёплые штаны.

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

- Был сапожник?

- Был!

- Шил сапожки?

- Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки.

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

Дождик.

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди.

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко.

Упражнение № 19. Выучить считалку.

Сосчитай.

На базаре ёжик накупил сапожек.

Сапожки по ножке – себе,

Поменьше немножко – жене,

С пряжками – сыну,

С застёжками – дочке.

И всё уложил в мешочке.

[Ш] – [С]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ша – са         шо – со         шу – су          шы – сы

са – ша         со – шо         су – шу          сы – ши

аш – ас         ош – ос         уш – ус          ыш – ыс

яш – яс         иш – ис         еш – ес          ас – аш

ос – ош         ус – уш         ыс – ыш        яс – яш

ис – иш         ес – еш

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

Шапка – сайка, решать, тесать, мешать – писать, лошадка – посадка, шалун, салют, шахтёр – сапёр, шалаш – салат, шалфей – салфетка, мешок – лесок, пушок – кусок, вершок – песок, ремешок – носок, шорох – сóрок, мышонок – спросонок, шутки – сутки, шумно – сумка, пишу – несу, пашу – пасу, пляшу – плясун, шуметь – суметь, уши – усы, каша – касса, пошёл – посол.

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Шитый – сытый, мыши – крысы, ширь – сыр, шип – сыпь, шило – сила, решил – спросил, ваш – вас, наш – нас, башня – басня, страшный – красный, кашка – каска, чашка – часто, пашня – паста, рубашка – колбаска, грош – рос, пошла – росла, камыш – кумыс, Яшка – ясный, клюшка – люстра, Маша – масса, мышь – мыс, нож - нос.

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

Пешки – песни, мешки – мести, мишка – миска, вишня – виснет, стишки – тиски, стриж – рис, шляпа – слякоть, шмель – смел, шторы – сторож, шпалы – спали, кушай – кусай, шея – сею, рожь – рос, шок – сок, крыша – крыса, Машка – маска, спишу, слышу, слишком, насмешка, шанс, шесток, пастушок, посошок, нашествие.

Упражнение № 5. Произносить (читать) предложения.

У Саши машина, у Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой, паша – трусишка, страшно ему. Кошки сидят на окошке и греются на солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки и кукушки. По шоссе с шумом несутся машины.

Упражнение № 6. Произносить (читать) предложения.

Серая кошка сидит на окошке. Шапкой Саша шишки сшиб, получил на лбу ушиб. Мама дала Саше сыворотку из-под простокваши. У Симы – шишки, у Сани – шашки. По шоссе идёт сапожник. Оса летит, оса жужжит, Саша от неё бежит. В лесу слышен шелест листьев. Слышу свист суслика. Тишину нарушил шелест камыша. Скоро поспеют сливы и груши.

Упражнение № 7. Выучить стихотворение.

Мышка.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубки поломали.

Упражнение № 8. Выучить потешку.

Я сама братишке Лёше

Тряпкой вытерла калоши.

Чтоб не наследила кошка,

Сшила кошке я сапожки.

Упражнение № 9. Выучить стихотворение.

Подснежник.

Под кустами снег лежит,

Весь истаял и сквозит.

Вот подснежник под ольхой,

Он в одежде голубой.

Упражнение № 10. Выучить стихотворение.

Ёжик.

Шьёт ежатам ёжик

Восемь кожаных сапожек:

Каждому на ножки

Новые сапожки.

Упражнение № 11. Выучить стихотворение.

Зима.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает, ложится.

Упражнение № 12. Выучить считалку.

Шире, шире, шире круг,

Я пляшу, и пляшет друг.

Кто не пляшет – выйди вон,

Целый кон считай ворон.

Упражнение № 13. Выучить стихотворение.

- Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос?

- Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!

Я порядок навожу!

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Кто встаёт раньше всех,

Угадайте, дети!

Кто встаёт раньше всех,

Раньше всех на свете?

Наш весёлый пекарь!

[Ж] – [З]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

жа – за         жо – зо         жу – зу          жы – зы

за – жа         зо – жо         зу – жу          зы – жи

же – зе         зе – же         езли – ежли

Упражнение № 2. Произносить (читать) слоги.

