"Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе".
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
"Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе".
У детей в возрасте 5-6 лет, непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение — единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к опосредованному произвольному запоминанию и припоминанию. В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом. На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельность ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл. Развитие зрительной и речеслуховой памяти успешно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие словесно-логического мышления, на овладение письменной речью. Опыт работы воспитателем группы компенсирующей направленности, проведение констатирующего эксперимента совместно с логопедом по методике «Десять слов», разработанной А.Р. Лурией, что:
· у дошкольников с общим недоразвитием речи зрительная память сформирована лучше речеслуховой память как следствие нарушения фонематического слуха;
· зрительная память у детей развита лучше речеслуховой вследствие преобладания наглядно — образного мышления.
· дети быстрее запоминают слова конкретного значения, труднее абстрактного и переносного;
· поскольку словарь детей с общим недоразвитием речи содержит наиболее частотные слова, то они не могут запомнить новые слова неизвестного значения.
В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 4-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное. Развитие зрительной и речеслуховой памяти успешно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие словесно-логического мышления, на овладение письменной речью. Развитие зрительной и речеслуховой памяти предупреждают появление во время школьного обучения дисграфии и дислексии. Благодаря выявленным особенностям состояния зрительной и слуховой памяти, специалистами и воспитателями проводится коррекционно-развивающая работа по развитию данных психических функций, а также обогащение лексикона словами с абстрактным и переносным значением, фразеологизмов, толкование новых слов, пословиц, поговорок; заучивание потешек, стихотворений, пересказ коротких сказок и рассказов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 14.05 КБ |
Предварительный просмотр:
"Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе".
У детей в возрасте 5-6 лет, непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение — единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к опосредованному произвольному запоминанию и припоминанию. В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом. На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельность ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл. Развитие зрительной и речеслуховой памяти успешно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие словесно-логического мышления, на овладение письменной речью. Опыт работы воспитателем группы компенсирующей направленности, проведение констатирующего эксперимента совместно с логопедом по методике «Десять слов», разработанной А.Р. Лурией, что:
- у дошкольников с общим недоразвитием речи зрительная память сформирована лучше речеслуховой память как следствие нарушения фонематического слуха;
- зрительная память у детей развита лучше речеслуховой вследствие преобладания наглядно — образного мышления.
- дети быстрее запоминают слова конкретного значения, труднее абстрактного и переносного;
- поскольку словарь детей с общим недоразвитием речи содержит наиболее частотные слова, то они не могут запомнить новые слова неизвестного значения.
В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 4-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное. Развитие зрительной и речеслуховой памяти успешно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие словесно-логического мышления, на овладение письменной речью. Развитие зрительной и речеслуховой памяти предупреждают появление во время школьного обучения дисграфии и дислексии. Благодаря выявленным особенностям состояния зрительной и слуховой памяти, специалистами и воспитателями проводится коррекционно-развивающая работа по развитию данных психических функций, а также обогащение лексикона словами с абстрактным и переносным значением, фразеологизмов, толкование новых слов, пословиц, поговорок; заучивание потешек, стихотворений, пересказ коротких сказок и рассказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.
В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память (Эльконин Д.Б., 1989). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом ...
Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Данная статья рассказывает об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Данный материал содержит авторскую научно-обоснованную и опробированную методику по развитию речеслховой памяти в системе логопедического воздействия по устранению ОНР. Работа по развитию речеслуховой...
Особенности зрительной и слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе.
статья....
Развитие слухового внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Статья поможет в организации работы с детьми с речевыми нарушениями. Учет особенностей внимания данной группы детей позволит повысить эффективность работы....
Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье кратко представлено исследование слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР....