Развитие речи в ДОУ
консультация по логопедии по теме
Поиск новых форм организации коррекционной НОД детей дошкольного возраста становится
приоритетным направлением на сегодняшний день.
Основная мысль ФГОС заключается в поддержке разнообразия детства через создание
условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОС.
Речь – это особый вид деятельности,
который активно развивается в раннем и дошкольном возрасте.
Учитывая структуру речевого дефекта и степень его выраженности, определяю следующие
задачи и основные направления в работе (по ФГОС):
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:
2. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем) с опорой на речеслуховой,
речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического анализа и синтеза.
3. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению
4. Формирование начальных навыков учебных умений:
5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к первоначальным навыкам обучения.
Наиболее эффективен результат коррекционной рабрты, проводимый через многообразие игр, так как игра является ведущей деятельностью дошкольника и одним из приоритетных направлений реализации ФГОС.
Право на детскую игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребёнка
Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры;
2) отсутствие безопасного пространства для игры;
3) неадекватная политика чиновников;
4) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру;
5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий;
6) полное отсутствие игры в школе;
7) жесткое программирование свободного времени детей;
8) технологизация и коммерциализация детской игры.
Право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками.
Отношение к игре позитивно должно меняться с введением ФГОС ДО.
Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения,
выделения существенных признаков:
«Найди лишнее слово».
Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».
· Старый, дряхлый, маленький, ветхий
· Храбрый, злой, смелый, отважный
· Яблоко, слива, огурец, груша
· Молоко, творог, сметана, хлеб
· Час, минута, лето, секунда
· Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
· Платье, свитер, шапка, рубашка
· Книга, телевизор, радио, магнитофон
· Мыло, метла, зубная паста, шампунь
· Береза, дуб, сосна, земляника
Игра «4-лишний»
-развитие обобщения
Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;
Сосиски – печенье – тарелка – сыр;
Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;
Кепка – шапка – шляпа – тапочки;
Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;
Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;
Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;
Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;
Синичка – индюк –гусь –петух;
Пенал – тетрадь – карандаш – юла;
Сом – щука – жук – окунь;
Куртка – полотенце – платье – костюм.
«Найди лишнюю картинку».
Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.
Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»
Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.
Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.
Развитие гибкости ума
«Назови слова…»
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
· Назови, слова, обозначающие домашних животных
· Назови, слова, обозначающие диких животных
· Назови, слова, обозначающие наземный транспорт
· Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт
· Назови, слова, обозначающие водный транспорт
· Назови, слова, обозначающие овощи
· Назови, слова, обозначающие фрукты
· Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)
«Назови, одним словом».
- Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию
Процедура:
1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:
а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…
б) Стол, диван, кресло, стул -…
в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…
г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…
д) Январь, март, май, август -…
2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:
а) Ботинки, туфли – это…
б) Прятки, жмурки – это…
в) Зима, осень - это…
г) Пальто, куртка – это…
д) Иванов, Петров, Сидоров – это…
«Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.
Ребенок называет такие варианты:
· Рисовать
· Писать
· Использовать, как палочку,
· Указка
· Градусник для куклы и т.д.
«Говори правильно»
Выучите с ребенком стихотворение.
Скажу я слово «ВЫСОКО»
А ты ответишь - …(НИЗКО)
Скажу я слово «ДАЛЕКО»
А ты ответишь - …(БЛИЗКО)
Скажу тебе я слово «ТРУС»
Ответишь ты - …(ХРАБРЕЦ)
Теперь «НАЧАЛО», я скажу,
Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)
Предложите ребенку игру
«Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот,
например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:
· Веселый – грустный
· Быстрый – медленный
· Красивый – безобразный
· Пустой – полный
· Худой – толстый
· Умный – глупый
· Тяжелый – легкий
· Твердый – мягкий
· Шершавый – гладкий
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
Полезным упражнением для развития детского мышления являетсяотгадывание загадок.
Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки.