ажна – азна          ожан – озна            ужно – узно

ижма – изма         ежли – езли            азна – ажна

озда – ожда          узда – ужна            изма – ижма

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

Жал – зал, пожар – базар, жара – заря, жалей – залей, баржа – база, держать – дерзать, лужайка – зайка, лежать – лизать, сажать – сказать, бежать – вязать, жакет – закат, лёжа – берёза, Жора – Зоя, лужок – узор, стожок – возок, флажок – глазок, должок – дозор, жук – зуб, прыжок – разок, вяжу – везу, гляжу – внизу.

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.

Ножи – тазы, жидкий – зыбкий, жир – пузырь, ежи – возы, кожи – козы, рыжий – сизый, ёжики – языки, рыжики – музыка, похаживать – показывать, наживать – называть, снежинка – корзинка, лежи – вези, грожу – грозу, брожу – грызу, вижу – снизу, хожу – ползу.

Упражнение № 7. Произносить (читать) словосочетания.

Зимняя стужа. Зелёный лужок. Нежная зелень. Навозный жук. Бумажный змей. Лыжная мазь. Зал ожидания. Знак уважения. Книжный магазин. Змеиное жало. Жёлтый зонт. Жажда знаний. Полезное животное. Заветное желание. Снежная зима. Железный гвоздь. Женин знакомый. Запас железа. Жидкий мазут. Важное задание. Влажная земля. Снежные заносы. Забавный ёжик.

Упражнение № 8. Произносить (читать) предложения.

Залежи руды у нас большие. Женя заслужил награду. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, чтобы она не убежала. Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмём с него стожок. Завизжала железная пила, застучал железный молоток.

Упражнение № 9. Произносить (читать) слова.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк. Ёжик лакал молоко языком. Ножи лежат в миске. У козы и у жука рожки. Задумал бежать, так не надо лежать. Знайка бежит, а незнайка на печке лежит. Железом золото добывается. Жизнь жизни рознь. Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью. Заварил кашу – не жалей масла. Не тот друг, который мажет, а тот, который правду скажет.

Упражнение № 10. Произносить (читать) текст.

Вдоль линии железной дороги стоят зелёные ёлки. «Зелёный пояс» загораживает путь от снежных заносов.

Ежегодно весной железнодорожники высаживают много молодых саженцев. Каждый год сажают более ста тысяч ёлок, акаций и тополей. Саженцы железнодорожники заранее готовят в своих питомниках.

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Снежинки.

Бумажный снег в корзинке           Листья, как кораблики,

Олег давно припас.                         В воздухе кружат,

Летят, летят снежинки,                  Яблоки, как зяблики,

Над сценою кружась.                     Озябли и дрожат.


[Ш] – [С] – [Ж] – [З]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слова.

Шар – жар – базар – гусар, шаль – жаль – зал – сало, мешать – лежать – лизать – лиса, шапка – жалко – зайка – сайка, ушанка – ужасно – вязанка – санки, решать – бежать – вязать – писать, ноша – нажать – роза – роса, мешок – рожок – мазок – песок, порошок – пирожок – кузовок – голосок, пушок – лужок – возок – кусок, шутки – жуткий – мазут – сутки, ношу – хожу – везу – несу.

Упражнение № 2. Произносить (читать) предложения.

Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. Наташа и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелёные ландыши. Как хороши и свежи душистые розы. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Ешь пироги с грибами, да держи язык за зубами. Куст шуршит, а зайка дрожит.

Упражнение № 3. Произносить (читать) предложения.

Спой мне песенку – смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по снегу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа сковала сушу. Шура и Женя взяли санки и лижи. Лариса и Жора решали, Маша и Роза писали. Над лужайкой носились шмели и стрекозы. Миша положил на сани вязанку дров. В лесу на земле лежат шишки.

Упражнение № 4. Выучить загадки.

Маленькая собачка, свернувшись, лежит,

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Повыше кошки рост, живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост – все знаем мы …(Лису)

Что за звездочки такие на жакете, на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке. (Снежинки)

Упражнение № 5. Выучить загадки.

Лежит меж грядок – зелен и сладок. (Огурец)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (Весной)

Пушистая вата плывёт куда – то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)

Упражнение № 7. Выучить загадку.

Жаль озябшего бедняжку –

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам.

(Лес)

Упражнение № 8. Выучить загадку.

