Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (старшая группа)

Татьяна Ивановна Жданова

В статье кратко представлено исследование слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей, характеризующееся несформированностью всех средств языка является наиболее распространенным речевым нарушением у детей дошкольного возраста.

В имеющихся исследованиях обобщены научные данные, которые отражают этиологию и характер ОНР у дошкольников, описаны клинические аспекты его проявлений, определены критерии и выделены уровни речевого развития (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В, Чиркина и др,)[1]. У детей с ОНР, наряду с речевыми расстройствами имеются недостатки в развитии высших психических и моторных функций, эмоционально-волевой сферы, указывающие на системный характер нарушения речевой деятельности. Отклонения в формировании высших психических функций тормозят процесс коррекции недостатков речевого развития, снижают его эффективность.

Ученые подчеркивают необходимость рассмотрения речевой недостаточности ребенка не изолированно, а во взаимосвязи с его индивидуальными особенностями развития, состоянием высших психических функций (Т.Н. Волковская, Р.И. Лалаева, Р.В. Левина, В.И. Лубовский)[...].

Большинство    ученых,   занимающихся    вопросами    воспитания    и обучения   детей с ОНР,  указывают на тесную взаимосвязь речи и мнемических процессов (Л. И. Белякова, И.Л.Власенко, ГО.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, А.Н. Корнев, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). При этом память детей с ОНР является наименее изученной областью с позиций системного подхода.

Вопрос о механизмах и особенностях памяти взрослых и детей с нормальным развитием и методах совершенствования мнемических процессов достаточно широко представлен в психолого-педагогической литературе (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). Однако немногочисленные специальные исследования, посвященные анализу особенностей памяти и условий ее развития у детей с недоразвитием речи, не обеспечивают потребности коррекционно-педагогического процесса.

Анализ методического обеспечения показал, что система методов, методических приемов и специальных упражнений, направленных на развитие мнемических процессов в структуре логопедических занятий с детьми, остается недостаточно разработанной.

С целью более глубокого изучения слухоречевой памяти у детей нами использовался диагностический комплекс, включающий нейропсихологические методики А.Р. Лурия, модифицированные Л.C. Цветковой для работы с дошкольниками: «Заучивание 10 слов», «6 слов», «Две группы по три слова».

Методика «Заучивание 10 слов» направлена на исследование объема и скорости произвольного слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного воспроизведения. В качестве стимулов детям были предъявлены 10 простых, хорошо знакомых слов - существительных, не представляющих трудностей для произнесения. Стимульный материал детям предлагался до 5-ти раз.

В исследовании принимали участие 20 детей. Анализ и обработка результатов показали, что объем непосредственной памяти после первого предъявления - 5 слов у 10% детей экспериментальной группы, 4 слова у 20% дошкольников, 3 слова воспроизвели 45% детей, 2 слова также у 20% испытуемых, ни одного слова не воспроизвел лишь один ребенок (5%). Практически у всех детей (75%) отмечались парафазии.  Дети заменяли слова другими, не имеющими никакого отношения к предъявляемой линейке слов (метла, огонь, друг, мяч, пчелы). Также 60% детей экспериментальной группы использовали в перечислении слов привнесения. Половина испытуемых (50 %) существительное «конь» заменяли словом «лошадь», 3 ребенка слово «окно» заменяли на существительное «стекло». Это свидетельствовало о трудностях точного запоминания словесных стимулов и их актуализации. В ходе проведения данной методики у некоторых детей наблюдались персеверации, некоторые дошкольники настойчиво воспроизводили одно и то же слово (существительное «лес» употреблялось в сочетании с прилагательным «дремучий», существительное «метла» ассоциировалось со словом «игла»). Такие процессы свидетельствуют об инертности мнестической деятельности. Рост числа ошибок в виде парафазии, привнесений, персевераций свидетельствует об отсутствии контроля и стабильности регуляции мнестической деятельности у детей с ОНР.

При проверке продуктивности отсроченного воспроизведения  9 из 10 слов воспроизвели только 5% детей, 7 слов повторили 20% дошкольников, 6 слов воспроизвели 2 дошкольника (10%), 5 слов повторило наибольшее количество детей – 7 человек (это составило 35%,), 4 слова запомнили 3 человека (15%) и 3 слова вспомнили 3 дошкольника (15%).

В результате обработки первичных экспериментальных данных среднегрупповое число воспроизведенных словесных стимулов у детей с ОНР после первого предъявления составило 3, а при отсроченном воспроизведении это число составило 5.

С целью выявления возможности ребенка с ОНР удерживать в памяти в заданной линейной последовательности предъявленные словесные стимулы была проведена  методика «6 слов».

Анализ результатов показал: после первого предъявления в линейной последовательности по 3 слова повторили 4 дошкольника (20%), по 2 слова - 7 детей, что составило 35% испытуемых, по 1 слову воспроизвели 4 человека (20%) и  не повторили ни одного слова 5 детей (25%). Для изучения динамики запоминания линейной последовательности детям предлагалось по 5 предъявлений, после которых результаты оказались следующими:  6 слов повторили 5% всех детей экспериментальной группы, 5 слов воспроизвели 10% детей, 4 слова назвали 35% испытуемых, 3 слова повторили 3 детей (15%) и лишь по 2 слова воспроизвели 3 дошкольника (15%). В ходе проведения данной методики также наблюдались вербальные парафазии, связанные с заменой слова-стимула на слово, присутствующее в активном словаре ребенка, его форму (кот-кошка), замены на множественное число (рука-руки).

Полученные результаты свидетельствуют о том, детям с общим недоразвитием речи требуется целенаправленная коррекционная работа по преодолению трудностей запоминания. Развитию слухоречевой памяти детей с ОНР в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. При коррекции памяти необходима организация специальных занятий по совершенствованию, развитию мнестической деятельности.

Таким образом, общее недоразвитие речи разного уровня речевого развития безусловно накладывает отпечаток на формирование познавательных процессов, в частности на особенности памяти детей с речевой патологией.

Список литературы:

  1. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда / Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
  2. ЛОГОПСИХОЛОГИЯ /Авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. –  150 с.
  3. Мастюкова, Е. М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи/ Е.М. Мастюкова // Дефектология. – 1972. - №5. – С. 12-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память (Эльконин Д.Б., 1989). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом ...

Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья рассказывает  об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...

"Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе".

quot;Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе".У детей в возрасте 5-6 лет, непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведе...

Особенности слухоречевой памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности  слухоречевой  памяти  старших  дошкольников  собщим недоразвитием речи.Слухоречевая память имеет огромное значение в развитии детей, и в частности в ра...