А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:
Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)
Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)
Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)
Развитие словесно-логического мышления:
«Определи понятия»
Ребенку предлагаются следующие наборы слов:
· Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
· Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой
· Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус
Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов.
Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».
Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его.
Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?»
или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»
Помогайте ребенку давать определения каждого слова,
задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.
Развитие мыслительной операции:
«Сравнение предметов»
Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:
1. муха и бабочка
2. дом и избушка
3. стол и стулья
4. книга и тетрадь
5. вода и молоко
6. топор и молоток
7. город и деревня
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать.
Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка?
Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»
Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил?
Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.
«Подбери признаки»
Развитие логического мышления и смысловой памяти.
-Подобрать -слова признаки по каждому слову
Игра (какая?)- интересная;
Снег (какой)- пушистый;
Вода (какая?) -холодная;
Луна (какая?)- круглая;
Дым (какой?) - густой);
День (какой)- солнечный;
Трава –
Крик-…
Стол -..
Окно -..
Дом -…
«Предмет-действие»
Развитие мышления и речи
Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата -копать».
Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить), забор (огораживать территорию), книга (читать), градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).
«Смысловые ряды»
-детям предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.
Волк – заяц, кошка - …
Быстро – быстрее, медленно - …
Лиса – лисенок, волк -…
Белка – орешки, медведь - …
Человек – дом, крот - …
Лес – деревья, поляна - …
Пальто – зима, шорты - …
Море – вода, суша - …
Вода – кран, свет - …
Учитель – школа, воспитатель - …
«Вопрос-ответ».
активизация логического мышления и речи
Вопросы детям:
- Чем похожи стул и табуретка?
- Какие слова начинаются с буквы В?
- Какие вежливые слова вы знаете?
- Как вы думаете чему учат в школе?
- Какой день следует за вторником?
- На какой свет светофора надо переходить улицу?
- Чем отличается бабочка от стрекозы?
- У коровы телёнок, а у лошади…
- Назовите детёныша у овцы?
- Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?
- Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.
- Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)
- Какой день надели последний?
- Что делают из муки?
- Кто работает в магазине?
- Мышь маленькая, а муравей…
- Певец поёт, а балерина…
- Где работает клоун
Рассказ о празднике «День народного единства» Возраст: средняя группа (4 – 5 года) Цель: рассказать детям о празднике День народного единства. Дать элементарные знания о подвиге Д. Пожарского и К. Минина. Воспитывать гордость за подвиг народа. Ребята, в какой стране мы живем? (Ответы детей). Какой праздник будем отмечать в России 4 ноября? (Предположение детей). Праздник называется «День народного единства». Единство – это когда люди понимают друг друга, уважают, прощают, делают добрые дела. Вы хотите узнать в честь, каких событий появился этот праздник? (Ответы детей) Это было много – много лет тому назад. Нашу землю захватили поляки. (Мы живем в России – мы россияне. Люди, которые живут в Польше – поляки.) Отважные, смелые богатыри Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский объединили народ, чтоб победить врага. Благодаря тому, что народ объединился и победил в этой нелегкой борьбе, наступил мир. В городе Москве, на Красной площади есть памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Подойдем к Центру «Россия - Родина моя» и рассмотрим фото памятника. Облокотившись на щит, Дмитрий Пожарский сидит и внимательно слушает товарища. Кузьма Минин стоит и рукой указывает на Кремль. Кузьма призывает князя Пожарского, чтоб он присоединился и возглавил народное ополчение, чтоб всем вместе прогнать врага с родной земли. На Руси очень много героев, которые защищали нашу Родину. Жаль, что им всем невозможно возвести памятники. Давайте будем помнить, и гордится их подвигами! |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевое развитие -ФГОС | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи; - развитие фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Приоритетное направление реализации ФГОС Игра - ведущая деятельностью дошкольника
ПРОБЛЕМЫ Иллюстра- ции Упражнения Оценки ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ (ФГОС)
Единое коррекционно - образовательное пространство психолог учителя физрук родители логопед воспи- татели мед. персонал музык. руково- дитель ребёнок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...