Утром падаю всегда –

Не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах.

(Роса)

Упражнение № 10. Выучить стихотворение.

Дождик.

Дождик вылился на луг.               Порезвиться захотели –

Стало много луж вокруг.             Закружились, загалдели…

Засучив штанишки,                       Я смотрю:

В лужу прыгнули мальчишки.     На них рубашки

Стали словно промокашки.


[С] – [C’]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

са – ся – са               со – сё – со               сы – си – сы

ся – са – ся               сё – со – сё               си – сы – си

са – ся                       со – сё                      сы – си

ся – са                       сё – со                      си – сы

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

оса – вся           лиса – лисята            усатый – всякий

сад – сядь         гусак – гусята           кусачий – висячий

коса – косяк     досада – десятый      роса – поросята

полосатый – десятый

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

соло – сёла          сор – боксёр            весомый – весёлый

сом – Сёма          сотня – сёдла           хлебосол – новосёл

сок – Васёк         фасоль – осёл         спросонок – поросёнок

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

сын – синька            сытый – ситный       бусы – бусинки

сыр – кассир            сынок – силок          косые – косички

сыпать – сито         весы – висит            косынка – косилка

сыч – лисичка        носы – носи             посылка – носилки

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова и назвать их одним словом.

Соловей, сорока, синица, стриж, аист, клёст -…(птицы)

Свёкла, капуста, редиска, салат -…(овощи)

Стол, стул, кресло, сервант -…(мебель)

Масло, сыр, сметана, колбаса -…(продукты)

Сом, карась, судак, осётр, сельдь, салака, лосось, скумбрия, сазан, сёмга -…(рыбы)

Осина, сосна, ясень -…(деревья)

Лиса, лось, рысь -…(звери)

Упражнение № 8. Произносить (читать) предложения.

Лисица видит сыр, - лисицу сыр пленил. Как лодочка, гусыня плывёт по речке синей. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Сенокос, сенокос, луг остался без волос. Всех сильней на свете слон, потому спокоен он. Коси, коса, пока не высохла роса. Готовь сани с весны, а колёса с осени. Всякое семя сеют в своё время. У осы не усы, не усищи, а усики! Есть совесть – есть и стыд. И сила уму уступает. Как ни тесно, а есть место.

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Сосулька.

Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать;

И потому опять настала слякоть,

И потому опять в галошах ты.

Упражнение № 15. Выучить стихотворение.

На сосне.

Сидел воробей на сосне.

Заснул и свалился во сне.

Если бы он не свалился во сне –

То до сих пор бы сидел на сосне.

Упражнение № 11. Выучить стихотворение.

У нас семеро саней.

По семеро в сани

Мы уселись сами.

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

Ослы.

Все ослы всегда упрямы.

Все не слушаются мамы.

Не хватает в мире слов

Уговаривать ослов!

                                             

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я!

                                       

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки скок! Сеню – с ног,

Саню – в бок, Соню в лоб.

Все в сугроб – хлоп!

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

Две синицы.

Две синицы прилетели на сосну,

Две синицы засвистели про весну:

- Сколько света! Сколько света!

Стала синей высота!

Скоро лето! Скоро лето!

Красота! Красота!

[З] – [З’]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

за – зя                           зя – зы                       зы – зи

зя – за                           зо – зё                        зю – зу

за – зя – за                    зё – зо                        зу – зю

зы – зи – зы                  зо – зё – зо                зу – зю – зу

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

зал – взял                  зол – козёл              возы – вози

зайка – хозяйка        зорко – зёрна          низы – низина

назад – грозят          узоры – озёра          тазы – тазики

коза – козявка          Трезор – призёр      грузы – грузить

заяц – зяблик            возок – везёт           морозы – морозить

Упражнение № 4. Произносить (читать) предложения.

У забора Тузик. Зоя и Зина – друзья. Во дворе Трезор и Тузик. Зоя сказала, что не взяла корзину. В этой корзине зелёный, а в той корзине розовый виноград. Зайку бросила хозяйка. Кузов грузовика загрузили зерном. Накладывайте возы и везите в деревню. В глазах у хозяйки слезинки дрожат.

Упражнение № 5. Послушай рассказ и ответь на вопросы.

У нас на столе ваза. В вазе незабудки. «Зина, не забудь заменить воду в вазе», - сказала мама.

- Что стоит на столе?

- Что в вазе?

- О чем просит мама Зину?

Упражнение № 6. Прочитать и пересказать текст.

Конфеты.

- Зина, дай мне вон ту вазочку.

- Пожалуйста, Зоя.

- Но это вазочка пустая?!

- Нет, она непустая. Она с воздухом.

- А где же конфеты?

- Они куда-то исчезли.

Упражнение № 7. Ответь на вопросы.

Зина заснула. – Что сделала Зина? Кто заснул?

Лиза знает много сказок. – Кто знает много сказок? Чего много знает Лиза?

Зоя с Захаром сделали летучего змея. – Кто сделал змея? Что сделали Зоя и Захар?

Один раз Зоя и Зина пошли в зоопарк. Там они увидели много зверей. Но все звери в своих названиях имели звук [з] или [зь]. Назови их. (зебра, коза, заяц, зубр).

Упражнение № 9. Выучить загадку.

За то, что завял он

Зелёным в чулане,

Зимой отхлестал он

Хозяина в бане.

(Берёзовый веник)

Упражнение № 15. Выучить стихотворение.

Хозяйка.

Не привык трудиться зайка,     Где же зайка? Где же зайка?

Барсуку работать лень.              Ты пойди-ка разузнай-ка.

Только белочка – хозяйка          Видно, зайка стал зазнайка,

За работой целый день.              Раз забыл тебя, хозяйка.

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Зябнут птицы, зябнут звери.

Замерзают в норах звери,

Залезают в дупла, в гнёзда.

В синем небе звёзды мёрзнут,

Затухают на заре –

Ух, морозно в январе.

Упражнение № 10. Выучить стихотворение.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

Все озёра – зеркала

Из зелёного стекла.

Упражнение № 12. Выучить загадку.

Знакомы вам её угрозы.

Она нам всем грозит морозом,

Хоть в снег закуталась сама.

Кто гостья грозная?…

(Зима)

Упражнение № 13. Выучить стихотворение.

Не забуду незабудку,

Эти синие глаза.

Вам название напомнит,

Что её забыть нельзя.

[С] – [З]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

за – са              зо – со                зу – су               зы – сы

зва – сва          зво – сво            зву – сву            зно – сно

зла – сла         зло – сло            злу – слу            зну – сну

зма – сма         змо – смо          зму – сму           зна – сна

Упражнение № 2. Произносить (читать) слоги.

зя – ся              зё – сё                зи – си               зе – се

звя – свя          зме – сме           зви – сви           зве – све

зне – сне          зля – сля            зли – сли           зле – сле

язма – ясма      ёзма – ёсма       езма – есма       юзма – юсма

азма – асма      озма – осма       изма – исма       узма – усма

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать, заселять, замести, занести, замесить, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза, селезень, совхозы, созвездие, скользить.

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

Зал – сало, зайка – сайка, Лиза – лиса, роза – роса, коза – коса, замок – сапог, зальют – салют, запёрся – сапёр, уползай – кусай, Захар – сахар, назад – сад, лизать – лиса, вязанка – санки, позади – посадил, залезать – салазки, заметёт – самолёт.

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.

Зов – сон, зол – соль, Зоя – соя, зорко – сопка, зонтик – сонный, возок – носок, зола – сова, узор – сор, золотой – соловей, кузовок – совок, зуб – суп, вывезу – вынесу, зубок – сурок, зубной – сукно, везу – несу, внизу – снесу, козу – косу, грозу – росу, мазут – пасут, грызун – плясун.

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова.

Зыбь – сыпь, козы – косы, арбузы – бусы, музыка – русый, пузырь – сыр, пузырёк – сырок, называть – посылать, взваливать – сваливать, зверёк – сверчок, звон – свой, взвод – свод, злить – слить, злой – слой, взломать – сломать, змей – смей, знать – снасть, зной – сноп, зимний – синий, озимый – осина, бузина – бусина.

Упражнение № 8. Произносить (читать) слова.

Полозья – колосья, резьба – тесьма, возле – после, поздно – постно, козлик – ослик – гвозди – кости, грозный – рослый, разве – басня, разный – красный, гораздо – горластый, глазной – гласный, азбука – астры, грузный – грустный, кузница – искусница.

Упражнение № 10. Произносить (читать) предложения.

Лиза, посади сзади Соню. Зоя, дай Захару сахару. На листьях зелёная роса, как слеза. У куклы синие глаза, у куклы жёлтая коса. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт её назад. Не велик соловей, да голосок золотой. Сеня взял совок и насыпает кузовок. Птичку сойку мы назвали Зойкой. Вася возит песок, скрипит его возок. Зина и Сима взяли санки. Обед узнают по кушанью, а ум – по слушанью.

Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.

Вяжет бабушка носок не по мерке, на глазок. Всхлипнула Зина разок и пошла играть в песок. Я несу корзину, внизу меня ждёт Сима. В грозу мы спрятались с тобой в лесу. Сизый селезень по берегу идёт. Кот Василий напроказил: он тайком в сметану лазил. Возле озёр несколько сёл. Наступил синий зимний вечер. Шла баба из заморья, несла кузов здоровья, тому кусочек, тебе весь кузовочек.

Упражнение № 13. Подскажи словечко и выучи скороговорку наизусть.

Суп сварили из фасоли.

Положить забыли соли.

Несоленый суп с фасоль

Мы потом солили … (солью).

Упражнение № 14. Выучить загадку.

Чудеса, чудеса –

Загорелись небеса!

Стали алы облака,

Стала розовой река. (Заря)

Упражнение № 15. Выучи скороговорку наизусть.

Идёт козёл с косой козой,

Идёт козёл с босой козой,

Идёт коза с косым козлом,

Идёт коза с босым козлом.

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Осветило солнце ели,

Заглянуло в сосняки –

Все снежинки заблестели,

Все зажглись как огоньки.

Упражнение № 17. Произносить (читать) текст.

Золотое поле.

Покуда глаз хватит – золотое поле, море золотое. Ходят по золоту волны, склоняя книзу спелые колосья. Высыпали васильки синие звёзды.

Упражнение № 18. Произносить (читать) текст.

Берёзовый лес.

За берёзой показался шелковистый берёзовый кустарник, тёмно – зелёный.

Место тут степное, глухое. Везде буйно заросла земля, а тут непролазная, по пояс трава. По пояс выросли и цветы. От них – белых, синих, розовых, красных – рябит в глазах. Все поляны залиты ими, такими красивыми, что только в берёзовых лесах растут.

[Ц] - [С]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ца – са             ос – оц              оц – ос            ацу – асу

са – ца             ис – иц             иц – ис            асу – ацу

аца – аса          цо – со              ус – уц            уц – ус

аса – аца          со – цо              ес – ец             ец – ес

ац – ас             ацо – асо           цу – су            ыс – ыц

яц – яс             асо – ацо           су – цу            цы – сы

ацы – асы        ыц – ыс             ас – яц            сы – цы

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

Спица, синица, лисица, столица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песец, скворцы, ресницы, сальце, словцо, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый, станция, красавица, семицветик, сцепление, ситец, маслице, лестница, пословица, столбец, письмецо, бессонница, писательница, скиталец, спится, снится, смеётся, садится, кусается, спускается, стыдится, сдаётся.

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Овца – овса, пыльца – полоса, цапля – сабля, кольцо – колесо, цокот – сокол, к лицу – лису, к кольцу – к колесу, цып-цып – сыпь-сыпь, овцы – косы, куцый – русый, цыкать – сыпать, концы – носы, ресницы – волосы, умельцы – рельсы, цель – кисель, целый – серый, ценный – осенний, цены – сено, цедить – сердить, целина – седина, цвет – свет, цели – сели, цветик – светик, царить – сорить, цок – сок, цел – сел, бац – бас.

Упражнение № 4. Произносить (читать) предложения.

Целый стакан. Сломанное деревце. Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце к нам в оконце.

Упражнение № 5. Произносить (читать) предложения.

На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу. Не велика спица в колеснице. Чист молодец: ни коз, ни овец. Целый день сияло солнце. Сентябрь – осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень. Целый месяц дети были в лагере. Смелый смерти не боится, смелого смерть сторонится. Съел, наконец, кузнец варенец.

Упражнение № 7. Произносить (читать) предложения.

Не всякая птица летит высоко. Солнце садится – лентяй веселится. И месяц светит, когда солнца нет. На свете всё меняется, а правда остаётся. Бедным курицам не спится, если им лисица сниться. Я нарвал овце овса; ешь скорей овёс, овца. Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овцу съел. Не велика птица, да голосиста. Весело поётся, весело прядётся. Не зверь, не птица, а нос, как спица

Упражнение № 8. Выучить стихотворение.

- Пальчик – мальчик где ты был?

- С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Упражнение № 11. Выучить стихотворения.

Цапля важная, носатая

Целый день стоит, как статуя.

У плетня на улице

Встретились две курицы,

Курицы – наседки,

Добрые соседки.

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Птичья зарядка.

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Весна.

Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

Буквы.

Тридцать две родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Зацепила из криницы красна девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

Однажды на концерте

Сидели сорванцы,

Со свистом и со смаком

Сосали леденцы.

[Ц] - [Т]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слои.

ца – тя         цо – тё         цу – тю           цы – ти        це – те

тя – ца         тё – цо         тю – цу           ти – цы        те – це

ац – ать       оц – оть       уц – уть          яц – ять       ец – еть

ать – ац       оть – оц       уть – уц          ять – яц       еть – ец

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

Теплица, темница, таблица, столица, страница, сестрица, пятница, телятница, отцы, птенцы, танцы, центры, ситец, цокать, концерты, рецепты, проценты, цыплята, платьице, полотенце.

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Цирк – тир, цыкать – тикать, цыплята – тигрята, медицина – Валентина, цепкий – терпкий, ценный – тесный, сцены – стены, целлофан – телефон, борец – гореть, боец – болеть, жилец – жалеть, глупец – глупеть, кузнец – тускнеть, молодец – молодеть, заяц – лаять, месяц – десять, паяц – паять.

Упражнение № 5. Произносить (читать) предложения.

Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы сушатся на улице. Нету месяца – темно, звёзды светятся в окно. Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, курицы - наседки, добрые соседки.

Упражнение № 7. Выучить стихотворение.

Буква Ц.

Букв не мало мы узнали,          Цепь, цветок и цифра – тут

Добрались до буквы ц.             Ц в начале все прочтут,

Есть слова, где ц – в начале,      А в словах отец, боец

Есть слова, где ц в конце.         Ц мы пишем под конец.

Упражнение № 8. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Цыплята и утята.

У курицы было десять цыплят, а у утки - пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору. Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать – курица показала, как можно купаться в пыли.

КАРТОТЕКА

ПО

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

[Щ] - [С]  

[Щ] - [Ш]

[Ч] – [Щ]

[Ч] - [С]

[Ч] - [Т]

[Ч] - [Ш]

[Ч] – [Ц]

[Л] – [Л’]

[Р] – [Р’]

[Р] – [Л]

[Ш] – [Ж]

[Ш] – [С]

[Ж] – [З]

[Ш] – [С] – [Ж] – [З]

[С] – [C’]

[З] – [З’]

[С] – [З]

[Ц] - [С]

[Ц] - [Т]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевого материала для дифференциации звуков Р – Л.

Речевой материал для дифференциации звуков Р – Л разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный материал...

Речевой материал для дифференциации звуков [С - Ч]

Представляю подборку речевого материала для автоматизации и дифференциации звуков "С - Ч". Материал пдобран по степени сложности и может использоваться как на занятиях, так и в качестве домашних задан...

Картотека речевого материала для дифференциации звуков С - Ш.

Речевой материал  для дифференциации звуков  [с-ш] разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слоги, слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие тексты для п...

Картотека речевого материала для дифференциации звуков Л - Н.

Представленный речевой материал разбит на отдельные карточки и сгруппирован по лексическим единицам: слова,  словосочетания, предложения, стихи и тексты для пересказа....

Картотека речевого материала для дифференциации звуков Л - В.

Речевой материал для дифференциации звуков Л – В разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный ма...

Методическая разработка "Картотека по автоматизации и дифференциации звуков"

В данном файле представлена информация по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Документ подойдет для логопедов, воспитателей....

Картотека речевого материала для дифференциации звуков [с-з].

Представленный речевой материал разбит на отдельные карточки и сгруппирован по лексическим единицам: слова,  словосочетания, предложения, стихи и тексты для пересказа. Часть карточек иллюстрирова...